В греческом
часослове 1897-го года «изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня»
означает буквально: Кресный ход. «По причине болезней, весьма часто бывавших в
августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо
Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне,
износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви
(в честь Святой Софии-Премудрости Божией). До Успения Пресвятой Богородицы
Крестными ходами шли по улицам, творя Литии по всему городу, предлагали его
потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
Праздник великих и славных побед.
В России Праздник установлен по случаю Знамений от икон Спасителя,
Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского
(1164) с волжскими болгарами.
В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар,
теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь
Царицы Небесной, князь взял с собой Ея чудотворную икону, которая была
принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской.
Два священника в облачении несли пред войском святую икону и Честный Крест
Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись Святых Таин,
обратился с горячей молитвой к Богородице: «Всяк
уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров».
Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись
к образу, пошли против врага. Болгары были разбиты и обращены в бегство.
Согласно Преданию, именно в тот же день греческим
императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным
доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи,
выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста.
Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны
были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия
князя Андрея и императора Мануила, и по благословению представителей высшей
церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой
Богородице.
В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу
соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в
воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды.
Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».
Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I». В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия
церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению патриарха Московского и
всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на
происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и
просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Другое народное название праздника: «Медовый Спас». Это название связано с
тем, что на Руси в этот день пчеловоды подрезывали ульи с медом и несли соты
нового сбора для освящения в церковь. После освящения меда в этот день угощали
им всех желающих и в первую очередь раздавали мёд бедным. В старину даже
говорили, что «на Первый Спас и нищий
медку попробует».
По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение
Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды.
Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное
название праздника – медовый Спас).
Кресный ход 1 августа 2010 г. в Борисоглебске, Ярославской области.
LUCH 2010