«Смотрелась ли ты нынче в зеркало и видела ли, что лучше твоего лица ничего нет на свете? А душу твою я люблю более твоего лица!»

                                                          ДУХОВНОЕ   ПРЕОБРАЖЕНИЕ  ПУШКИНА    ЛИЛИТ  КОЗЛОВА

Text Box:  Суббота, 12 мая 2001 г., 15:25 GMT 19:25 MCK 
Московской Хельсинской группе - 25
 

По мнению правозащитников, Леонид Брежнев не собирался выполнять Хельсинские соглашения по правам человека
В Москве начались мероприятия, посвященные 25-летию создания Московской Хельсинской группы (МХГ). Собравшиеся на юбилейную конференцию представители правозащитных организаций России и мира не только вспоминали события советского периода, но и обсуждали план действий в новой политической ситуации. 
МХГ появилась на свет 12 мая 1976 года. В этот день на пресс-конференции, созванной Андреем Сахаровым, профессор-физик Юрий Орлов объявил о создании группы содействия выполнению Хельсинкских соглашений. 
Согласие и несогласие с Хельсинки 
1 августа 1975 года в Хельсинки правительства 35 стран, в том числе СССР, подписали заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Акт закрепил европейские границы и определил принципы мирного сосуществования государств, связав внешние гарантии их безопасности с обязательствами по правам человека. 
"Брежнев вынужден был подписать эти соглашения, но выполнять их он не собирался, - вспоминает Юрий Орлов. - Западные правительства не могли требовать от СССР выполнения "третьей корзины" (обязательств по правам человека), если граждане страны сами этого не требовали. Ответ был простой: смотрите, граждане считают, что мы выполняем, иначе бы они сказали. Нужно было доказать, что это не так." 
Зачем нужна МХГ 
 

Учредительное собрание МХГ прошло на квартире академика Сахарова
В заявлении МХГ, подписанном 11 правозащитниками и переданном западным корреспондентам, говорилось, группа намерена информировать правительства и общественность стран-участниц Хельсинкского акта о случаях прямых нарушений в СССР гуманитарных статей этого документа. 
За 6 с небольшим лет существования МХГ ею было выпущено 230 документов, посвященных этим нарушениям. В феврале 1977 года начались аресты членов МХГ, к началу 1981 года на свободе осталось лишь трое ее участников, и МХГ была вынуждена распуститься. Восстановлена она была лишь в 1989 году. 
А сейчас? 
Сегодня у российского правозащитного движения, имеющего свои организации практически в каждом регионе страны, новые задачи. "Как и в прошлые времена, главное - это работа с людьми, - говорит Кэтрин Фитцпатрик, глава Международной лиги прав человека, 23 года проработавшая с МХГ. - Но сейчас надо придумать новые способы работать. Судиться даже через зависимые от власти суды, обучать адвокатов, идти на конструктивный диалог с властями там, где он возможен. И помнить: начинается вторая холодная война и наша задача - вновь связать безопасность с правами человека". 
Депутат Госдумы, правозащитник Сергей Ковалев скептически относится к возможности вмешательства западных стран в ситуацию с правами человека в России. 
Наглядной иллюстрацией к позиции Запада, по его мнению, может служить ситуация с Чечней, по поводу которой ни одна из стран Европы, несмотря на призывы ассамблеи СЕ, не обратилась в Страсбурский суд по правам человека. 
"Наше движение нуждается в том, чтобы оказывать давление на власть и не только на нашу власть, - считает Сергей Ковалев. - Мы должны восстановить цепочку, действовавшую четверть века назад: наше ненасильственное давление на общественные структуры Запада и их давление на западные правительства". 
Юрий Орлов, в свою очередь, убежден, что работать надо в первую очередь с гражданами страны. Тем не менее, в школу для политиков, которая будет работать в рамках правозащитной школы при МХГ, по его мнению, неплохо было бы пригласить Владимира Путина. 
Наталия Бабасян, Москва 

             Господи! Душа сбылась: умысел мой самый тайный... Марина Цветаева.

Последние 3 дня Пушкина после дуэли: в результате смертельного ранения и ответного выстрела в Дантеса, появляется новый Пушкин, совсем на себя прежнего не похожий, Пушкин – всепрощающий.

 

Духовное преображение поэта видят все, кто окружали его в предсмертные дни. А именно: верный Никита, сестра жены Александрина, Пётр и Екатерина Вяземские, Василий Андреевич Жуковский, А.И.Тургенев, М. Ю. Вильегорский, доктора Е.И. Андреевский, В.И. Даль и И.Т. Спасский (жена Наташа, хоть и неотступно была рядом с мужем, едва ли могла что-то увидеть, так как сама находилась в состоянии нервного срыва и полного упадка сил).

 

Что же на самом деле произошло и явилось причиной глубочайшего личностного переворота? Страшные ли физические страдания, раскаяние ли в преднамеренном зле, предыдущие ли раздумья и настроения, или же глубинные свойства характера и души, подспудно дремавшие до этого трагического мгновения?

 

А.О.Смирнова-Россет. Художник П.Соколов. 1834 г.В начале было Слово... Сейчас мало кто сомневается, что живем, как думаем; что выбираем – мыслью своей, так и  строим собственную жизнь.

 

Наше представление, образ – тот посредник, что стоит между мыслью и реальными действиями. Чтобы внутренне измениться, надо этого захотеть, снова и снова возвращаясь к этому желанию мысленно: словами, молитвой, стихами. В стихах образ особенно ярок, убедителен и глубок, и если обратиться к творчеству поэта, быть может скорее найдём ответ на поставленный выше вопрос.

 

Каким Пушкин был в жизни знают все, кто хоть раз заглянул в его письма. Но чувства добрые он лирой пробуждал, не это ли самое главное? Остальное читатель или не знает, или забывает, отдаваясь высокой Поэзии, или прощает. Поэту был дарован от рождения великий спаситель: его собственное сердце, те искренние, высокие чувства, на которые он до конца своих дней не просто был способен, но исповедал – шёл за них на смерть.

 

К одному из первых и главных таких святых порывов вероятно относилась его любовь к «Мимолетному виденью», которой была не А.П. Керн, а скорее всего, императрица, красавица Елизавета Алексеевна, супруга Александра Первого.

 

Известная своей кротостью и благочестием*, это, скорее всего, она со «строгою красой её чела и полными святыни словесами», разговаривала с Пушкиным и лицеистами в одно из посещений Лицея, «смиренная,  величавая жена, приятным сладким голосом». Тем более,  что  обращаясь к её фрейлине, Н.Я. Плюсковой, он прямо признаётся:

 

Text Box:   Я, вдохновенный Аполлоном,

Елизавету ВТАЙНЕ пел.

 

Небесного земной свидетель,

Воспламененною душой

Я пел на троне Добродетель

С её приветливой красой.

 

Любовь и тайная свобода

Внушали сердцу гимн простой, ...

 

Итак, всё-таки любовь. Тайная, скрытая, неотступная. Невозможная. Ею полон ряд стихов до восемнадцатилетия:

 

Мечта! В волшебной сени

Мне милую яви:

Мой свет, мой добрый гений,

Предмет моей любви.

И блеск очей небесный,

Лиющий огнь в сердца,

И граций стан прелестный,

И снег ее лица; ...

 

Именно эта любовь, кем бы она ни была вызвана, поднимала его на высоты духовного переживания, выливавшегося в стихи и откровения. И здесь главным является именно то возвышенное состояние восторга и упоения, которое испытывал поэт.

 

Пусть только на момент, пока писалось, но менно оно, это состояние: искренности, полёта и откровения, его растило. Стихи фиксировали этапы творчества. Возможно, эпикурейская установка: «наслаждайся!», дополненная христианской верой в загробный мир и поданная с единственной высоты личностных переживаний, творили творческую индивидуальность. Стихотворение "Добрый совет" звучит, как кредо юного поэта:

 

Пусть наша ветреная младость

Потонет в неге и вине, ...

 

Text Box:  В целом, в глубине своей, в самой сути, кредо совершенно верное; установка на жизнь, хоть и быстротечную, полную поиска радости. Если убрать вино физическое, то, что в бокалах, и оставить вино духовное, как у суфиев, а негу дополнить любовью, то лучше сказать и нельзя. Но в том виде, в каком вся эта установка на жизнь реально выполняется, это смерть – движение в противоположную от жизни сторону. И он это чувствует:

 

                             Мы же – то смертельно пьяны,

                       То мертвецки влюблены.  (1924)

 

Тупик. Куда теперь? Снова туда же, к Женщине, иначе чем себя утешить. «Души неясный идеал»,  женский образ, работал в душе всю жизнь, и мимолетные увлечения на какой-то момент в него воплощались.

 

Не случайно так много восторженных юношеских стихов к Наташе, Дориде, Ольге, Лиде, Делии, Адели. Незаметно для самого Пушкина в нем формировался светлый противовес шалопаю и повесе. И наконец, ужасный вывод в 22 года: "А нам уже пора злословить"…

 

Не хочется сильно углубляться в причины преобладания в повседневности поэта земной личности. Видимо, здесь комплекс толчков-истоков: раннее детство в случайных** руках кормилицы и няни, без материнской любви и ласки, а потому неудержимое желание обратить на себя внимание, выделиться чем угодно, но обязательно стать замеченным, первым.

 

Позже это толкало сказать удачнее, острее, пошлее и циничнее всех своих товарищей. Возможно, играл роль его очень малый рост, чуть более полутора метров. Подспудное стремление самоутверждаться? На поверхности – ёрничанье, цинизм и бравада: мир гадок и прост, хоть душа просит высоты и Бога: «глубоких ран любви ничто не излечило»... Но и пронзительно-чистое, написанное в 30 лет:

 

Я вас  любил:  любовь еще, быть   может,

В   душе  моей  угасла  не  совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то нежностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

 

Всю жизнь поиск, томление по Высокому, возможно, не всегда осознанное. Искренне и усердно искал не там, а где проще, очевиднее. Из любимой жены, поостыв, сделал "милого друга", "жёнку", однако неистово ревновал и заставлял ревновать, снова и снова давая для этого поводы. Злые эпиграммы, кощунственные выпады с необходимостью многоточий при публикациях – острословие, пополняющее ту область жизни, о которой сам же сказал: «Я с отвращением читаю жизнь свою»...

 

Спасают светлые стихи: в них он настоящий, лучший, без конца обновляющийся и растущий с каждым новым возвышенно-поэтичным стихотворением. Тот, кого не надо самому стыдиться и отвергать. Так из собственных недр извлекается новая личность и постепенно крепнет. Стихи-откровение «Пророк» (1826) кладут начало новому ощущению себя-поэта, ведь «грешный» язык, «празднословный и лукавый», вырван. Да ещё открылась бездна:

 

                                       И горний ангелов полет,

                                       И гад морских подводный ход,

 

и Предназначение: «глаголом жечь сердца людей». В конце жизни стихотворение «Памятник» венчает приближение ко всё более крепнущей новой личности в себе. Это момент полного самопринятия. В нём предельная внутренняя распрямленность автора, верное ощущение себя и своей значимости. Смелость высказать всё так, как есть, по большому счёту. Высочайшая самооценка и – естественность звучания велиого в стихах.

 

И вот – последние три дня жизни. Они-то и делают новую личность единственной необходимой и логической в Час испытаний перед лицом Вечного.

 

45 часов смертельно раненого Пушкина после дуэли. После ответного выстрела в Дантеса, когда, казалось бы, всё правильно с обычной, житейской точки зрения: «око за око, зуб за зуб». Но вот в какой-то неведомый момент домашний врач признаётся в своем бессилии помочь и предлагает совершить последний христианский долг. Исповедь Пушкина настолько потрясла священника, что он со слезами рассказывал: «Для самого себя желаю такого конца, какой он имел».

 

Самое явное во внутреннем преображении умирающего поэта, не скрытое тайной исповеди: прощение своего убийцы. Данзасу было сказано: «Требую, чтобы ты не мстил за мою смерть. Прощаю ему и хочу умереть христианином».

 

В ответ на записку Государя, Николая Первого: «...прими моё прощение, ...О жене и детях не беспокойся. Я их беру на своё попечение». Поэт шепчет: «Скажите Государю, жаль, что умираю, весь был бы его...»

                                                                                                                       

В новой личности – примирение со всем и со всеми. 

 

Откуда только взялись, казалось бы,  любовь и прощение? Но Пушкин шёл к ним всю  жизнь,  с  первого  своего  восторженного стихотворения... А модель прощения не раз возникала в его душе как сопровождение радостного, счастливого момента. В юношеской поэме «Руслан  и Людмила» всё кончается прощением и раскаянием злодеев: Фарлаф пред ним и пред Людмилой:

 

У ног Руслана объявил

Свой стыд и мрачное злодейство;

Счастливый князь ему простил; ...

 

Уже зрелый Пушкин таким же прощением и раскаянием кончает «Сказку о царе Салтане»:

 

Тут во всем они признались,

Повинились, разрыдались;

Царь на радости такой

Отпустил всех трех домой.

 

Меньше, чем за год до гибели поэт молится:

 

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия  не  дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

 

 

 И не сбылось ли по молитве его?

 

 

 

                DD01009_

 

 

 

МУЧЕНИК ЛЮБВИ, или «ХОЧУ УМЕРЕТЬ ХРИСТИАНИНОМ»

 

Не будем забывать: Пушкин родился в христианской семье, крещён младенцем, воспитан удивительнейшей русской Женщиной, христианкой.

 

Первый поэт России был не только европейски, но и библейски образован. Библия и Евангелие всю жизнь оставались настольными книгами в кабинете поэта. «Я не хочу печалить вас ничем» – поэт хранил в душе идеалы высочайшего самоотречения.

 

Пушкин жил и действовал, ни единым словом или поступком не отступая от планки Высшего Предназначения, считая своё служение Слову главнейшим Долгом: долгом таланта перед Творцом.

 

И здесь он проявил, как мне кажется, весьма поучительное, если не сказать: святое постоянство. К известному выражению «Пушкин наше всё» хотелось бы до-сказаmь «...что привнесла вера в жизнь русского человека: жар серафимской любви к Слову, к  людям, к России»...                                   Лариса Гумерова

 

 

1.      Дискриминация гения? Категорическое несогласие!

Итак, вы прочли небольшое эссе, написанное Л.Н. Козловой в 2002-м году. Автор касается важной, во многом нераскрытой темы: духовного перерождения А.С. Пушкина в момент его трагической кончины.

 

Несмотря на бесспорные литературно-художественные достоинства статьи и оригинальный авторский взгляд на события 3-х последних дней жизни Поэта, позволим не вполне согласиться с выводами Лилит Николаевны. А именно: не был никогда Пушкин, «умнейший муж России», как сказал о нём царь Николай I, ни шалопаем, ни шутом, ни тем более ничтожеством с жаждой самоутверждения.

 

К чему эта дискриминация? Это унизительное обывательское снисхождение к «шалостям» и «безобразиям» юности, дабы не придавать им такого уж значения? Подобный взгляд на одного из Отцов-основателей русской нации кажется весьма поверхностным, если не сказать более. И второе: ни для кого в России давно не секрет, и все прекрасно это знаем, что под брэндом «Пушкин» пускалась в ход и распростапнялась масса модной словесной порнографии, переводной или местного разлива, от стихоплётов типа Баркова и иже с ним.

 

Это являлось и является, увы, по сей день гнусной клеветой, всю жизнь следовавшей за гением, подобно облаку пыли, что  следует за всадником на его пути. Александр Сергеевич сразу же размежевался с подобного рода писаками, ясно сказав: «Но эта гнусная забава/ Достойна старых обезьян».

 

Да и весь ли человек в своих письмах, категорически возразим уважаемому Автору?

 

Весь ли гений – в житейских контактах с современниками? А как же: его сокровенные мечты и молитвы, его откровения, доступные порой только для потомков? Его духовная реальность и сообразные с ней поступки? Его выбор,  его страдания, Служение и преданность святому Долгу? О многом таком сказать словами – просто не возможно.

 

Как можно судить по письмам, главная задача которых: смешить, развлекать и доставлять другу удовольствие (порой, в ущерб собственой репутации) – о самом главном, глубоко потаёном?

 

К великому сожалею, Александр Сергеевич не был щепетилен в друзьях, это правда; а вот доверчив, порой без меры, наивен и неосмотрителен – был всегда. И как все поэты, до смерти оставался он ребёнком, не в меру доверчивым и слишком душевно открытым.

 

Помимо уникальной одарённости, Александр Сергеевич был искренним, чистым и цельным человеком. Бывал вспыльчив – да. И нетерпим, и пристрастен, обидчив. Но абсолютно не умел притворствовать, рассчитывать, следуя корыстным целям или быть двуличным.

 

Пушкин прожил прекрасную и чистую от зла жизнь, всего себя отдавая людям и Поэзии. Искрнее был способен на самоотверженную дружбу и великую любовь. Он мало заботился о себе, не подличая и не притворяясь, всегда обличая зло, корысть и несправедливость. В конце концов, это типично русский характер и душа.

 

Позволим себе несколько более подробно развить эту тему.

 

2.      Избранничество от младенчества. Дар пророчества. До последней минуты служил Просвещению.

Грехи человеческие, как правило, чаще всего проистекают от невежества: от непонимания основ мироустройства, от низкого, корыстного взгляда на мир, на ближнего своего. К подобным ужасам поэт не причастен. Чтение и постоянное пополнение знаний – не поросто были его главной потребностью, но истинным наслаждением, а книги – самыми верными друзьями. С ними он столь нежно прощается перед смертью: гладит, благодарит как самых дорогих помощников и учителей. Все, кто приходили навестить поэта в последние дни его жизни, кто мог наблюдать сцену прощания Пушкина с книгами, были буквально потрясены: плакали и не могли забыть о том всю жизнь, как Откровение или чудо.

 

До последней минуты Пушкин служил Просвещению и всегда помнил о своём высоком долге. Не случайно в ранней молодости уже написан «Пророк» и многие другие стихи-откровения, вся высочайшая духовная лирика; философский взгляд на жизнь, на предназначение человека – навсегда остались главной и не закрываемой в творчестве темой.

 

Разве это не достойно восхищения, уважения, преклонения и благодрности потомков? Но странное дело: нам отчего-то всегда важнее знать и помнить фривольности, огрехи, стишки в альбомах. Может быть дело тут, извините, вовсе и не в Пушкине?

 

Ничего не говорится в статье и о том, каким счастливчиком и баловнем судьбы родился поэт. Родители были самые просвещённые, утончённые люди своего времени, о которых говорят: сливки общества. Дядя поэта был известнейший в Санкт-Петербурге и Европе литератор и поэт, автор модного «Опасного соседа», поклонник Н. М. Карамзина, друг А.В. Жуковского. Уже от рождения мальчик приближен к императорскому двору и к личной жизни коронованных особ. Всеобщий любимец и баловень, он никогда не был «брошен в глуши без внимания». Это совершенно не так.

 

Хлопотами Василия Львовича, подающего большие литературные надежды подростка, с 11 лет определили в императорский Лицей, где он сразу же юыл замечен Державиным и Жуковским, возрастал в среде самых знатных, воспитанных и одарённых детей и передовых преподавателей того времени. С начала жизненного пути Александр имел все возможности для роста и развития уникальных дарований. Часто ли выпадает смертным подобный антураж?

 

Все двери были отворены пред ним настеж. С малых лет поэт не просто вращался в высших кругах, но был их украшением, изысканным удовольствием этих самых высших кругов, домов и фамилий. Он привык к благоговейному вниманию, поклонению и ощущению себя востребованным и значимым. Всюду являться душой общества, обласканным и желаемым буквально всеми – легко ли при этом оставаться простым, доверчивым, искренним?

 

Мнением Адександра дорожили, его общества искали, за каждым шагом следили, ловили и передавали из уст в уста каждое произнесённое или написанное слово. При жизни поэт уже стал национальным героем. Такой переизбыток внимания и любви сказался на судьбе Александра Сергеевича скорее отрицательно, возможно посеяв семена гордыни, что и привело в дальнейшем к отклонениям и неверным поступкам.

 

3.      Страдалец Просвещения. Мученик Любви.

С детства знаем, как любила и буквально боготворила маленького Сашу его Арина Родионовна. На такую любовь способна лишь Русская Женщина. Самоотверженное служение милому Ангелу составляло смысл её скромной (великой!) судьбы. Какой заботой, лаской и вниманием был окружён ребёнок – няня буквально выносила на руках и вскормила со всем обожанием наше русское Чудо.

 

Она напитала мальчика историческими токами Руси: сказками, песнями, былинами – взрастив в будущем Поэте высочайшие идеалы Добра, сострадания и душевной щедрости. То есть по сути всего самого светлого, чем жил в веках, чем славился русский народ, и что бережно устно передавалось в России из поколения в поколение.

 

Уникальная живость, образность, фантазия, возвышенный романтизм – органически присущи творчеству А.С.Пушкина. Безусловное Рыцарство, простота и искренность,  оптимизм и сила веры в Добро – всё это впитано им с самого детства, плюсом ко всему, чем так щедро наделили поэта Бог и Природа.

 

А. С. Пушкин был умнейшим, просвещённейшим человеком Эпохи – универсалистом, глубоко познавшим, принимающим и тонко ценившим любую культуру: во всех без исключения нациях и народах истинную просвещённость. Он был Даром Небесным России в просвещение и излечение от нашей исконной русской ксенофобии. И как страдал всю свою жизнь от глухих бессердечных невеж и чинуш, всех этих уваровых, нессельроде, полетик, геккеренов и проч., проч., проч., на которых, как и на плохие дороги, увы, богата Россия, – тоже хорошо знаем.

 

Маленькому гению была припасена от Бога и совершенно особая Няня. Арина Родионовна былла русской крестьянкой, истинной христианкой. Она крестила Сашеньку на ночь, молилась за него перед образами. На всю его жизнь Няня оставалась преданным Ангелом хранителем его души. Сколько поэт посвятил ей удивительно тёплых и нежных строчек, а какие письма она сама писала ему в разлуке!.. Возможно ли согласиться, что Пушкин с детства был «обделён любовью и материнской заботой»? Скорее наоборот.

 

К великому сожалению, любовь порой портит человека, особенно молодого, неопытного.

 

В своих взрослых отношениях с женщинами Александр Сергеевич искал и не находил той же искренности, глубины и самоотверженности, какую привык видеть в своей Кормилице. Молодость не позволяла осознать, что любовь – редкий из редких дар. Это талант, которого удостаиваются от Бога единицы. Отсюда скорее трагические недоразумения юности поэта: по своим внешним данным был он отнюдь не аполлон, но избалованный любовью и всеобщим обожанием, безмерно страдал от малейшего непонимания или холодности.

 

4.      «Самая главная, неисчерпаемая для вдохновения Книга».

Стремление к Идеалу, идеальному женскому образу,  возможно и заменяло и развивало религиозность в мятущейся душе гения. Пушкин как никто другой умел боготворить женщину, искренне преклоняясь перед её достоинствами и служа возлюбленной всем жаром и преданностью сердца.

 

А «цинизм и ёрничанье» – чаще всего плохо скрываемая поза, безумная боль разочарования или обиды. Не надо забывать о вполне поэтической, то есть на грани с патологией, впечатлительности и ранимости. То, что обычный человек переживёт и забудет, для поэта – шок, гибель, смертельное опустошение, травма на всю жизнь.

 

Конечно, извечный поиск идеала, Абсолюта. Конечно, хотел быть счастлив и любим. Искал и – не находил. Но нет худа без добра: страдания сформировали потребность философского осмысления, глубокого анализа собственных чувств и поступков других людей.

 

Так наш пылкий юноша рано становится философом, мыслителем, как сегодня бы выразились – аналитиком. Отстранённо-созерцательный взгляд на события и на самого себя, несколько моментов на грани между жизнью и смертью, пост-лицейская тяжелейшая болезнь, лихорадка... Кто знает, что более помогло поэту иначе взглянуть на жизнь, на испытания и разочарования мира сего. Но только ли это?

 

Не следует забывать: он родился в христианской семье, в младенчестве принял Святое Крещение, твоспитан христианкой, постоянно читал Библию и Евангелие. Пушкин искренне верил в вечную любовь, высшую справедливость, в силу молитвы и бессмертие души. Иначе не смог бы он написать ни одного своего произведения, где понятия эти всегда в основе повествования.

 

Пушкин называл Евангелие самой главной, неисчерпаемой для вдохновения Книгой. Речь Христа и откровения Евангелия были для него образцом высшего совершенства. Иисус был и остался Первым Поэтом на земле – по красоте, образности и силе Слова, и вторым после царя Давида – хронологически. Некоторые, правда, считают Первым Поэтом всех времён и народов пророка Магомета, творца Корана. Здесь смертным спорить трудно, но русские, я думаю, имеют право на пристрастие, столько пострадав за своего Бога.

 

Так вот, возращаяясь к Пушкину. Кто внушил ребёнку из небогатой дворянской семьи подобной высоты амбиции в отношении собственной личности и предназначения: «Ты царь. Живи один.»? Не библейские ли мотивы Первого Поэта и царя Давида сформировали столь высокие и непримиримые требования, которые не отменялись ни в каких жизненных ситуациях? Поэт жил и действовал, никогда не опуская планки Высшего Предназначения. Служение Слову считал главнейшим на земле и святым Долгом: долгом таланта перед Творцом. И здесь Пушкин проявил, как мне кажется, весьма поучительное, если не святое, постоянство.

 

А каково ему было платить чёрной неблагодарностью тем, кто его устраивал, протежировал, учил и воспитывал в императорском Лицее? Каково было перестать воспевать «добродетель на троне» и начать говорить то, что велит совесть? Александр Сергеевич был благодарным человеком и всегда помнил добро, сделанное кем бы то ни было, тем более императором. Но Слово – превыше всего. Поэзия – истинно царское дело, и Бог не в силе, а в правде.

 

До смирения Давида оставался долгий путь, но библейская составляющая творчества Пушкина и его идеал личности – для просвещённого читателя – очевидны.

 

Пушкин не расставался с Книгой и черпал примеры именно в образе и языке Иисуса Христа. В его время это было редкостью. Библия водилась отнюдь не в каждом доме, читалась священником ввиде смысловых отрывков на Богослужении, на старославянском языке. Александр Сергеевич, возможно первым из русских писателей, сделал её настольной Книгой русского писателя.

 

Как странно читать откровения некоторых сверх-модных писателей, что проза Пушкина никому де сегодня не интересна (?), слишком уж «суха и точна», читать де невозможно, народу надо чего-то по-вульгарнее  (Т.Толстая). Извините, не-уважаемая госпожа, но классик стремился к Совершенству, о котором вы, по всей вероятности, не имеете малейшего представления. Бросаясь в потребу дня, вы не имеете права клеветать того, приблизиться к планке которого не в состоянии. Это низко, в конце концов. Тем более гадко вещать столь мутные откровения за доллары, которые вам щедро платят те, кто ненавидит Россию, а следовательно, и Пушкина, со всеми его идеалами, отточенными перьями и неисправимым мушкетёрством.

 

5.      Пушкин – христианин.

Итак, на мой лично писательский взгляд, Пушкин, несмотря на все свои уроки чистого афеизма и формальное масонство, личностно отставался верущим христианином, идеалистом. Мистические порывы и духовные потребности всегда органически были ему присущи. Арина Родионовна напитала душу русскостью, да так, что ни французы, ни англичане уже ничего не смогли потом поделать. Постоянное чтение Библии, одиночество и непонимание людей – довершили формирование высоких идеалов поэта, столь близких идеалам подвижничества, исполнения долга перед Богом.

 

Всё, чего не хватило, не удивительно для 35 лет, так это гармонизации сложной, порывистой личности, приведения в соответствие формы и содержния. Не хватило, может быть, осознания себя частью целого, воцерковления и постепенного полного соединения с Богом. Этого он не успел.

 

Не успел – формально, статистически. И в моей лично душе живёт твёрдая вера в то, что последние 3 дня неимоверных мучений были ниспосланы поэту не напрасно. В результате глубочайшего болевого и морального шока, после всех страданий, выпавших в последние трое суток, Александр Пушкин несомненно претерпел глубочайштй катарсис, пережил искреннее покаяние за прежние ошибки.

 

Поэт предельно ясно высказал последнюю и окончательную волю: «хочу умереть христианином».

 

Думается, что чувства добрые поэт пробуждал в людях в силу того, что прежде всего искренне переживал их сам.

 

«Поэзия – это искренность, которую невозможно удержать», говорила Марина Цветаева. Что касается похождений и фривольностей молодости, отчасти зрелости – да, выглядят мало привлекательно. Но Церковь прощает грех, происходящий от природы человека, не считая его смертным, если есть покаяние. Как же мы можем судить и осуждать, когда Церковь простила нашего любимого  Поэта?

 

Надеемся, что и прочие свои грехи, и грех гордыни Александр Сергеевич искупил предстмертными муками, и ушёл, совершенно примирившись с Богом. К известному выражению: Пушкин наше всё, так хотелось бы до-сказать: «лучшее, что привнесла вера в жизнь русского человека – жар серафимской любви к Слову, к  людям, к России»...

                                                    

Возблагодарим же Создателя за редчайший Дар, подаренный во украшение нашей жизни и в Просвещение всего мира!

    

Text Box:

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованы фотографии: Натали Пушкиной, А. О. Смирновой-Россет, императрицы Елизаветы Алексеевны Романовой, иллюстрации к книге «Руслан и Людмила» С.И. Ковалёва.

 

Лирика: «Воспоминания в Царском Селе» (1814), «Вольность. Ода» (1817. Оп.  В 1856, в России полн. 1906), «Сказки» (1818, опубл. 1858, в России полн. 1907), «К Чаадаеву» (1818, частично без ведома автора опубл. 1826), «Деревня» (1819, опубл. 1826), «Погасло дневное светило» (1820), «Песнь о вещем Олеге», «Узник» (оба 1822), «Послание цензору» (1822, опубл. 1857), «Демон» (1823), «Разговор книгопродавца с поэтом», «К морю», «Подражания Корану» (все 1824), «Андрей Шенье», «К***  («Я помню чудное мгновенье»), «Вакхическая песня», «19 октября», «Зимний вечер» (все 1825), «Песни о Стеньке Разине» (опубл. 1881), «Пророк», «Стансы» («В надежде славы и добра»), «Зимняя дорога» (все 1826), «Во глубине сибирских руд» (1827, опубл. 1856, в России 1874), «Арион», «Поэт», «19 октября 1827» (все 1827), «Дар напрасный, дар случайный», «Утопленник», «Анчар», «Поэт и толпа» (все 1828), «Жил на свете рыцарь бедный», «Зимнее утро», «Я вас любил; любовь еще, быть может», «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Кавказ» (все 1829), «Поэту», «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье»), «Труд», «Царскосельская статуя», «Дорожные жалобы», «Румяный критик мой, насмешник толстопузый», «Моя родословная» (все 1830), «Перед гробницею святой», «Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Эхо» (все 1831), «Гусар», «Будрыс и его сыновья», «Воевода», «Осень», «Не дай мне бог сойти с ума» (все 1833), «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит», «Песни западных славян» (все 1834), «Туча», «Вновь я посетил» (оба 1835), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836).  Мадригалы, послания, посвящения, оды разных лет.  Роман в стихах «Евгений Онегин» (1823-31, полн. - 1833). Поэмы:  «Руслан и Людмила» (1820), «Кавказский пленник» (1820-21, опубл. 1822), «Гавриилиада» (1821, опубл. 1861, Лондон; в России 1908 с пропусками), «Братья-разбойники» (1821-22, опубл. 1825), «Бахчисарайский фонтан» (1821-23, опубл. 1824), «Цыганы» (1824, опубл. 1827), «Граф Нулин» (1825, опубл. 1827), «Полтава» (1828, опубл. 1829), «Тазит» (1829-30, незаконч., опубл. 1837), «Домик в Коломне» (1830, опубл. 1833), «Анджело» (1833, опубл. 1834), «Медный всадник» (1833, опубл. 1837). Сказки в стихах:  «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830, опубл. 1840), «Сказка о медведихе» (1830, незаконч., опубл. 1855), «Сказка о царе Салтане...» (1831, опубл. 1832), «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833, опубл. 1835), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833, опубл. 1834), «Сказка о золотом петушке» (1834, опубл. 1835). Драматургия:  в стихах – трагедия «Борис Годунов» (1824—25, опубл. 1831, пост. 1870), маленькие трагедии «Скупой рыцарь» (1830, опубл. 1836), «Моцарт и Сальери» (1830, опубл. 1831), «Каменный гость» (1830, опубл. 1839); «Русалка» (1829-1832, незаконч., опубл. 1837); в прозе - «Сцены из рыцарских времен» (1835, незаконч., опубл. 1837). Проза:  роман «Арап Петра Великого» (1827-28, незаконч., опубл. 1837), «Дубровский» (1832-33, опубл. 1841), «Капитанская дочка» (1836); повести – цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (1830, опубл. 1831; «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»), «История села Горюхина» (1830, опубл. 1837), «Рославлев» (1831, незаконч., опубл. 1836), «Пиковая дама» (1833, опубл. 1834), «Египетские ночи» (1835, незаконч., опубл. 1837), Политическая сатира, публицистика, историоведение: Эпиграммы разных лет, переписка, очерк «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» (1835, опубл. 1836). «История Пугачева» (1834).

                                                                                                        

                 Могила поэта в Святогорском монастыре

 

 

DD01009_

 

 

 

КОММЕНТАРИЙ

(Из личного письма 20-го ноября 2002 года, Элкридж, Мэриленд Л. Гумеровой Л.Н. Козловой)

Прочитала Вашего Пушкина: удивительно, Вы сделали, о чём так долго сама мечтала. Казалось, не хватает интуиции, знаний для такого эссе, хоть мыслей вполне хватало. Взглянуть на его путь именно под таким углом, 

в этически-нравственном контексте.

 

Сразу должна признаться: получилось замечательно, легко, ёмко, глубоко и думаю, в духе самого поэта. Полной неожиданностью явилась ретроспектива с царицей Елизаветой, которая выглядит вполне убедительно. Именно так, именно мечта по Недостижимому идеалу, делала Пушкина Пушкиным.

 

Не могу судить натуру – атомнную смесь Дара, тщеславия, страстей и интеллекта, ту самую, которая в стихах потрясает обжигающей силой жизни. Согласна, что высочайшие этические озарения были знакому Поэту с ранней юности. Как бы две ипостаси в одном лице. Вы помните "Отцы-пустынники и жёны непорочны...", интересно, в каком возрасте оно было написано?

 

Евангелие Пушкин считал величайшей Книгой и не просто читал – изучал досконально. Язык "Повестей Белкина" и "Капитанской дочки" кристально прост и чист,  он весь дышит Евангельской мудростью и какой-то милой кроостью. После речей и притч Христа, пожалуй только Пушкин настолько потрясает откровениями на пределе ясности. Если по жизни, по своей натуре, он шёл порой и в сторону от Христа, то в творчестве, в языке, в откровениях Слова –Пушкин взял себе именно Его высочайший эталон, и это абсолютно очевидно. Этим прежде всего, он и выделяется среди всех писателей, вот такой преданностью Христу.

 

За 3 дня как бы произошло слияние Пушкина – внешнего, с Пушкиным – внутренним. Преодолён этот разлад, закончены счёты с плотью. Главным стали мудрость, любовь и милосердие в поступках, как и всегда в творчестве и помыслах главными были искренность, простота и самые высокие идеалы. Поэт попросил привести священника. Он исповедался и принёс покаяние, примирившись с Церковью. Он принял святое Причастие, благословил жену и детей, дал им свои наставления на будущее. Так Бог исполнил его последнюю просьбу, волю: «хочу умереть христианином».

 

Вы не пишете ничего о Екатерине Вяземской, сыгравшей существенную роль в эти последние дни, и об Александрине, верном друге и Рыцаре поэта. Эти женщины, как и сама Натали, также являлись частью пушкинского Недостижимого Идеала. Вообще, если честно, я не отношу и никогда не относила себя к тем, кто судит за земные связи, пристрастия и увлечения. Помните, у Марины: "экой малостью разве будешь сыт?"

 

Пушкин питает и насыщает, потому что был не столько "ёрником", "циником" или "афеистом", но истинным мучеником Любви, готовым отдать за неё жизнь и всё, что имел. Без дураков –  любой торг считая кощунством. Не его вина, что равных своему отношению к любви среди себе подобных он не встретил.

 

Никак не могу согласиться и относительно Арины Родионовны. Это великая Женщина, наполненная лирикой народных сказаний и великой душевной щедростью. Она была нежнейше предана и единственная истинно боготворила нашего гения. Если бы не любовь и верность няни, Пушкин вернее всего сошёл бы с ума от одиночества, тоски и человеческого непонимания. Она спасла его, сформировала душу, дала глубинное понимание России. Очень хорошо об этом сказано у Д. Андреева. Все Пушкинские сказки проникнуты теплом, оптимизмом и несокрушимой верой в Добро милой Няни.

 

Арина Родионовна больше, чем мать. Она всем нам – святая Мать. Она буквально грудью вскормила – Русью вскормила – Пушкина. Через Пушкина именно она – колыбель Русского Духа и Воспитатель(ница) нашего национального самосознания. Мы должны почитать её наравне с поэтом, ничем не умаляя её вклада в Поэзию и Русскую национальную культуру. Обязательно в Михайловском будет памятник ей и её милому ангелу Саше – вместе.

 

.

 

 

DD01009_

 

 

 

 

 

 

          LUCH 2004 – 2008