СПАСТИ РОССИЮ И РУССКИЙ НАРОД ОТ СТРАШНОГО ИГА

24 августа/6 сентября 1385 года.

Неотступна буду от России

 

Однажды глубокой ночью, преподобный Сергий (1314 1392) читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею ( 6 мая 1385): Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение.

 

И вскоре произнес: Пречистая грядет!. Преподобный Сергий поспешил из келлии в сени, и внезапно его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизреченной славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном.

 

Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему:

 

Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя. Не скорби более об учениках своих и об этом месте. Молитва твоя услышана. Отныне всем будет изобиловать твое жительство, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступно буду от твоей обители, подавая ей неоскудно все потребное и покрывая ее во всех нуждах.

 

Сказав это, Божия Матерь стала невидима. Долго преподобный Сергий был в неизреченном восхищении, а придя в себя, поднял преподобного Михея. Скажи мне, отче, спросил келейник, что это было за чудесное видение? от ужаса душа моя едва не разлучилась от тела!

 

Но преподобный Сергий молчал; его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой. Погоди немного, наконец промолвил он ученику, пока успокоится дух мой от чудного видения.

 

Через некоторое время преподобный Сергий призвал двух своих учеников, преподобных Исаакия и Симона, и сообщил им общую радость и надежду. Все вместе они совершили молебное пение Божией Матери.

 

Остальную часть ночи преподобный Сергий провёл без сна, внимая умом Божественному видению.

 

Явление Божией Матери в келлии преподобного Сергия, на месте нынешней Серапионовой палаты, было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 г. Память о посещении Божией Матерью Троицкой обители и Её обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия. 5 июля 1422 года были обретены его святые мощи, и вскоре на гробе преподобного Сергия была поставлена икона явления Божией Матери.

 

Икона чтилась как великая святыня. В 1446 г. великий князь Василий Васильевич, по прозванию Тёмный, внук Дмитрия Донского (1425 1462) был захвачен в Троицком монастыре войсками князей Димитрия Шемяки и Иоанна Можайского. Он заперся в Троицком соборе, а когда услышал, что его ищут, взял икону явления Божией Матери и с ней встретил князя Иоанна в южных церковных дверях, говоря:

 

Брат, мы целовали Животворящий Крест и эту икону в этой церкви Живоначальной Троицы у этого же гроба чудотворца Сергия, чтобы нам не мыслить и не желать никому от братии между собой никакого зла; а вот сейчас не знаю, что сбудется надо мной.


Князя тогда в Лавре всё-таки схватили; увезли в Москву, коварно ослепили. Это случилось 16 февраля 1446 года. Но сам князь, его жена великая княгиня Мария и все дети остались живы. После недолгого времени испытаний, заточения в Угличе и Вологде, справедливость наконц восторжествовала, и князь Василий благополучно вернулся на великокняжеский престол в Москве.

 

Богородица сохранила верных и избранных Божиих целыми и невредимыми. Троицкий инок Амвросий (середина ХV в.) воспроизвел икону явления Божией Матери преподобному Сергию в резьбе по дереву.

 

Царь Иоанн Грозный брал икону явления Божией Матери в казанский поход (1552). Наиболее известна икона, написанная в 1588 году келарем Троице-Сергиевой Лавры Евстафием Головкиным (1571 1581; 1583 1593) на доске от деревянной раки преподобного Сергия, которая была разобрана в 1585 году в связи с переложением мощей преподобного Сергия в серебряную раку (14 августа).

 

Неоднократно Матерь Божия через эту чудотворную икону охраняла русские войска. Царь Алексей Михайлович (1645 1676) брал её в польский поход в 1657 г. В 1703 г. икона участвовала во всех походах войны со шведским королём Карлом ХII, а в 1812 г. митрополит Платон послал её московскому ополчению.

 

Икона участвовала в русско-японской войне 1905 года и во время первой мировой войны была в Ставке верховного главнокомандующего в 1914 году.

 

Над гробом преподобного Михея была построена церковь и наименована при освящении 10 декабря 1734 г. в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами преподобному отцу Сергию Радонежскому.

 

27 сентября 1841 г. храм был восстановлен и освящен Московским митрополитом Филаретом Дроздовым ( 19 ноября 1867 г.), который сказал:

 

Благодатию Всесвятого и Всеосвящающего Духа совершилось ныне обновление этого храма, созданного прежде нас в честь и память явления Пресвятой Владычицы нашей Богородицы преподобному и Богоносному отцу нашему Сергию, чему очевидным свидетелем был и преподобный Михей, во благоухании святыни здесь почивающий. Праведно было память этого благодатного события почтить освященным храмом, хотя, впрочем, вся обитель эта есть памятник этого чудного посещения. Потому что вся судьба её в продолжении веков есть исполнение обетования Небесной Посетительницы: Неотступна буду от этого места.

 

В память посещения Божией Матери в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры по пятницам читается Акафист Пресвятой Богородице, а особая Служба в честь явления Божией Матери совершается в обители 24 августа, на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.

 

 

http://www.4udel.nne.ru/pic/b_1153827371.jpg

 

 

 

 

Материалы на сайте:

 

Митр. Валентин обратился с открытым письмом президенту РФ. ЛУЧ, 25 февр. 2008 г.

 

Беседа с митр. Вапентином во время его пастырского визита в Америку. ЛУЧ, февраль 2007 г.

 

Лёд тронулся! В колокол национального спасения ударила Чукотка. ЛУЧ, январь 2007 г.

 

Официальный сайт Суздальской Епархии: www.RPAC.ru

 

Клирики РПАЦ: Битва за Суздаль. ЛУЧ, 5 февраля 2009 г.

 

Мученики Креста Господня. Исторические параллели. ЛУЧ, 20 апреля 2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

LUCH 2009