Считаем Апостола Левия Матфея и «Матфия от 12-ти» – одним и тем же человеком, поры активно скрываемым Провидением и Самим Христом. См. обоснование данной версии в тексте ниже.

«Мытарь» – лишь легенда прикрытия. Ударная сила Света: знаний, разума, воли. Преданность и верность. Тысячи обращённых. Им записана молитва «Отче наш». Чудотворец и по определению Церкви – Чудоносец. Великомученик.

Апостол Матфей проповедовал среди народа, имевшего определённые религиозные представления о Мессии. Цель его Евангелия: объяснить, что главные события жизни Иисуса происходили в точном исполнение всех Пророчеств о Мессии.

 

Величие в личине ничтожности

или Эстафета учёности и тайны в Раннем Христианстве

 

Филипп де Шампэнь. Св. Симеон Богоприимец. Брюссельский музей 

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по Слову Твоему, с миром...»

40-й День земной Жизни Иисуса. Симеон Богоприимец и Пророчица Анна.

Филипп де Шампань. XVII в. Брюссельский музей.

 

Удивительный факт: будущий 12-й Апостол МАТФЕЙ, ЛЕВИЙ АЛФЕЕВ, как и Сам Христос, родился в Вифлееме, в городе легендарного Царя Давида. В дальнейшем жил в Галилейском Капернауме, откуда и был призван Христом. Однако Родиной Матфея, как и Самого Христа, был Град Давидов. Наверное это было важно – родиться на одной земле, с младенчества дышать одним воздухом, чтобы затем «всюду неотлучно следуя за Христом», заносить в логии каждое Его слово, описывать каждый поступок и все подробности передвижения, Природу, название и вид селений, характер окружения. То есть буквально ВСЁ, и возможно более точно. Все события, связанные с Земной Жизнью и деятельностью Спасителя. Во всей Истории человечества не существует другого примера подобной преданности, честности и самоотверженности.

 

Название города Вифлеем переводится как «Город Хлеба». Христос воистину и стал, и пребывает тем Хлебом Насущным, без Которого немыслима жизнь и будущее поколений, жизнь и будущее планеты Земля. А кем стал для новых поколений Его Сподвижник, Апостол Матфей? Что сегодня можем сказать о нём достоверного? Возможно, впервые отвечаем на этот вопрос, не сомневаясь в правильности, ведь это определение Православной Церкви, единственное в своём роде. Апостол Матфей стал Чудоносцем. Подателем этого Хлеба всем людям на Земле. Итак: Бог Творец приготовил нам Хлеб Жизни. Апостол Матфей – подал Его людям. Буквально поставил этот Хлеб на стол в каждый дом. Потому и родился в Вифлееме, потому и стал близнецом, духовным двойником Христа и зеркалом Его Души, что имел к этому Хлебу прямое отношение. Потому и назвался мытарем: ведь первые, как вне всякого сомнения 12-й Апостол, и выдают себя за последних.

 

Что ещё о нём доподлино известно? Знаем, что имя, Матфей, переводится как «Дар Божий»; происходил из особо талантливого и склонного к творчеству колена Иудина (словосочетание «Иехуда» означает: похвала Богу, слава Богу); с раннего детства был избран стать летописцем Первого Пришествия: мальчик, прилежный к чтению и наблюдениям, изучал Закон и Письменность во Иерусалиме, по Священным книгам и под руководством самого старца Симеона, Богоприимца. Поэтому когда Иисус явил Себя миру, Матфей сразу узнал об этом и уверовал в Мессию. Скорее всего, Матфей был страше Исусса, вероятно лет на 10 – 15.

 

Исходя из версии одного человека, одного исторического персонажа в 2-х Апостолах, Матфей стал 12-м по жребию: вместо Иуды, после Вознесения Господня, накануне Праздника Пятидесятницы; знаем, что именно он – автор логий, изречений Христа, сделанных при Его жизни, и творец первого Евангелия, от Матфея. А это значит, что и основатель Нового Завета. Известно так же, что пройдя пол-мира с проповедью (до Индии), Матфей вернулся в родную Иудею, крестил, просвещал, исцелял, творил великие чудеса. И что ушёл он, громко хлопнув дверью: перед кончиной в Иерусалиме дал настоящий бой фарисеям. Своей непревзойдённой логикой и силой духа Матфей публично посрамил, разоблачил, разгромил начисто первосвященника Анана и весь Синедрион – всех тех, кто предал Мессию и подверг Его несправедливой, жестокой, лютой казни. Наконец, самое загадочное: единственый из всех Учеников, пока нигде и не отыскался. Никто не знает точного места погребения 12-го Апостола, никто никогда не видел его мощей. Как в воду канул, или на Небо в теле взошёл...

 

http://scubascuta.com/wp-content/uploads/2013/03/img5134aa2c8e0cd.jpg

Св Матфей, пишущий Евангелие

Дольчи Карло (1616 - 1686)

Один раз в будущем своём Евангелии он поставит рядом с именем «Матфей», слово «мытарь»*, сборщик податей. Некоторые теологи считают, что Апостол сделал это сознательно, во смирение своё, так как народ Иудейский особо не любил и презирал сборщиков податей. И Матфей назвался «мытарем», принижая свою редкостную учёность и достоинство среди других Учеников, в основном простых рыбаков. Маловероятно, что учёный из Иудеи, проведший столько лет во Иерусалимском храме за изучением древних книг, ученик самого Симеона, мог ни с того, ни с сего взять – и стать мытарем. Самым презренным среди людей? Более того: предателем, как это считалось у иудеев в то время, кто забыл заветы отцов, Закон Моисея и стал служителем язычников. При этом оставался избранником и сподвижником Христа. Странные согласитесь метаморфозы. Как-то не увязывается, не согласуется.

 

Семья, Друзья, Ученики, Сподвижники Иисуса и вообще все, кто имели хоть какое-то отношение, с которыми Он имел дело (даже животные!), – все были лучшими из лучших, чистыми, правильнее сказать: предочищенными. Многие из них являлись самыми просвещёнными и уважаемыми людьми своего времени. Как мог среди них явиться бессовестный, нечистый, забывший всё, чему научил его в главном Иерусалимском храме святой Симеон? Ответа нет. И его не будет до тех пор, пока будем верить этой выдумке самого Левия Матфея. Или же Указанию, которое получил Свыше и в точности исполнил.

 

Одно слово, одно упоминание, – и готова ширма, чтоб наглухо спрятать избранничество. Знаем, как оберегал, скрывал Иисус от мира Свою Мать, Богородицу. Упоминаний о Ней практически не встречаем в Евангелиях, за исключением описания разговора с Ней на пире в Кане и почти пренебрежительное: «блаженны творящие волю Отца Моего, той брат Мой, и сестра, и Мати есть». Слишком много возлагалось на Созидательницу Церкви Христовой, слишком грандиозна была Её Миссия, чтобы говорить открыто, не иносказательно. Не тот же ли самый случай и с 12-м Апостолом? Не величие ли это в личине ничтожности: непостижимое, а значит и недосягаемое для князя мира сего?

 

В более поздних Евангелиях, от Марка и Луки, появилась такая фраза: «после сего [Иисус] вышел и увидел человека, именем Левия, «СИДЯЩЕГО У» сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, оставив всё, встал и последовал за Ним». (Лк. 5:27-29). Однако согласитесь, сидение у места сбора пошлин не доказывает прямую причастность к данному виду деятельности. И почему денежный ящик носил Иуда, а не самый умудрённый в счёте денег и сборе пошлин: Левий Матфей? Ответа нет. Возможно он и не нужен, ведь сегодня уже понятна эстафета не только Нового Знания, но и глубочайшей Тайны, которой окружены все дела Премудрости на Земле.

 

Однако представьте: именно это слово, именно эта фраза увлекли Михаила Афанасьевича Булгакова, и он подробно развил тему запутавшегося в собственных домыслах, неврастеничного сборщика податей, в своём знаменитом романе. Хорошо знаем, куда может завести писателя разбушевавшеся воображение. Особенно под действием препаратов опия, которыми Булгаков увлекался, даже пристрастился к ним, в годы врачебной практики в провинции. К тому же неоспоримым фактом остаётся и тот, что в главах «Мастера и Маргариты», посвящённых Христианству (гл. 2 «Понтий Пилат», гл. 3 «Седьмое доказательство», гл. 16 «Казнь», гл. 26 «Погребение»), изложена точка зрения если не противоположная, то существенно отличная от Евангельской.

 

Булгаков, отец которого был профессиональным Богословом, историком Церкви, дедушки иереями, позволяет себе абсолютно вольную трактовку Библейского Повествования. Печальнее всего, что он не только грубо искажает, но принижает образ Спасителя. Даже Его Имя, Которое Одно суть миро излиянное, искажено до неузнаваемости и скорее похоже на карканье вороны. Поэтому никакой веры данному роману, где начисто отсутствует Дух и Образ Христа, быть не может. Можно представить, насколько Сталин оценил плоды больного воображения такого писателя, кто во след Толстому, фактически создал «Евангелие от Булгакова». И. В. был достаточно грамотен, он закончил Духовное училище в Гори (1894), затем 5 лет учился в Тифлисской Духовной Семинарии (1899 исключён). Не сумел распорядиться знанием себе на пользу – это правда. Однако произведения нового пролетарского «искусства», где Царь царей описан нищим бродягой и немножечко революцонэром (пропуск в издательства), все эти кощунства и отрицания, корифеем одобрялись и приветствовались. На такое его знаний было предостаточно.

File:Meister der Ada-Gruppe 002.jpg

Иллюстрация из рукописного Евангелия школы Ады конца VIII – начала IX века.

Библиотека Трира.

 

Но вернёмся к жизненному пути загадочного Апостола. Согласно свидетельствам, он не был самым (внеше, в событиях) приближённым Христу, однако безусловно и вне всякого сомнения среди Апостолов был самым образованным, самым одарённым в Письменности, Логике, Риторике, Древней Истории, Словесности. Не потому, что подобно Иуде Искариотскому, усвоил всю мудрость века сего. Но потому, что достойно восприял Эстафету Духа: летопись древних Откровений, Обетований и Пророчеств, от самого Старца Симеона. Считается, что Апостол «Матфий от 12-ти» восполнил пробел 12-го Апостола после предательства и гибели Иуды. Здесь мнения Богословов расходятся. К тому же «человеческое – не Божие», поэтому говорят, что избранный от 70-ти «не оставил никакого следа» (раз даже и имя его неизвестно), а всё, сказанное об «Апостоле Матфии от 12-ти» и есть сказанное об Апостоле Матфее Евангелисте.

 

В факте повторения имени и в прославлении Апостольского служения «Матфия от 12-ти», угадывается торжество Премудрости Божией, Альфы и Омеги Творения. Именно в этом находим явное осуждение суетной «мудрости», которая есть безумие, ведущее к помутнению человеческого сознания и гибели (предательству), и прославление Истинной веры, Истинного Богопознания через верность Духовным законам и преданность Сыну Божию. Ещё раз подчёркиваем, что согласно спорности версии о 12-м Апостоле, представляется невозможным служние Апостола Матфея Евангелиста «мытарем», как и полное «отстутствие» исторических сведений о нём. Автор логий о Христе не мог быть «безвестным» или «безродным» счетоводом, но великолепным и великим писателем, Мастером слова, избранным и пасомым от младых ногтей, как об этом говорится в Жизнеописании «Матфия от 12-ти». Многие исследователи справедливо полагают, что 12-м Апостолом, избранным Самим Христом, является Апостол Павел. http://www.bible.com.ua/answers/r/9/303137

 

И Матфей неотступно следовал за Иисусом, производя свои наблюдения и точные записи, логии. Сегодня среди Богословов уже не возникает споров на тему об авторстве логий: они принадлежат перу, а вернее стилету Левия Матфея. На основе этих хроник, записей прямой речи и притч Христа, затем и родился весь Новый Завет. Возможно, что Матфей, единственный из всех, следовавших в те дни за Иисусом, осознавал всю значимость происходящих Событий и Божественность Спасителя. Евангелие от Матфея особенное: оно было создано первым (41 – 55 гг. Н.Э.), написано на древне-еврейском (арамейском) языке и имеет множество ссылок на Книги Ветхого Завета, где предсказано Явление Мессии. Являясь учеником святого Симеона, Матфей в совершенстве изучил Ветхий Завет, и его проповедь современникам была логически глубоко обоснованной, можно сказать: строго научной.

 

Сказались и природная наблюдательность, стремление к точности и привычка прилежания в учении; следуя за Учителем, Матфей записал больше всех Его притч. Только в Евангелии от Матфея упоминаются: исцеление двух слепцов (9:27-31), немого бесноватого (9:32-33), эпизод с монетой во рту рыбы (17:24-27). Только в этом Евангелии приводятся притчи о плевелах (13:24), о сокровище в поле (13:44), о драгоценной жемчужине (13:45), о неводе (13:47), о немилосердном заимодавце (18:23), о работниках в винограднике (20:1), о двух сыновьях (21:28), о брачном пире (22:2), о десяти девах (25:1), о талантах (25:31).

 

Кроме того, в 5-й, 6-й, 7-й главах Апостол Матфей подробно и ясно изложил квинтэссенцию Христианского Учения («Нагорная Проповедь» и «Заповеди блаженства») и подарил верующим молитву «Отче наш» 6:9-13). Сначала он был избран в число 70 Учеников, которых Господь «посылал по два пред лицем Своим». (Лк. 10, 1). По Вознесении Спасителя, Апостол Матфей был избран по жребию в число 12 Апостолов, вместо отпадшего Иуды Искариотского (Деян. 1, 15-26). После Сошествия Святого Духа, Апостол Матфей проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими Апостолами (Деян. 6, 2; 8, 14). Из Иерусалима с Апостолами Петром и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе.

 

Здесь-то Апостола Матфея заключили в темницу, из которой он был чудесно освобождён Апостолом Андреем Первозванным. После этого Апостол Матфей путешествовал в Амасию, город на берегу Понта. Во время 3-го путешествия Апостола Андрея, святой Матфей был с ним в Едессе и Севастии. По церковному Преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия), Македонии, многократно подвергаясь смертельной опасности, но Господь сохранял его живым для дальнейшей проповеди Евангелия.

 

Однажды язычники заставили Апостола выпить отравленное питьё. И выпил, и не только сам остался невредим, но исцелил и других узников, ослепших от этого питья. Когда Матфей вышел из темницы, язычники тщетно искали его, так как он сделался для них невидимым. В другой раз, когда язычники в ярости бросились, чтобы убить Апостола, земля разверзлась и поглотила их. По указанию Спасителя, Матфей вернулся в Иудею и не переставал просвещать и вразумлять своих соотечественников. Именем Господним, согласно Обетованию Спасителя («Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду» Ин. 14:12.), он творил великие чудеса и пламенным глаголом обратил многих иудеев к истинной вере.

 

Иудейский первосвященник Анан, ненавидевший Христа и проповедников Его Учения, давший ранее повеление сбросить с высоты храма Апостола Иакова, брата Иисуса, приказал взять и Апостола Матфея и представить на суд Синедриона во Иерусалиме. Нечестивый Анан произнёс речь, в которой кощунствовал и изрыгал хулу. В ответ Апостол Матфей показал на Пророчествах Ветхого Завета, что Иисус – Истинный Бог и Мессия, издревле Обещанный Израилю Сын Божий. Единосущный и Совечный Богу Отцу. После этих слов Апостол был осуждён Синедрионом на смерть и побит камнями. Когда святой Матфей был уже мёртв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову, как якобы полагалось противнику кесаря.

 

Однако ни его Учитель, ни сам Матфей никогда не были врагами кесаря, не обличали и не призывали к свержению его власти. Всё, чего желали последователи Христа, это остановить сползание мира людей в пропасть продажности и греха. За что убить камнями – и мёртвому отсечь голову? Вновь нечто непостижимое: это же был Верховный суд Израиля, не дикие язычники. Что же это? Такая слепота и такая степень ненависти к летописцу? К Богу? К Учению? Или же досада и ужас: поздно спохватились, ничего не поняли – такие-то самые учёные? Возможно и то, и другое вместе. Кому был нужен мытарь? А услышали речь Матфея на суде, его логику, его аргументы, возможно прочли записи – и дошло наконец. Побили камнями, да мало показалось; для «надёжности» отсекли главу. Едва ли и это успокоило. При убиении Иоанна Предтечи, его глава продолжала обличать. И над мёртвым продолжала измываться Иродия, и уже отсечённой главе Крестителя продолжала мстить. «Больший из рождённых женами» называл его Христос.

 

Перед нами ещё одна загадка, возможно одна и та же, с различных сторон: кем всё-таки был Левий Матфей? Действительно ли Даром Божьим Сыну, Небожителем на Земле? Не только сподвижником, но и Другом, достойным собеседником, с которым Иисус советовался, делился самым сокровенным? Которого поэтому и оберегал, и хранил от злобы мира и от варварского невежества потомков. Почему такая ненависть обрушилась на Матфея даже в посмертии? Почему до сей поры ищут мощи Апостола, и нет достоверных сведений ни об обстоятельствах его Кончины, ни о его гробнице?

 

По некоторым источникам, Апостола Матфея распяли на Кресте. Некоторые указывают, что он скончался в Колхиде, в римской крепости Апсарос (сейчас грузинский город Гонио). Другие источники указывают на итальянский город Салермо, святым покровителем которого издревле является Апостол Матфей. Мощи 12-го Апостола ищут в Ираке, в Сирии, в Средней Азии (Киргизия, о. Иссык-Куль), в Германии. Однако до сего дня их не обнаружили. Тогда как места захоронений остальных 11-ти Учеников Христа известны. Но Апостол Матфей, единственный из 12-ти, и в этом смысле остаётся загадкой. Достоверно известно лишь, что смерть за Христа и венец мученика он воспринял около 60 – 63-го года Новой Эры.

 

File:Minuscule 447.jpg

Минускул 447: начало Матфея.

Подлинник Эпохи

 

ЛУЧ: На наш взгляд, подобная ситуация могла сложиться по 2-м основным причинам. 1. Если останки Апостола Матфея отсутствуют. Такое случается, когда тело полностью уничтожается, как например произошло с Царственными Мучениками в XIX-м веке. В этом случае можно предположить, что на судилище во Иерусалиме Матфей обвинил фарисеев в пещерном невежестве, в незнании Пророков и Закона Моисея, в звериной жестокости к невиновному, отпущенному на волю даже жестоким Пилатом.  Ученик Симеона имел на это право. И отсечением главы это разоблачение скорее всего не кончилось: Синедрион отомстил и довёл задуманное до конца. Чтобы не дай Бог не воскрес как Иисус и не повёл за собой Израиль.

 

2. Возможно и другое. Если Бог хранит верных, то хранит во всём. Апостол мог достичь уже при своей жизни такой степени духовного просветления, что был взят в Царствие Небесное в земном теле. Божественная История приводит ссылки на такие редчайшие примеры. Во всяком случае, ни в одном храме планеты пока не нашлось частиц мощей, главы, личных предметов или одежды 12-го Апостола. Возможно, что III тысячелетие Христианской Эры решит эту удивительнейшую загадку и восполнит наконц значительный пробел нашей Истории. Дерзайте, молодые, смелые, неуспокоенные.

 

Иисус родился в Вифлееме, в городе Царя Давида, название которого переводится как «Город Хлеба». Христос воистину стал и пребывает тем Хлебом Насущным, без Которого немыслима жизнь и будущее поколений, жизнь и будущее нашей планеты. А кем стал для новых поколений Апостол Матфей, так же родившийся в этом Городе? На этот вопрос, заданный в начале статьи, каждый поразмыслив, может ответить сам. Этот человек, вне всякого сомнения, должен был здесь родиться. Потому что протянул нам, каждому из нас, этот самый Хлеб. Именно благодаря героизму и мужеству 12-го Апостола мир имеет Учение Христа. Знает, какой Иисус был в жизни. Как Он думал и молился, разговаривал с людьми, со Своими Учениками, как плакал, как преданно любил Отца Небесного, сколько сотворил подвигов и чудес, как страдал на Голгофе и как побеждал мир. Причём, Евангелие от Матфея написано не по воспоминаниям, а по достоверным записям с мест Событий, в чём его существенная разница с другим Евангельским Повествованием.

 

Евангелие от Матфея – подлинник Эпохи. Строго научный, исторический документ, основанный на знаниях, фактах, точных свидетельствах очевидцев. У нас есть полная Родословная Иисуса; мы знаем Историю Его Воплощения, обстоятельства Жизни, хронологию Крестного Подвига. Нам известны откровения и упоминания о Его грядущем Пришествии в Ветхом Завете: их последовательность, смысл и значение для Нового Завета. Без глубочайших познаний Матфея в Древней Истории, без его единственной веры, неусыпных трудов и неколебимой преданности Христу, никогда не получили бы мы Книги, которая просвещает каждого человека, осеняет каждый дом, хранит каждую семью. Как же назовём щедрого подателя Духа, благодати и откровений, творца Нового Завета? Того, кто распахнул окно в Новую Эру, в Иной мир, в вечную Жизнь? Да есть ли оно, верное слово или определение для такой степени родства, которая не только всё знает и понимает, но и всё чувствует и хранит в сердце?

 

Во всяком случае, ни одному нормальному человеку, кто прочёл и потрясённый плакал над «Евангелием от Матфея», кто хоть немного знает «Деяния Апостолов», Церковное Предание и древние Свидетельства, – не придёт в голову сравнять гения, светоча, сподвижника Христа – с ничтожеством, с «мытарем». Тем более живописать и раздувать подобную клевету, на радость вождю и на потребу праздной публике. Под воздействием морфина, мир и его восприятие, разумеется, резко видоизменяются. Роман «Мастер и Маргарита» наверняка когда-нибудь станет классической «историей болезни», тяжкой душевной болезни её автора. До сей поры самая читаемая российским просвещённым обществом и знатоками за рубежом «история душевной болезни» – не ярчайшее ли это свидетельство вырождения человека и конца времён?

 

Однако не все этому процессу подвластны. Есть и другой взгляд на Историю, есть и другие мнения. «Не совместимы гений и злодейство». Считаем, что Апостол Матфей никогда не был сборщиком римских пошлин, мучителем Иудейского народа, предателем заветов отцов. Как раз наоборот! И не случайно из всех Учеников именно он родился в Граде Давидовом Вифлееме. Потому что единственный был избран и смог вровень встать с Учителем. И более того: по Духу Матфей был Братом-Близнецом Иисуса.

 

Ни славы, ни чудо-крова,
и ни короны земной –

пошли мне, Господь, второго,
чтоб вытянул петь со мной.


Ни удачи ворованной,
ни милости на денёк –

пошли мне, Господь, второго,
чтоб не был так одинок...

 

Именно поэтому, всилу духовного и душевного родства, удалось Матфею стать как бы зеркалом души Иисуса: услышать, сохранить и передать высочайшую, надмирную НОТУ НОВОГО ЗАВЕТА. Живой царственный Голос Спасителя. Ту самую ноту, не сравнимую ни с какой другой, которая и сделал это Повествование – Книгой Жизни. Книгой Утешения и Надежды всех живущих на Земле. И как бы ни ломали мы голову, подбирая имена и определения для 12-го Апостола, для сотворённого им, несомненно и очевидно одно: он был титаном Духа. Подвиг Апостола Матфея можно сравнить с подвигами Геракла и Одиссея, Прометея и Данко, царя Давида и Самого Христа. Потому что свершал чудеса и воскрес Иисус как Бог, но жил, трудился, любил и страдал, как человек. Как тот, кто положил душу свою за други своя. Вечная всем им слава, память и благодарность потомков!

http://outpouring.ru/k/Mironov12.jpg

Чудоносец, Податель Хлеба Жизни и Спасения,

Святой Апостол МАТФЕЙ.

ЗРЯЧИЙ Апостол, он понимал, что видит и слышит Бога.

И всей душой любил, всеми силами верно служил  Христу.

Художник А. Н. Миронов. 2010 г.

 

Светозарное, яко солнце,/ во весь мир изшедшее/ вещание твое/ просвещает языческую Церковь благодатию,/ чудоносче Матфие Апостоле /моли Христа Бога о нас

 

 

«Житие и страдание святого Апостола и Евангелиста Матфея»

св. Димитрия Ростовского, XVII в.

 

 

* Корыстолюбивые и жестокие агенты языческой Римской державы, мытари, считались за предателей и изменников своей стране и Богу. «Грешник», «язычник» и «мытарь» у них значили одно и то же; говорить, с ними почиталось грехом, обращаться с ними – осквернением, хотя и среди них были добрые и богобоязненные люди.

 

 

 

 

 

 

 

LUCH 2012