†605 ЛЕТ ПО БЛАЖЕННОМ ПРЕСТАВЛЕНИИ 605†

http://www.monsalvat.globalfolio.net/assets/trouver/orn_343.gif

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/56/104/56104871_1267912415_EvfrMosk_tak_i_v_monashestve.jpg  https://img-fotki.yandex.ru/get/6605/200096112.7f/0_110143_da9d89e0_L

НЕНАГЛЯДНАЯ РУСИ.

Пасхальная Радосте Земли Русской

ВЕЧНАЯ ЛЮБОВЬ, ВЕРНЫ МЫ БЫЛИ ЕЙ...

Имя преподобной Евфросинии в миру, Евдокия, означает «благоволение». Удивительно, до какой степени точно имя определило судьбу и выразило характер его обладательницы, потому что главной четрой Евдокии Дмитриевны всегда было именно благоволение Добру и готовность творить Высшую волю, чего бы ей это ни стоило. Родилась в 1353-м в древнем Суздале, и была дочерью правнука младшего брата Александра Невского, Андрея, князя Дмитрия Константиновича Суздальского, и его супруги, княгини Анны. Традиционно на Руси, после военных, молитвенных и литературных подвигов Святого князя Андрея Боголюбского (†1174), свет Просвещения шёл из Суздаля и Владимира. Суздальский князь Дмитрий почитал и хранил Русскую Историю, чтил старину. Именно для него инок Лаврентий написал самый древний из дошедших до нас списков Летописи («Лаврентьевская летопись»). Евдокия росла скромной, Богобоязненной и вместе с тем любознательной и смышлёной девочкой. Она знала иностранные языки, изучала античную Философию, Астрономию, Математику, Риторику, Медицину. Продолжая традиции рода и града Суздаля, среди знатных девушек того времени Евдокия Дмитревна выделялась и удивительной красотой, и редкой учёностью.

 

Это была любовь с первого взгляда. Во все времена так бывает с молодыми, но в союзе молодого князя Московского, Димитрия Ивановича, и юной княжны Евдокии Суздальской Промысел Божий накрепко соединил искренние чувства – с интересами государства. По благословению Святителя Алексия, м. Киевского и Московского, 18/31 января 1366-го г. (Евдокии было только 13), свершилось их бракосочетание. Позже, за легендарную победу на Куликовом поле, любимый супруг Евдокии получит имя «Донской». Свадьбу отпраздновали в Воскресенском соборе г. Коломны, Москва ещё стояла в строительных лесах после Всехсвятского пожара (1365 г.)

 

Брак имел огромное значение не только для Московского Царства, скрепляя дружбу двух великих княжеств, но и для будущего страны. А сама свадьба, впервые за столько лет страданий татаро-монгольского нашествия, явилась первой радостью, первой ласточкой Надежды, «преисполнило радостию сердца русских», как говорится в летописях. И кто знает, не случись этого события, жила бы сегодня, стояла бы в веках, наша Родина? Ведь злые времена уже близко подошли, окутав горизонт этой чистой любви дымом войн и пожарищ, наполняя сердца счастливых влюблённых горькими предчувствиями. Но Любовь – не только испытывает нас, но и хранит.

 

Димитрию было 16, Евдокии 13, а XIV век как тать накинулся, обрушился на неокрепшие их плечи. Москва встречала молодожёнов скорбью великого бедствия, неуютом строительства. Вослед пережитой катастрофе Всехсвятского пожара, полностью уничтожившего деревянную Москву, заканчивался и весь 40-летний период относительного спокойствия, мирной жизни. Начиналась полоса кровопролитных войн с многочисленными врагами. Увы, не оставляли беды и испытания страну, народ и саму Великокняжескую чету все отпущенные им годы, всё это столетие....

 

XIV ВЕК В ИСТОРИИ РОССИИ

Кроме противостояния с внешними врагами: Ордой и Литвой (в «Рогожском летописце» «литовщина», война с кн. Ольгердом 1368 – 1372 гг.), вспыхнули раздоры самих русских княжеств. А в самый год свадьбы князя с княгиней в Москве ещё и свирепствовала «моровая язва»: народ умирал тысячами, по московским улицам стоял плач и стон. К этим бедам присоединилась другая: вновь опустошительный пожар в Москве. Море огня охватило летом улицы города; вновь безжалостно были уничтожены новые деревянные постройки. Горели дома, имущество, скот, гибли люди. Крики, стоны, плач достигали княжеского терема, оставляя глубокий след в сердце юной княгини. Уже тогда Евдокия явила себя матерью и покровительницей обездоленных, вдов, детей, дни и ночи проводя в молитве, оплакивая и провожая в последний путь погибших, посещая пострадавших, всем как могла помогая обустроиться.

 

Едва Москва восстановилась из пепла, как в 1368-м литовский князь Ольгерд осадил белокаменный Кремль, гордость князя Дмитрия, честь государства. Стоял литовец под его стенами с дружиной 3 дня, учинив вокруг жестокий разбой. В Кремле затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий, бояре с семьями. Казалось, ждёт их всех одна неминуемая, злая гибель. Вкруг Кремля горела Москва, слышались страшные крики жителей, побиваемых литовцами. Вся земля Московская была опустошена. Княгиня непрестанно молилась и изо всех сил как могла старалась облегчить положение страждущих. Господь милостив ! Услышаны были на Небесах молитвы Евдокии. Получив известие о нападении на Литву ливонских рыцарей, Ольгерд вдруг снял осаду и отошёл от Кремля, от Москвы на Запад. И хотя остался он врагом, а война неоконченной, хотя и грозился лютый Ольгерт вскоре вернуться, но все его узники в Кремле тогда чудесно спаслись.

 

Не прошло и пяти лет замужества, как князю Димитрию пришлось ехать в Орду, в связи со спором о великом княжении с Тверским князем, Михаилом Александровичем (1399). А значит снова военный поход. Первосвятитель Русской Церкви митрополит Алексий не только благословил князя на эту поездку, восьмидесятилетний старец сам сопровождал его до Коломны. В отсутствии супруга, Евдокия вновь открывала для себя силу соборной молитвы, с народом горячо молилась о благополучном возвращении супруга. И по молитвам святителя Алексия, преподобного Сергия, Игумена Радонежского, благоверной супруги и благодарных москвичей, князь Димитрий Иванович вернулся из Орды с ярлыком на великое княжение.

 

М. А. Васнецов. Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII в.

Старинный белокаменный Кремль.

Его строительство, после Всехсвятского пожара, было завершено в 1367 г.

«Торг у Спасского моста». Художник  В. М. Васнецов. 1904 г.

 

СИМФОНИЯ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА.

Вся жизнь великокняжеской четы прошла под духовным руководством и благословением великих святых Земли Русской: святителя Алексия и преподобного Сергия, а также ученика преподобного, святого Феодора, игумена Московского Симонова монастыря (впоследствии архиепископа Ростовского), который был духовником княгини Евдокии. Преподобный Сергий крестил самого Димитрия и двух его детей, в том числе и первенца Василия (у великокняжеской четы родилось 5 сыновей и 3 дочери). Это был поистине благословенный христианский брак. Автор «Слова о житии...» князя Димитрия находит удивительные слова для описания их жизни: «Ещё мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. Не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу, и одна у обоих добродетельная жизнь, а на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы быть острым, так и они огнём Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались.»


Но вот пришёл грозный 1380-й год. Новая великая беда. Вновь – быть или не быть России. Простившись с князем у Архангельского Собора, Евдокиюшка провожала, крестила войска, не отходя от окна, выходившего на Набережну Москвы-реки. Новая разлука, скорбь и молитвы об Отчизне. Утешала надежда на победу, предсказанную преподобным Сергием. «Оставь слёзы, – молвил с улыбкой великий князь, обнимая супругу на прощанье, – Господь будет нашим Защитником!» Княгиня по праву разделила с супругом Подвиг освобождения страны от монголо-татарского ига. В память Победы на поле Куликовом Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был расписан Феофаном Греком и Симеоном Чёрным. Но Победа досталась страшеой ценой: из 150 000 Русского войска полегло на поле Куликовом 110 000. Сам великий князь вскоре скончался от ран. Россия осталась беззащитной перед угрозой новых завоеваний.

 

Нашествие татарского хана Тохтамыша произошло в 1382-м. Оно стало новым испытанием для Москвы и всей Русской Земли. Димитрий Иванович уехал собирать войско, сначала в Переславль, затем в Кострому, оставив в Москве великую княгиню. Из-за опасности взятия Москвы, княгиня с детьми и митрополит Киприан с трудом сумели выйти за городские стены. Евдокия направилась вслед за князем и на пути едва не попала в плен. Через три дня осады войска Тохтамыша всё-таки взяли Москву и сожгли город. После чего обратили в пепелище большую часть московских земель. По преданию, Димитрий Иванович плакал на развалинах Москвы и хоронил убитых на собственные деньги. Благоверная супруга денно и нощно оплакивала в молитвах очередное горе многострадальной Родины.


Снова татаро-монгольский плен и подати. В 1383 г. Димитрий Иванович должен был явиться к Тохтамышу, чтобы отстоять у хана права на великое княжение. Из-за крайнего озлобления Тохтамыша решили послать в Орду старшего сына великого князя, Василия, которому было около 13 лет. Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание: сын был задержан в Орде как заложник. Тохтамыш кроме дани потребовал за Василия выкуп 8 тысяч рублей. Сумма по тем временам была огромная, и разорённое Московское княжество не могло выплатить всю сумму. Поэтому Василию пришлось жить в плену у хана два долгих года, после чего ему удалось бежать. 19 мая 1389 г. великий князь Димитрий Иванович скончался на 40-м году жизни. По свидетельству современников этот день был Днём Печали и слез для многих русских людей. Летописец записал «Плач великой княгини по умершем муже»: одно из вдохновеннейших поэтических творений Древней Руси. Погребли великого князя в Архангельском соборе Московского Кремля.

 

СОЗИДАТЕЛЬНИЦА РОССИИ

 

А. М. Васнецов. Царская площадка и Красное крыльцо Грановитой палаты в Кремле. 1904

Старинный Кремль. Царское крыльцо. Грановитая палата.

Художник В. М. Васнецов. 1904 г.


Димитрий Иванович передал Престол старшему сыну Василию, завещав, чтобы соправительницей была мать. Великая княгиня воздерживалась от непосредственного участия в государственных делах. Ещё при жизни супруга она жила скромно, а после кончины его повела строго монашескую подвижническую жизнь: одела власяницу, хранила пост, носила под великокняжеской одеждой тяжёлые вериги. Даже перед близкими не желала это открывать; устраивала в великокняжеском тереме праздники, званые обеды, сама при этом не прикасалась к явствам, вкушая только постную пищу.

 

Людская злоба и клевета не обошли Евдокиюшку в миру. По Москве стали ходить слухи, затрагивающие честь не просто вдовы, но Великой княгини,  наставницы Великого князя и Семейства. Слухи доходили до сыновей. Княжичи всем сердцем любили мать, не верили клевете, и все же не могли не смущаться. Один из них, Юрий, обратился к матери с вопросом о наветах, порочащих её. Тогда Евдокиюшка собрала всех сыновей и сняла часть великокняжеских одежд. И дети с ужасом увидели, что подвижница так исхудала от поста и подвигов, что тело её иссохло и почернело и «плоть аки прилипла к костям». «Никогда не доверяйте внешнему. Кому нужна такая от земных, окромя Господа?» – смиренно вопрошала мать своих детей. Юрий с другими братьями на коленях просили прощения и хотели отомстить за клевету. Но мать запретила и думать о мести. Она сказала, что с радостью претерпела бы унижение и людское злословие ради Христа, но увидев смущение детей, решилась открыть им эту тайну.


Каждый день Евдокию можно было встретить то в одном из храмов, то в монастыре. Поминая покойного супруга, она делала вклады, кормила, одаривала бедных деньгами и одеждой. Сыновья повзрослели, и Евдокия стала думать о монастыре, в котором могла бы всецело посвятить жизнь Богу. В сердце Москвы, в Кремле, устраивает она новый женский монастырь (в то время в Москве были 2 женских монастыря: Алексеевский и Рождественский) в честь Вознесения Господня (закладка около 1386 г.). Выбрали место у Флоровских Ворот, будущих Спасских. Поблизости от ворот находился великокняжеский терем, сожжённый во время нашествия Тохтамыша. Отсюда она провожала, здесь встречала своего супруга, возвращавшегося с Куликова поля. На этом, столь дорогом её сердцу месте, бывшего княжеского гнезда, воздвигла великая княгиня монашеские кельи. Одновременно строила несколько храмов и монастырей в Переславле-Залесском.

ХРАНИТЕЛЬНИЦА МОСКВЫ.

С именем ВК Евдокии связано одно из самых значительных событий Истории России. Совершилось оно во время нашествия самого грозного воителя древнего мира, хана Тамерлана, Темир-Аксака, в 1395 г. Он уже достиг пределов Рязанских, взял Елец и отсюда направился к Москве. Весть о том, что несметные полчища свирепого полководца подошли к границам Руси, привели в ужас весь народ. Великий князь Василий, благодаря влиянию матери, проявил твёрдость духа, собрал войско и вышел навстречу врагу. Наступил Успенский пост. Русские войска стояли на реке Оке, в районе Коломны. Но увы, что могла сделать столь малая дружина перед полчищами непобедимого завоевателя, утвердившегося в победных походах, уже покорившего пол-мира и заявлявшего, что «вселенная недостойна иметь двух правителей»? То есть одержимый идеей мирового господства. Великий князь Василий, предчувствуя ужасную беду, просил духовенство освятить Успенский Пост всенародным Покаянием и соборной Молитвой о спасении Отечества.

 

Народ, подкрепляемый верой в заступничество Божие, вместе со своей Матушкой молился Богу. Евдокия совершала сугубые молитвы об избавлении Руси от погибели. И вновь горячая молитва праведницы была услышана Богом! По совету матери Василий Димитриевич повелел московскому Духовентсву принести Чудотворную Владимирскую Икону Божией Матери из Владимира – в Москву. После Литургии Праздника Успения Крестным Ходом понесли Икону в Столицу. Народ стеной стоял по обе стороны дороги, восклицая : «Матерь Божия, спаси, заступи Россию!»  26 августа 1395 г. (8-го сентября по н.с.) великая княгиня Евдокия, с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы, встретила Богоматерь Владимирскую на Кучковом поле. Сегодня это улица Сретенка. Позже здесь построят величественный Сретенский монастырь.

 

И в тот самый день и час, когда происходила Встреча на Кучковом поле, Тамерлан в сонном видении увидел великую Гору и Светозарную Жену, окружённую сиянием, со множеством святителей с золотыми жезлами, и молнеиносными воинами, грозно устремившихся вперёд, на его лагерь. Сияющая Жена грозно повелела Тамерлану покинуть пределы России. Впервые безотчётный ужас охватил железного завоевателя; он буквально трясса от страха, вид его был жалок. Восточные мудрецы объяснили Тамерлану, что он увидел Богродицу, великую Заступницу Христиан. Монголы поняли, что уже проиграли эту битву. По совету своих наставников, Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси.

 

  Image result for Сретение Владимирской в Москве

Встреча Владимирской Иконы на Кучковом поле.

 

После этой Победы, Владимирская Икона ещё не раз спасала и Заступала Отечество. В настоящее время хранится в Государственной Третьяковской Галерее и является наиболее чтимой Святыней Отечества. Здесь же хранится и другая древняя Икона, спасённая княгиней Евдокией во время нашествия Тохтамыша: Икона Богородицы Одигитрия, сгоревшая уже после её кончины и на той же самой основе востановленная Дионисием (1482 г.). В великие праздники эту Икону выносили навстречу царю и патриарху, и они прикладывались к ней у ворот храма Вознесения Господня в Кремле (пока он не был взорван большевиками в 1929-м).

 

Во времена величайших бедствий и при такой материальной скудости Московского княжества, Княгиня Евдокия много, много потрудилась ради благоустроения всей Земли Русской, украшая её храмами, соборами, монастырями, часовнями, городами и посадами. Кроме великолепного каменного храма Рождества Богородицы в Кремле, который она украсила лучшими иконами и утварью, снабдила бесценными книгами, а росписи в нём создавали лучшие иконописцы того времени, Максим Грек и Симеон Чёрный, Княгиня заложила в Кремле Женский монастырь и построила деревянный храм Вознесения Господня. Около 1392 г., на средства и заботами Княгини был построен Горицкий монастырь в Переяславле, церковь Рождества Иоанна Предтечи в Переяславле и другие храмы, церкви и часовни в пределах Золотого Кольца Руси.

 

СВЯТОСТЬ И ЦАРСТВЕННАЯ ВЕЧНОСТЬ.

В 1407 г., после видения Архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, княгиня Евдокии решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По её желанию был написан образ Архангела Михаила и помещён в кремлёвском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Сказание говорит, что вступление княгини, к тому времени вдовицы, но фактически главы Государства и многодетной матери, – на монашеский путь, предопределилось Указанием Свыше и чудом. Одному нищему слепцу княгиня явилась во сне, в канун своего Пострига, и обещала исцелить его от слепоты. И вот, когда Евдокия шла в Обитель на иноческий подвиг, слепец-нищий обратился к ней с мольбой: «Боголюбивая Госпожа, великая княгиня, питательница нищих, сирых и убогих! Ты всегда довольствовала нас пищею и одеждою, и никогда не отказывала нам в просьбах наших. Не презри и моей просьбы, исцели от многолетней слепоты, как сама обещала, явившись мне в сию ночь. Ты сказала мне: «завтра дам тебе прозрение». И ныне настало для тебя время обещания».

 

Княгиня, будто не замечая слепца и не слыша его мольбу, шла далее, но как бы случайно опустила на его лицо рукав облачения. Тот с благоговением отёр этим рукавом глаза. И на виду у всех совершилось чудо: слепой прозрел! Народ прославил вместе с прозревшим угодницу Божию. В тот день, в день Пострига Евдокии, согласно Преданию исцелились от различных болезней 30 человек. Постриг совершился 17/30 мая 1407 г. в деревянной церкви Вознесения. Отметим, что в этот день, 30-го мая н.с., в День Евдокии Московской, скончался великий поэт России Борис Леонидович Пастернак (†1960). Великая княгиня получила в Постриге имя Евфросинья, «Радость». Через три дня, 20 мая, в Кремле произошла закладка новой каменной церкви в честь Вознесения Христова. В этом храме Великая княгиня и определила место своего упокоения.

 

Увы, не довелось ей увидеть завершение главного строительства её жизни. 7/20 июля 1407 года она скончалась на 54-м году жизни. Погребали Евфросинию при большом стечении народа в указанном ею месте строившегося храма. Здесь и почивала она до 1929-го г., совершая многочисленные чудеса исцелений, даруя благодатную помощь всем, с верою приходящим к её мощам. После кончины, как повествует Предание, преподобная Евфросиния вскоре была «удостоена прославления». Не раз отмечено, как у гроба её происходили чудеса, исцелялись люди, сами собой зажигались свечи и многое другое происходило и происходит около её гробницы до сей поры. Преподобную Евфросинию Московскую стали почитать святой покровительницей Москвы.

 

По кончине преподобной постройку храма продолжила великая княгиня Софья Витовтовна, супруга великого князя Василия Димитриевича. Большой пожар не позволил окончить сооружение храма, он простоял недостроенным почти 50 лет. И наконец, супруга великого князя Василия Темного, Мария Ярославна, дала Обет завершить постройку. В 1467 г. храм был торжественно освящён. Вознесенский храм стал не только духовным и историческим центром, но и главной официальной резиденцией России: местом проживания невест царского рода до свадьбы и Усыпальницей великих княгинь и цариц Государства Российского.

 

Над местами погребения царских особ воздвигались надгробья. Здесь были погребены: Софья Палеолог (†1503 г.), вторая жена Иоанна III, Елена Глинская (†1533 г.), мать Иоанна IV Грозного, Ирина Годунова (†1603 г.), супруга царя Феодора Иоанновича, Наталия Кирилловна (†1694 г.), мать Петра I и другие. Последней упокоена здесь царевна и великая княгиня Наталия Алексеевна (†1728 г.), внучка Петра I, дочь царевича Алексея Петровича. К началу XX века в храме находилось около 50 гробниц. Мощи самой святой основательницы монастыря почивали под спудом, за правым столпом собора, у южной стены. В 1822 г. над мощами была устроена посеребрённая рака с сенью. Надо сказать, что Вознесенский собор, с его царскими гробницами и местом упокоения княгини Евдокии, всегда был особо любим народом, усердно посещаем и чтим, не менее знаменитой Иверской Часовни Кремля. Здесь продолжалось чудо: по молитве святая Покровительница Москвы и люда православного никого не оставляла без помощи и помогала всем.

 

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

7/20 июля 1907 г., во время Царствования Императора Николая II Александровича, в Кремле праздновали 500-летие преставления преподобной Евфросинии, благоверной Княгини Московской. Миллионы паломников стекались в эти дни в Стольный Град поклониться её светлой Памяти, со всей бескрайней России. Светлый Праздник воскресил в памяти верующих образ великой молитвенницы, бесстрашной заступницы за народ и Землю Русскую, победительницы грозного Тамерлана.

 

Накануне, после Литургии, Крестным ходом с преднесением Иконы Вознесения, направились из Вознесенского монастыря в Архангельский собор для возложения Иконы на гроб Димитрия Донского. Вечером в Обители было Всенощное бдение, во время которого все молящиеся стояли с зажжёнными свечами. Утром Божественную Литургию служил Московский митрополит Владимир (Богоявленский (1918 г.). По окончании присутствующим раздавали юбилейные медали, образки и листки с жизнеописанием преподобной. Все храмы московские и в других городах отметили 500-летие торжественными Службами. Все колокола неустанно звонили целую неделю. Вся Русская Земля торжествовала славу Царственных святых, благоверного князя Димитрия и его благоверной княгини Евдокии Московских.

 

Всколыхнулась, вздохнула, возрадовалась Русь. Все едино возносили молитвы, ликовали и пели. Это был День нашего Торжества и Единения, когда Русь Небесная соединилась в ликовании величайшей Победы Христовой со всеми верующими на Земле. Это был светлейший День России, который подарил ей наш добрый Царь, Кто всегда заботился не только о хлебе насущном для своего народа, но и о его жизни в Духе – то есть об истинной свободе и о великом счастьи русского человека: жить в любви с Богом, иметь чистую совесть. То есть о самом главном, о таком счастьи, с которым никогда не сравнится никакое другое в этом мире.

 

Файл:Shrine (Raka) of Eudoxia of Moscow.jpg

 

В 1922 г. раку и сень над местом упокоения святой безБожники изъяли с целью извлечения драгметаллов. Мощи остались под полом собора, так как белокаменная гробница при попытке извлечения раскололась и оказалась повреждённой, вынуть её целиком из земли не удалось. Так они были чудесно спасены. Но не давала покоя врагам у власти грозная защиница Православного Отечества. В 1929-м г. по решению правительства началось уничтожение ВСЕХ построек Вознесенского монастыря. Сотрудники музея героически защищали и как могли пытались спасти хотя бы Некрополь, духовное Сердце страны. Для его размещения выбрали подвал Судной палаты Архангельского собора. Как проходило перенесение Некрополя, сколько чудес было явлено и какой героизм проявили при этом сотрудники музеев Кремля, безусловно, отдельный рассказ. Скажем только, что благодаря их беззаветному мужеству и героической любви к Отечеству величайшие святыни Русской Истории, почти 50 царских гробниц, были спасены.

 

Вознесенский собор, главное архитектурное детище княгини Московской (неоднократно уже перестроенный), возведённый на месте великокняжеского терема, место её Пострига и её Кончины, как и знаменитый Чудов монастырь, был полностью уничтожен. В 1929-м он, чудом уцелевший при наполеоновском нашествии и пожаре 1812-го года, но сильно порушенный в ноябре 1917-го, в боях за Кремль, был взорван. Москва – содрогнулась от злодеяния! Казалось, все храмы и древние постройки Кремля готовы были рухнуть. Историки утверждают, что именно тогда впервые для разрушения храмов был применён динамит.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Погибли все чудесные церкви монастыря, в том числе и Екатерининская, остававшаяся единственным сохранившимся творением Карла Росси в Москве. На месте монастыря в 1932 - 1934 гг. архитектор И. Рерберг построил здание Военной школы им. ВЦИК, стилизованное под кремлевский классицизм, чтобы оно гармонировало с соседними Сенатом и Арсеналом. В этом здании потом работал Президиум Верховного Совета СССР. Для сохранении иконостаса и древних икон (всё подлежало уничтожению) собора Вознесения Господня Н. Н. Померанцев нашёл место в соборе Двенадцати Апостолов. Но он был меньшего размера, чем Вознесенский, поэтому иконостас целиком не вошёл. Оставшиеся части алтаря: два его ряда с шестью иконами (три   Праздничного ряда и три – Страстного ряда) Померанцев разместил в фондах музея.

 

Долгое время мощи Княгини Московской находились вместе с другими останками из древних захоронений: в двух белокаменных гробницах XV века, в Архангельском соборе. Но сейчас уже покоятся отдельно. По ним экспертом-криминалистом С. А. Никитиным был воссоздан скульптурный портрет Евдокии Димитриевны, Княгини Московской. А происходило это так: сначала была проведена огромная, кропотливая работа по идентификации. При вскрытии захоронений, среди останков было обнаружено несколько небольших частичек ткани от савана преподобной Евфросинии и обрывки её кожаного монашеского пояса, с тиснёными изображениями Двунадесятых праздников и подписями к ним. Эти святыни, вместе с находившимися подле сосудами для елея, сейчас хранятся в фондах музеев Кремля.

 

По этим частичкам ткани было точно определено место расположения останков святой. Далее велась серьёзнейшая многолетняя работа выявления, сложения, идентификации каждого фрагмента. Изучение Некрополя Русских Великих Княгинь и Цариц из Вознесенского монастыря вела особая междисциплинарная Комиссия, в которую входили: археологи, антропологи, реставраторы, геохимики, биофизики, палеограф и судебно-медицинские эксперты, представляющие ведущие музейные и научно-исследовательские организации нашей страны. Возглавил комиссию архиепископ Орехово-Зуевский Алексий.

 

В результате были определены и собраны практически все фрагменты. И даже обломки и кусочки древней гробницы столь же бережно собраны и все до единого находятся сегодня подле новой красивой раки преподобной, в приделе Мученика Уара. Так Бог НЕ ПОЗВОЛИЛ жестокому времени и служителям его, как это было ими задумано, полностью стереть, уничтожить память потомков о великой святой. И более того: прославил Евфросиньюшку Московскую, упрочил и увековечил память о ней и любовь в человеческой Истории, в Русском народе. В деле спасения мощей преподобной Евфросинии настал величественный, волнующий момент.

 

8 мая 2008-го года состоялась торжественная церемония переноса и открытия для поклонения мощей Великой Княгини Московской Евдокии. После Литургии в Архангельском соборе, совершённой патриархом в сослужении московских викариев, под церковное пение на Соборной площади, Крестным ходом прошло перенесение мощей святой из Судной палаты (подклет Архангельского собора) – в придел мученика Уара. Архангельский собор Кремля отныне стал общей Семейной Усыпальницей Великокняжеских и Царских Семей Российского Государства. В 2006-м году на Нахимовском проспекте в Москве началось строительство храма в честь приснопамятной княгини. В 2007-м году по решению Синода учреждена новая церковная награда: орден и медаль преподобной Евфросинии Московской.

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЁ!

Преподобная Евфросиния, Великая Княгиня Московская, благоверная жена и многодетная мать, соединила подвиг Супруги и Матери, подвиг Гражданского Служения Отечеству и народу, – с подвигом монашеского Служения Богу Небесному. Так восстановила она царское достоинство просвещённого человека и обильно напитала Духом Истинной Веры все грядущие поколения. Недаром изображают её в древнерусских лицевых рукописях с царской короной. Она становится пятой из святых жён Руси с именем Евфросиния: «Радость». Ибо её жизнь явилась для страны нашей истинно Пасхальной Радостью Спасения во Христе Иисусе. Преисполнила, омыла всесветлой Радостью многострадальную Землю на вечные времена.

 

Сколько писателей, поэтов, художников, историков, Богословов и простых людей, вдохновлённые этой великой Женщиной, её невероятным мужеством, неземной красотой, – воспламенялись, создавая бессмертные творения и гимны, которые славно прославили Россию в нациях и народах! Им нет числа. И сила их вдохновения продолжает возвышать, хранить и украшать исторический лик Святой Руси. Ни с чем не сравнимый, нежный и сладкий дух Семихолмия, Дух Москвы, вешнее дыхание самой Евдокиюшки, продолжает и сегодня победно носиться по её просторам, опьяняя жителей и гостей. Не потому ли так любим Москву, стремимся ещё и ещё увидеть, побывать, подышать воздухом? Да разве надышишься чудом...

 

Пример жизни и подвигов Русской Княгинюшки жив и бережно хранится в каждом живом сердце. Евдокиюшка и сегодня с нами. Чудо её явления на Руси объединяет соотечественников во всём мире. Святая Подвижница учит преданной любви к Родине, гордости за своё Отечество, дарует пример духовной Красоты и истинного величия человека в Боге. И конечно же, Евдокия Московская продолжает окормлять людей, хранить Россию; с молитвой православной, как и в те далёкие времена, словно добрая, заботливая мать, входит она в каждый дом, в каждую семью, вразумляет, утешает, согревает наши жизни. В эти вновь грозные времена святая укрепляет веру и традиции, осеняет светлым покровом всех почитающих её память. С ней ничего не страшно. С ней дай Бог преодолеем и антиХриста! Спасибо ненаглядной Евфросиньюшке за её неугасимый свет, за надежду, за то, что с ней так тепло, за то, что навсегда осталась с нами. И СЛАВА ХРИСТУ ГОСПОДУ ЗА ВСЁ!

 

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/56/104/56104899_1267914828_NesterovZa_Volgoy.jpg

 

Image result for Нестерова «За Волгой».1905 г.

Просторы России – просторы великой Истории и духовной Радости.

М. В. Нестеров. «За Волгой», «Послушницы на берегу реки»..

 

http://www.monsalvat.globalfolio.net/assets/trouver/orn_343.gif

 

ПОБЕЖДАВШЕЙ ЗЛО СИЯНИЕМ ЖЕНСТВЕННОСТИ И МОЛИТВОЙ.

От Благоволения – к Радости

Евдокия, Ефросинья –

ливень майский Горней сини.

 

Светозарная Жена,

Светлоярова волна.

 

Ты явилась Вешней Далью

в Час, которого не звали.

 

В Судный час, и день, и век,

когда страждет человек.

 

Сколько бурь нам прогремело!

Но молиться ты умела

о Земле своей родной

словом веры коренной.

 

Судный век – преобразила.

Власти не дала ему.

От-любила, от-молила.

Развела руками тьму.

 

Бог давал в молитве силы.

На войну обречена,

всех бесплотных удивила,

Тамерлана устрашила

Светозарная Жена!

 

Мрак вселенский укротила,

восходя из силы в силу.

Помогла нам с Богом встать

мать Руси, народа мать.

 

Всех врагов ты победила 

и в величии ушла.

Русь в народах утвердила.

Семихолмие спасла.

 

Евдокия, Ефросинья,

ливень благодатной cини.

 

Бог тобой нас не оставил

и Отечество прославил.

 

НЕНАГЛЯДНАЯ РУСИ,

нам Прощенье испроси!

 

Помолись о нас,

Чудотворица.

Да темница наша

отворится!

 

Святая Русь, храни веру Православную,

в ней же твоё утверждение!

 

 

ВВЕРХУ:

Портреты работы Ильи Сергеевича Глазунова

 

 

LUCH 2012