Его
земной образ
пронизывала
какая-то особая,
светлая,
лучистая
теплота. Он
был сыном
Благодати и
щедрой рукой
старался
раздавать её
всем вокруг.
Но в реальной
духовной жизни
православного
священнослужителя
необходимо
быть воином,
борцом:
защитником
первооснов, хранителем
Духа, Заветов
и дел Христа. Обладал
ли такими качествами
в полной мере
отец
Александр?
Красота
первоОбраза
Светлой
памяти отца
Александра
Меня...
Священник
Русской
Православной
Церкви, выдающийся
богослов и
проповедник,
автор многих
книг по
Богословию,
Истории
Христианства
и
других
религий,
родился в
Москве 22
января 1935 г.
В возрасте 6
мес. крещён
вместе с
матерью, принадлежащей
к
Катакомбной
Церкви. Учился
в Московском
пушно-меховом
ин-те (1953 – 1954), затем
в Иркутском
Сельскохозяйственом
институте (1955 – 1958),
откуда исключён
из-за своих
убеждений.
Через месяц
после
отчисления
рукоположен
в диаконы; в 1960
(после
окончания
Ленинградской
духовной семинарии)
– в
священники.
В 1965-м
закончил
заочно
Московскую
духовную академию.
Служил в ряде
подмосковных
приходов.
Сочетание
широкой
эрудиции,
открытости к
культуре и
науке, к
другим
конфессиям,
нехристианским
религиям –
при глубокой
церковной
укоренённости,
полученной
им в
Катакомбной
Церкви,
выдвинули
Меня в число
ведущих
христианских
проповедников.
Главный
труд отца Александра,
книга об
Иисусе
Христе «Сын
Человеческий»
(Брюссель,
1969, 2 изд. М.,1991), а также
серия «В
поисках Пути,
Истины и Жизни»
(т.1-6,
Брюссель, 1970-83; 2
изд. М., 1991 – 1992), в которых
автор
рассматривает
историю нехристианских
религий как
путь к Христианству
в борьбе
магизма и
единоБожия.
Отец
Александр
также автор
книг
«Таинство, Слово,
Образ» (Брюссель,
1980, 2 изд. М.1991; первое
издание под
названием
«Небо на земле»
(Брюссель,
1969), «Откуда
явилось все
это?» (Неаполь,
1972), «Как
читать Библию?»
(Брюссель,
1981),
Библиологического
словаря (ок. 10
тыс. терминов,
рукопись) и
многочисленных
статей главным
образом
проповеднического
и апологетического
содержания.
Работы отца
Александра переведены
на
английский,
литовский,
польский,
украинский и
французский
языки.
Отец
Александр
Мень – один из
зачинателей
христианского
«самиздата» 1960
гг. До сер. 1980 гг.
труды М.
издавались
гл. обр. за
границей (под
псевдонимами
Э. Светлов,
А.Боголюбов,
А. Павлов). С
середины 1980-х
гг. отец
Александр
Мень – один из
самых
популярных
христианских
проповедников,
в т.ч. в
средствах
массовой информации.
Некоторые
представители
православных
и окололоправославных
кругов
оценивали деятельность
отца
Александра как
«неправославную»,
во время
выступлений отец
Александр
неоднократно
получал
записки с
угрозами.
Зверски
убит 9
сентября 1990
года при
невыясненных
обстоятельствах.
Несмотря на
личные распоряжения
президентов
СССР и
России, убийство
осталось
нераскрытым.
.
ОШИБКА ОТЦА
АЛЕКСАНДРА.
«Всеединство»
или
Богоборчество?
Комментарий
ЛУЧа
Светлая
память
мученику
Церкви,
мыслителю,
ярчайшему
просветителю
XX-го века,
протоиерею
Александру
Меню!
Вся его
жизнь была
духовным
подвигом
веры и
Русской
Культуры. Он
был
необычайно
красивым,
гармоничным
и чистым
человеком,
личностью
редкого масштаба
и в то же
время
скромным,
смиренным и
неутомимым
тружеником.
Весь
земной образ
этого
человека
пронизывала
какая-то
особая,
светлая,
лучистая теплота.
Он был сыном
Благодати и
щедрой рукой старался
раздавать её
всем вокруг.
Отец
Александр
являл высокий
пример
человечности,
христианского
подвижничества,
миссионерства.
Очень
жаль, что с
одной
стороны, отец
Александр, на
наш взгляд, не
сумел
правильно
оценить
некоторые
новые веяния
человеческой
Истории, а с
другой –
чрезмерно, с
точки зрения
канонов
Православного
вероучения,
увлекался
личностью
Владимира
Соловьёва и
его догматом
о «всеединстве».
Сила
обаяния
Владимира
Соловьёва
действительно
огромна и
вклад в
Русскую
Культуру
уникален. Это
был человек
чрезвычайно
одарённый:
гигант Духа,
но и болезненно
неуравновешенный,
непоследовательный,
так и не
сумевший
обрести
духовной гармонии
внутри
самого себя.
Что же
касается его
критики
Православия
и антицерковной
униатской
деятельности,
здесь, вольно
или невольно,
Соловьёв
являлся в
большей
степени именно
«разрушителем»,
отнюдь не
созидателем.
Лично
Владимир
Соловьёв
сотворил
немало трещин
в монолите
религиозного
сознания России.
Всю свою
жизнь, и
вправду
мучительно
многотрудную,
философ не
мог до конца
определиться:
метался
между
иудаизмом,
художественной
свободой,
творческим
императивом –
с одной
стороны, и
нормами
Христианской
Этики
Духовного
Долга перед
Христом и
самоотречения
– с другой.
Владимир
Соловьёв был
личностью
противоречивой;
он не обрёл
мира с Богом,
не раз
подвергался
нападениям
тёмных сил и
скончался не
по-христиански:
скоропостижно,
без покаяния
и причастия
Свв. Таинств.
Его
теософское
наследие
вызывает по
сей день
много споров.
Соловьёв сам
признавался,
что своей
сверхзадачей
считает «молиться
Христу за
иудеев».
А если
вправду
предположить,
что именно
В.С. Соловьёв
является
основоположником
экуменизма,
как это
утверждает
сам отец
Александр, то
о его участи
в посмертии
наверное все
мы должны
молиться.
Экуменизм – величайшая
мерзость
ушедшего столетия,
его главная
червоточина,
по сей день
неискоренённое
ужасное зло.
«Всеединство»
– да. Но отнюдь
не
«объединение церквей»!
Не
уничтожение
Православия,
не создание
новой
религии,
удобной всем.
Всеединство
заключается,
прежде всего,
в перерождении
человека и
его сознания:
в общей любви
и
ответственности,
в развитии
культурного
сотрудничества
между
нациями и
народами, в
общем покаянии
людей, во
всех
религиях, в
объединении
их созидательных
усилий.
Православие,
как высший
аспект
Духовности
вообще, является
сокровищем
человечской
цивилизации
и оно не
прикосновенно.
Тайна
воплощения
Богочеловека,
искупительные
страдания
Иисуса
Христа, Его
Кровь и Плоть,
Таинства и
Слово –
главные
ценности общечеловеческой
Метаистории.
Ни под каким
видом они не
могут быть
утрачены или
в угоду
времени
положены на
алтарь
«всеединства».
И
мысль о подобном
–
беспрецедентное
заблуждение,
если не
прямое зло и
кощунство.
Что может
быть
печальнее,
чем роковая
участь: не
понять
главного,
обладая всем?
Увы, отец
Александр
явно перепутал
Церковь – и
Культуру, верность
Христу – с
верностью
человеческим
ложным
измышлениям, а
«всеединство»
– увы, с
Богоборчеством.
Духовная
вселенная
была
распахнута
настежь
перед отцом
Александром.
Он был младенцем
крещён в
Истинной
Катакомбной
Церкви. Как
это могло
случиться,
что искренне любя
Господа, в то
же самое
время он был
экуменистом:
фактически
Его
гонителем,
врагом и
уничтожителем
Истинной
Церкви?
Именно в
этом, на наш
взгляд,
заключается
ошибка обоих
философов:
если ты
утверждаешь и
говоришь, что
любишь Бога –
люби и
защищай главное,
что Он создал
на Земле и
подарил
людям:
Церковь.
Подобные
ошибки
всегда
заканчиваются,
увы,
печально.
Русская
Православная
Церковь
является Единой
Наставницей
человечества
и её влияние
и значение
как в жизни
простых
людей, так и в
мировых
исторических
процессах
могут и
должны
только возрастать.
Никак не
наоборот.
Лекция
о Владимире
Соловьёве, 1990 г.
LUCH 2005