«И
бежал
Тамерлан,
гонимый
силою
Пресвятой Девы!»
Всяк
уповающий на
Тя,
Владычице, не
погибнет !
Тропарь
Днесь
светло
красуется
славнейший
град Москва,/
яко зарю
солнечную,
восприемши,
Владычице,/
Чудотворную
Твою Икону,/ к
нейже ныне мы
притекающе и
молящеся
Тебе, взываем
сице:/ о
пречудная
Владычице
Богородице!/
Молися из
Тебе
воплощенному
Христу Богу
нашему,/ да
избавит град
сей и вся
грады и
страны
христианския/
невредимы от
всех навет
вражиих// и
спасет души
наша, яко
Милосерд
Кондак
К
Взбранней
Воеводе и
Заступнице,
Деве и
Богородице,/
в чистей
совести,
верою
утвердившеся,
русстии народи,/
невозвратно
надежду
имуще,
притецем,/ к
чудотворному
Ей и
пречистому
образу, и возопием
Ей:/ радуйся,
Невесто
Неневестная.
Молитва
Пресвятой
Богородице
пред Ея Чудотворной
Иконой
Владимирской
О
Всемилостивейшая
Госпоже
Богородице, Небесная
Царице,
Всемощная
Заступнице,
непостыдное
наше
Упование!
Благодаряще
Тя о всех
великих
благодеяниях,
в роды родов
людем
российским
от тебе бывших,
пред
пречистым
Образом
Твоим молим Тя:
сохрани град
сей СЛАВЯНСК
И ВСЮ
ВОСТОЧНУЮ
УКРАИНУ (весь
сию; святую
обитель сию)
и предстоящия
рабы Твоя и
всю Землю
Русскую от
глада,
губительства,
земли
трясения,
потопа, огня,
меча,
нашествия
иноплеменных
и междоусобныя
брани!
Сохрани
и спаси,
Госпоже, Великого
Господина и
Отца нашего,
Святейшего
Патриарха
Иерусалимского
Иринея I,
Преосвященнейшего
епископа
(архиепископа,
митрополита)
(титул), и вся
Преосвященныя
митрополиты,
архиепископы
и епископы православныя.
Даждь им
Церковь
Российскую добре
управити,
верныя овцы
Христовы
негиблемы
соблюсти.
Помяни,
Владычице, и
весь
священнический
и монашеский
чин, согрей
сердца их
ревностию о
Бозе и
достойно
звания
своего
ходити коегождо
укрепи.
Спаси,
Госпоже, и
помилуй и вся
рабы Твоя и
даруй нам
путь земнаго
поприща без порока
и буз вражды
прейти.
Утверди нас в
вере
Христовой и
во усердии ко
Православной
Церкви, вложи
в сердца наша
дух страха
Божия, дух
благочестия,
дух смирения,
в напастех
терпение нам
подаждь, во
благоденствии
– воздержание,
к ближним
любовь, ко
врагом нашим
всепрощение,
над врагами
Отечества – победу,
в добрых
делех
преуспеяние.
Избави
нас от
всякого
искушения и
от окамененнаго
нечувствия, в
страшный же
день Суда
сподоби нас
ходатайством
Твоим стати
одесную Сына
Твоего,
Христа Бога
нашего, Емуже
подобает
всякая слава,
честь и
поклонение
со Отцем и
Святым Духом,
ныне и присно
и во веки
веков. Аминь.
Чудоточное
Древо
Христианского
мира
Великий
князь
Владимирский
и всея Белая
Руси
Андрей
Юрьевич
Боголюбский.
1111
– †1174 гг.
Верный
Хранитель
Владимирской
Иконы Богородицы
Мученики
Царского
Креста в Русской
Истории.
Согласно
Преданию,
Апостол
Евангелист,
врач и
художник
Лука, писал
иконы
Богородицы. Посмотрев
на них,
Пресвятая
Дева
воскликнула: «Благодать
Родившегося
от Меня и Моя
да будет со
святыми
иконами».
Одна из Икон
известна нам
под именем
Владимирская.
Она всегда
благоговейно
почиталась
ещё и потому,
что напсана
на
столешнице Святого
Семейства. До
450 года Образ
пребывал в
Иерусалиме,
затем
перенесён в
Константинополь.
В 1-й половине XII-го
столетия
патриарх
Царьграда,
Лука Хризоверх,
послал Икону
(вместе с
другой,
которая
называется
«Пирогощая») в
дар Великому
Князю
Киевскому,
Юрию
Владимировичу
Долгорукому.
Тот поставил
Икону в
Вышгородском
Девичьем
монастыре
под Киевом, в
местности,
принадлежавшей
когда-то
Великой княгине
Ольге. Вот
сколько
великих начал,
начинаний и
времён
соединила
благодатная
Икона. Но Её
Миссия всё
ещё была
только
впереди.
В
1155 году
Вышгород
стал уделом
Князя Андрея,
сына Юрия
Долгорукого,
и фактически
будущего
первого Царя
Древней Руси,
Суздальской
и Владимирской.
Решив
переселиться
на родную для
него Суздальскую
землю, Князь
Андрей, без
ведома отца,
взял с собой
Икону. В пути
непрестанно
служил молебны.
Жители
Владимира-на-Клязьме
встретили своего
Князя с
усердием и
радостью. Оттуда
направился
он было
далее, в град
Ростов,
однако, отъехав
от Владимира
не более 10
верст, кони
встали на
берегу
Клязьмы.
Несмотря на
понукания,
они не пожелали
идти дальше.
Запрягли свежих,
но не пошли и
те. Поражённый
чудом, Князь
пал пред
Иконою и
слезно стал
молиться.
Тогда
явилась ему Сама
Пресвятая Богородица
со свитком в
руке и
повелела оставить
образ Свой во
Владимире, а
на этом месте
выстроить
Обитель в
честь
Рождества Ее.
Князь
исполнил всё,
что повелела
Владычице Богородица.
Поставил
Икону во
Владимире, и
с этого
времени, с 1160
года, она
получила
наименование
Владимирская.
Князь уделял
много внимания
охране
государства,
укреплению
Южных и
Западных
границ. В 1164
Икона сопровождала
Князя и его
сыновей в
походы на Волжских
булгар. Перед
битвой он
исповедался,
причастился
и пав пред
Образом
Богородицы,
воскликнул: «Всяк
уповай на Тя,
Владычице, не
погибнет!» Всё
воинство
вслед за
своим Князем
приложилось
к
Чудотворной
и моля о
заступничестве,
двинулось в
бой. Враги
были разбиты.
Сразу после
славной
победы на
поле брани
совершено
благодарственное
Богослужение
пред Иконой.
Во время
этого
торжественного
Служения на
виду у всего
Русского
войска было
явлено
великое чудо:
От
Образа
Богоматери и
от
Животворящего
Креста Господня
вспыхнул
дивный свет,
озаривший
всю местность,
наполнившмй
сердца
молящихся неописуемой
радостию и
покоем. А на
другом конце
Христианского
мира, точно в
тот же день и
час,
византийский
Император
Мануил узрел Божественный
свет от
Креста
Господня.
Подкреплённый
Знамением, он
одолел своих
недругов сарацин.
Император и
Князь
описали
чудесные
явления и
вскоре
поняли их
совпадение,
как Знамение
Духовного
Единства
всех
христиан и мировой
Победы веры
Православной.
Именно так
начиналась
история
Праздника Всемилостивого
Спаса и
Пресвятой
Богородицы. 1/14 августа
в Церкви
совершается
особое Богослужение,
с выносом
Креста и
Водосвятием,
как на
Воздвижение.
Праздник
назван «Происхождение
(изнесение)
Честных Древ
Животворящего
Креста
Господня». А в
народе он
известен как «Первый,
или Медовый,
Спас».
Много
иных чудес
было явлено
от древнего Образа
Богоматери. В
1395-м
году
Тамерлан с
полчищами
татар
приблизился
к Москве. Кто
таков был
Тамерлан и
каковы были
его цели не
надо никому
объяснять. У народа
оставалась
лишь одна
надежда: на
помощь Божию.
И тогда
Великий
Князь
Московский, Василий
Дмитриевич,
сын
безвременно,
от ран на
Куликовской
битве
ушедшего
Дмития Донского,
повелел
принести
Икону из
Владимира в
Москву. 10 дней
длился путь
Владычицы с
берегов
Клязьмы. По
обеим
сторонам
дороги стоял
коленопреклоненный
народ,
протягивая
руки и
взывал: «Матерь
Божия, спаси
Землю
Русскую!» В
белокаменной
Владимирскую
Икону ждала торжественная
встреча:
Крестный ход
со всем
городским
духовенством,
семья
Великого
Князя, бояре
и простые
москвичи
вышли на
городские
стены на
Кучково поле,
встретили и
проводили
Чудотворную
до
Успенского собора
Кремля.
Было
это 26 августа. «Весь
град изыде
противу
Иконы на
Сретение ею»,
свидетельствует
летописец.
Митрополит, Великий
Князь, «мужи
и жены, юноши
и девы, дети и
младенцы,
сироты и
вдовицы, от
мала до велика,
со кресты и
иконы, со
псалмы и с
песньми духовными,
паче рещи все
со слезами,
иже не обрести
человека, не
плачущася с
воздыхании
немолчными и
рыданием». И
Богородица
вняла
молению
уповавших на
Неё. В самый
час Сретения
Чудотворной,
на берегу
Москвы-реки,
Тамерлану в
его шатре
явлено было
грозное
видение: с
высокой горы
спускались
святители со
златыми
посохами, а
над ними в
несказанном
величии, в
сиянии ярких
лучей парила
Лучезарная
Жена;
бесчисленные
сонмы Ангелов
с огненными
мечами
окружали Ее…
Тамерлан
очнулся,
трепеща от
ужаса. Созванные
им мудрецы,
старейшины и
гадальщики
татарские,
разъяснили,
что виденная
им во сне Жена
есть
Заступница
православных,
Матерь Бога,
и что сила Её
неодолима. И
тогда Железный
Хромец велел
своим
полчищам
повернуть вспять.
И татары, и
русские
поражены
были этим
событием.
Летописец
заключил: «И бежал
Тамерлан,
гонимый
силою
Пресвятой Девы!»
Благодарные
москвичи
выстроили на
месте Встречи
Чудотворной
(26 августа 1395 г.)
Сретенский
монастырь: «да не
забудут
людие дел
Божиих». Так
после 242-лет
пребывания
на берегах
Клязьмы,
Икона
Богородицы
Владимирская
перешла в
Москву и
поставлена
была в
кремлевском
Соборе в
честь
Успения
Пречистой.
Именно
Её
благодатной
силе Москва
обязана избавлениями
от набегов
хана Едыгея в
1408-м , ногайского
царевича
Мавзоши в 1451-м
году, отца
его, хана
Седи-Ахмета,
в 1459-м .В 1480-м году
ордынский хан
Ахмат
двинулся на
Москву и
дошёл уже до
реки Угры в
калужских
пределах.
Великий Князь
Московский
Иоанн III
поджидал на
другом
берегу реки.
Внезапно на
татар напал
такой
сильный и
беспричинный
страх, что
Ахмат не
решился
пойти на
Русскую рать
и поворотил
назад, в
степь. В
память этого
события в
Москве стал
ежегодно
совершаться
Крестный ход
из
Успенского
собора – в
Сретенский
монастырь. А
река Угра с
тех пор
слывет
Поясом
Богородицы.
В
1521-м
году
казанский
хан
Мехмет-Гирей
повел на Москву
татар
казанских и
ногайских.
Митрополит
Варлаам и
весь народ
усердно
молились
пред ликом
Владимирской.
Великий
Князь Василий
Иванович
едва успел
собрать
войско, чтобы
встретить
татар на
дальнем
рубеже, на реке
Оке.
Сдерживая их
натиск, он
медленно отходил
к Москве. В
самую ночь
осады
инокиня кремлевского
Вознесенского
монастыря увидела,
как сквозь
запертые
двери
Успенского собора
выходят
святители,
неся в руках
Чудотворную
Владимирскую.
Это были
жившие двумя
веками ранее
святые
митрополиты
Московские
Пётр и
Алексий. И
еще видела
инокиня, как
у Спасской
башни
встретили
шествие святителей
преподобные
Варлаам
Хутынский и
Сергий
Радонежский.
И пали они
ниц пред
Образом, моля
Пречистую не
покидать
собора
Успенского и
народа
московского.
И
возвратилась
тогда
Заступница
сквозь
запертые
двери. Инокиня
рассказала о
видении
горожанам.
Москвичи
собрались в
храм, стали
горячо молиться.
Татарам
снова
привиделось «воинство
великое,
доспехами
сияющее», и
бежали они от
стен города.
Так
Отечество
наше было
спасаемо
молитвой
народа пред
Образом
Владимирской.
В память этих
избавлений
установлены
празднования
Владимирской
Иконе: 21
мая в память
спасения
Москвы от
нашествия
крымского хана
Мехмет-Гирея
в 1521 году. 23
июня в
память
спасения
Москвы от
нашествия
хана Ахмата в
1480-м
г.; 26
августа в
память
спасения
Москвы от
нашествия
Тамерлана в
1395-м году.
Особое
изображение
Владимирской
именуется
«Древом
Государства
Московского».
Первая такая
икона
написана
была на
исходе Древней
Руси, в 1668 году,
царским
иконописцем
Симоном
(Пименом)
Ушаковым для
церкви Пресвятой
Троицы в
Никитниках, в
Китай-городе.
На ней
изображены
святители
Пётр и Алексий,
поливающие
произрастающее
из-за кремлевской
стены пышное
Древо. На его
ветвях медальоны
с сонмом
русских
святых, а в
центре овальный
Образ
Владимирской.
Как в Иконе
«Похвала
Богоматери»
библейские
пророки пишутся
с
развернутыми
свитками, на
которых слова
Акафиста, так
и на этом
Образе
Небесные покровители
Руси славят и
восхваляют
Пречистую,
моля Ее о
заступничестве
за Государство
Российское. Да не
отвратит
Пресвятая
Дево
Богородице лица
Своего от
Государства
нашего и
сотворит
Свою Милость
! Аминь.
Радуйся,
Русь
Православную
Возлюбившая;
радуйся, веру
истинную в
ней
утвердившая, Радуйся,
Молитвеннице
наша тёплая;
радуйся,
Заступнице
усердная!
Радуйся,
Дево
Богородице
Пречистая, от
Иконы Твоея
милости нам
источающая.
С
1999 года Икона
Владимирская
находится в
храме-музее
Святителя
Николая в
Толмачах
при
Третьяковской
Галерее.
Заступница
Усердная,
Мати
Бога Вышняго,
моли
Христа
Господа о
нас!
LUCH 2014