Text Box:  «РОССИЙСКАЯ ЗЕМЛЯ НЕБО БЫСТЬ» Начало Литургии Новомучеников. «Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча». Евр. 11, 35-37

 

  НЕЗАПЯТНАННОСТЬ ДУШИ И СОВЕСТИ

                     «Христос – наша Жизнь, Свет и Покой»

 

              Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково.

                      По книге Д.Орехова «Русские святые ХХ столетия».

 

В этом году исполняется 5 лет с того дня, когда решением Архиерейского Собора Православной Церкви в России состоялось прославление более тысячи имен мучеников, отдавших жизни за веру Христову в ХХ веке – в веке, который стал символом безБожия и эпохой большевистского террора.

 

В воскресенье, ближайшее к 8 февраля, – в 2005 году это 13 февраля – празднуется память Собора Новомучеников и Исповедников Российских и поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру.

 

В истории Церкви мученики были первыми и самыми почитаемыми святыми. Причина в том, что подвиг этот особый, ведь человек оказывается перед выбором: либо он со Христом даже до смерти, либо с Его извечным врагом.

 

Каждый этот выбор делает по своей воле, сознательно. Мученики составляют большинство в числе всех святых, когда-либо прославленных Православной Церковью. Однако в России почти за тысячу лет с момента ее Крещения, за исключением особых случаев – подвига юродства, мученичества в религиозных войнах, ритуальных убийств или случаев жестокости и насилия на бытовой почве – мучеников за веру как массового явления, не было.

 

Русская Церковь не имела в своей истории гонения от язычества и ересей – их время на Руси пришло только в XX веке. С установлением безБожной власти в течение нескольких десятилетий страдания и мученическую кончину за веру приняли миллионы православных христиан, подвиги которых выразились в исповедании веры и в верности христианским ценностям.

 

По словам первого собирателя агиографии и подвигов новых мучеников Российских, за Христа пострадавших, протопресвитера Михаила Польского (1891 – 1960), отныне «мы имеем великое и славное воинство новых страдальцев. Младенцы и отроки, старцы и взрослые, князья и простые мужи и жены, святители и пастыри, монахи и миряне, цари и их подданные составили великий Собор новомучеников Российских, славу нашей Церкви…»

 

Гонения начались вскоре после Октябрьского переворота 1917 г. Первомучеником русского духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров. 8 ноября 1917 г. отец Иоанн совершал с прихожанами моление об умиротворении России. Вечером революционные матросы пришли к нему на квартиру.

 

29 января 1918 г. матросы расстреляли в Киеве митрополита Владимира – это был первый мученик из числа архиереев. Вслед за святыми мучениками Иоанном и Владимиром последовали другие.

 

Жестокости, с которой большевики предавали их смерти, могли позавидовать палачи Нерона и Домициана. В 1919 г. в Воронеже, в монастыре Святителя Митрофана, семь инокинь были сварены заживо в котлах с кипящей смолой. Годом раньше три иерея в Херсоне были распяты на крестах. В 1918 г. епископа Соликамского Феофана (Ильинского) на глазах у народа вывели на замерзшую реку Каму, раздели донага, заплели волосы в косички, связали их между собой, затем, продев в них палку, приподняли в воздух и начали медленно опускать в прорубь и поднимать, пока он, еще живой, не покрылся коркой льда.

 

Не менее зверским способом предали смерти епископа Исидора Михайловского (Колоколова). В 1918 г. в Самаре его посадили на кол. Страшной была кончина других архиереев. Епископа Пермского Андроника закопали живым в землю; архиепископа Астраханского Митрофана (Краснопольского) сбросили со стены; архиепископа Нижегородского Иоакима (Левицкого) повесили вниз головой в Севастопольском соборе; епископа Серапульского Амвросия (Гудко) привязали к хвосту лошади и пустили ее вскачь…

 

Смерть простых священников была не менее страшной. Священника отца Котурова поливали на морозе водой, пока он не превратился в ледяную статую… Семидесятидвухлетнего священника Павла Калиновского забили плетьми… Заштатного священника отца Золотовского, которому шел уже девятый десяток, нарядили в женское платье и вывели на площадь. Красноармейцы требовали, чтобы он танцевал перед народом; когда же он отказался, его повесили… Священника Иоакима Фролова сожгли заживо за селом на стогу сена…

 

Как в древнем Риме, казни часто были массовыми. С декабря 1918 г. по июнь 1919 г. в Харькове было убито семьдесят иереев. В Перми после занятия города Белой армией были обнаружены тела сорока двух священнослужителей. Весной, когда снег стаял, их нашли закопанными в семинарском саду, многие были со следами пыток. В Воронеже в 1919 г. было одновременно убито 160 священников во главе с архиепископом Тихоном (Никаноровым), которого повесили на Царских вратах в церкви монастыря Святителя Митрофана Воронежского…

 

Массовые убийства происходили повсеместно: сведения о казнях в Харькове, Перми и Воронеже дошли до нас только потому, что эти города на короткий срок занимала Белая армия. И стариков, и совсем юных убивали за одну принадлежность к духовному сословию.

 

В народе почитание новомучеников возникало сразу же после их смерти. В 1918 г. в Перми были убиты святители Андроник и Феофан. Московский Собор послал комиссию во главе с архиепископом Черниговским Василием для расследования обстоятельств смерти пермских епископов. Когда комиссия возвращалась в Москву, между Пермью и Вяткой в вагон ворвались красноармейцы. Епископ Василий и его спутники были убиты, а тела их сбросили с поезда. Крестьяне с честью похоронили убитых, к могиле стали идти паломники. Тогда большевики выкопали тела мучеников и сожгли их.

 

Также тщательно были уничтожены тела святых Царственных Мучеников (изрублены на кусочки, облиты бензином, сожжены и обработаны серной кислотой для уничтожения углей; нательные иконы, железные части мундиров царя и Наследника, украшения, пенсне и монокли, несгоревшие части корсетов Великих Княжен и Царицы – всё это сброшено в глухом лесу в шахту и засыпано землёй. Читайте подробней в книге «Убийство Царской Семьи» Николай Соколов, Париж, 1922 г. Примечание «ЛУЧа»)

 

Большевики прекрасно понимали, к чему может привести собственная нерасторопность. Не случайно чекисты категорически отказывались выдавать родным и близким тела казненных за религиозные убеждения. Выбирались такие средства казни, при которых тела мучеников не сохранялись (потопление, сожжение). Опыт Рима тут был как нельзя кстати. Вот лишь несколько примеров.

 

Епископа Тобольского Гермогена 16 июня 1918 г. утопили в реке Туре, привязав к скрученным рукам двухпудовый камень. Тело расстрелянного Серпуховского архиепископа Арсения засыпали хлоруглеродной известью. Тела петроградских мучеников митрополита Вениамина, архимандрита Сергия, Юрия и Иоанна были уничтожены (или спрятаны в неизвестном месте). Тело Тверского архиепископа Фаддея, великого праведника и аскета, еще при жизни почитавшегося святым, расстрелянного в 1937 г., тайно закопали на общем кладбище. Тело Белгородского епископа Никодима было брошено в общую расстрельную яму. (Впрочем, христиане узнали об этом и ежедневно служили на том месте панихиды).

 

Иногда православным удавалось выкупить мощи. В станице Усть-Лабинской 22 февраля 1922 г. был убит священник Михаил Лисицын. Три дня его водили по селу с накинутой на шею петлей, издевались и били его до тех пор, пока он не перестал дышать. Тело мученика было выкуплено у палачей за 610 рублей. Были случаи, когда большевики бросали тела новомучеников на поругание, не позволяя их хоронить. Те из христиан, кто все же решался на это, тоже получали мученический венец.

 

Священника Александра Подольского перед смертью долго водили по станице Владимирской (Кубанская область), глумились над ним и избивали, потом зарубили за селом на свалке. Один из прихожан отца Александра, пришедший похоронить священника, был тут же убит пьяными красноармейцами. И все же богоБорцам не всегда сопутствовала удача.

 

Так, тело святителя-мученика Гермогена Тобольского, утопленного в Туре, спустя какое-то время было вынесено на берег и при огромном стечении народа торжественно погребено в пещере святого Иоанна Тобольского. Были и другие примеры чудесного обретения мощей. Летом 1992 г. были обретены мощи священномученика Владимира, митрополита Киевского, и положены в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Осенью 1993 г. на заброшенном кладбище в Твери произошло обретение святых мощей архиепископа Фаддея. В июле 1998 г. в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище были обретены мощи архиепископа Иллариона (Троицкого) – одного из ближайших сподвижников святого Патриарха Тихона, блестящего богослова и проповедника, скончавшегося в Ленинградской пересыльной тюрьме в 1929 г.

 

Перенесение мощей в монастырский храм сопровождалось благоуханием, а сами мощи имели янтарный оттенок. От них происходили чудесные исцеления. 9 мая 1999 г. мощи святителя Иллариона специальным рейсом самолета были отправлены в Москву, а на следующий день в Сретенском монастыре состоялось торжество прославления нового святого.

 

Как и христиане первых веков, новомученики шли на пытки без колебаний, а умирали, радуясь, что страдают за Христа. Перед казнью они часто молились за своих палачей. Митрополит Киевский Владимир крестообразно благословил руками убийц и произнес: «Господь вас да простит». Не успел он опустить рук, как был сражен тремя выстрелами.

 

Епископ Никодим Белгородский перед расстрелом, помолившись, благословил солдат-китайцев, и те отказались стрелять. Тогда их сменили новыми, а священномученика вывели к ним переодетого в солдатскую шинель. Епископ Балахнинский Лаврентий (Князев) перед казнью призвал солдат к покаянию и, стоя под направленными на него стволами, произнес проповедь о будущем спасении России.

 

Солдаты отказались стрелять, и священномученик был расстрелян китайцами. Петроградский священник Философ Орнатский был доставлен на казнь вместе с двумя сыновьями. «Кого сначала расстреливать – тебя или сыновей?» – спросили его. «Сыновей», – ответил священник. Пока их расстреливали, он стоял на коленях и читал отходные молитвы. Солдаты отказались стрелять в священника, и тогда комиссар выстрелил в него из револьвера в упор.

 

Архимандрит Сергий, расстрелянный в Петрограде, умер со словами: «Прости им, Боже, ибо не ведают, что творят». Часто сами исполнители приговоров понимали, что казнят святых. В 1918 г. в Вязьме расстреляли епископа Макария (Гневушева). Один из красноармейцев потом рассказывал, что когда он увидел, что этот тщедушный, седой «преступник» – лицо явно духовное, у него захолонуло сердце. И тут же Макарий, проходя мимо выстроившихся солдат, остановился напротив него и благословил со словами: «Сын мой, да не смущается сердце твое – твори волю Пославшего тебя».

 

Впоследствии этот красноармеец был уволен в запас по болезни. Незадолго до смерти он сказал своему врачу: «Я так понимаю, что убили мы святого человека. Иначе, как мог он узнать, что у меня захолонуло сердце, когда он проходил? А ведь он узнал и благословил из жалости…»

 

Когда читаешь жития новомучеников, невольно сомневаешься: может ли человек перенести такое? Человек, наверное, нет, но ХРИСТИАНИН – да. Силуан Афонский писал: «Когда бывает большая благодать, то душа желает страданий. Так, у мучеников была большая благодать, и тело их радовалось вместе с душой, когда их мучили за возлюбленного Господа. Кто испытал эту благодать, тот знает об этом…»

 

Другие замечательные слова, так же проливающие свет на удивительное мужество новомучеников, оставил за несколько дней до своего расстрела священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский:

 

«Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий избыточествует и утешение от Бога. Трудно переступить этот Рубикон, границу, и всецело предаться воле Божией. Когда это совершится, тогда человек избыточествует утешением, не чувствует самых тяжких страданий, полный среди страданий внутреннего покоя, он других влечет на страдания, чтобы они переняли то состояние, в каком находился счастливый страдалец. Об этом я ранее говорил другим, но мои страдания не достигали полной меры. Теперь, кажется, пришлось пережить почти все: тюрьму, суд, общественное заплевание; обречение и требование этой смерти; якобы народные аплодисменты; людскую неблагодарность, продажность; непостоянство и тому подобное; беспокойство и ответственность за судьбу других людей и даже за самую Церковь. Страдания достигли своего апогея, но увеличилось и утешение. Я радостен и покоен, как всегда. Христос – наша Жизнь, Свет и Покой. С Ним всегда и везде хорошо».

 

Подвиг Новомучеников Российских по своему масштабу беспрецедентен. Значение его неизмеримо. Если бы ХХ век не был украшен этим подвигом, русская церковная история лишилась бы своих ярчайших страниц. Несмотря на невиданные потери, через этот подвиг была спасена сама Православная Церковь. И в России, и во всем мире.

 

       Святая блаженная Ксения Петербургская

День памяти 6-е февраля

Text Box:  Нищету Христову возлюбивши, безсмертныя трапезы ныне наслаждаешися, безумием мнимым безумие мира обличивши, смирением крестным силу Божию восприяла еси. Сего ради дар чудодейственныя помощи стяжавшая, Ксение блаженная, моли Христа Бога избавитися нам от всякаго зла покаянием.

 

Блаженная Ксения родилась в начале XVIII века. О родителях ее, о детских и отроческих годах ничего не известно. Знаем мы, что отца блаженной звали Григорием.

 

По достижении совершеннолетия Ксения вступила в брак с придворным певчим Андреем Федоровичем Петровым, состоявшим в звании полковника. Но недолго суждено было молодой чете наслаждаться семейным счастьем: двадцати шести лет от роду Ксения осталась вдовой. Муж ее скончался внезапно.

 

Это трагическое событие изменило жизнь молодой женщины. Она была глубоко потрясена тем, что ее муж скончался без должного христианского приготовления и не успел принести покаяние. Ксения решила, что подвигом жизни она вымолит у Бога прощение прегрешений раба Божиего Андрея.

 

В день похорон мужа Ксения Григорьевна надела его одежду и всем, обращавшимся к ней с соболезнованиями, говорила, что умер не Андрей Федорович, а умерла его супруга Ксения Григорьевна. С этого момента она действительно умерла для мира, приняв на себя тяжелейший подвиг – подвиг юродства Христа ради.

 

Родные и знакомые ее полагали, что молодая вдова лишилась рассудка из-за свалившегося на ее плечи горя. Подозрения их окончательно утвердились, когда Ксения решила раздать имущество, доставшееся ей в наследство от мужа. Так, она подарила свой дом, находившийся в приходе церкви св. ап. Матфея на Петербургской стороне, своей знакомой Параскеве Антоновой. Та не хотела принимать этот дар и даже просила родственников Ксении со стороны мужа уберечь её от такого поступка.

 

Родственники обратились к начальству покойного Петрова, влиятельные люди беседовали со вдовой, нашли ее в совершенном рассудке и решили, что она вполне может распоряжаться своим имуществом. Отныне она не имела постоянного места жительства. Днем она бродила по городу, в основном по Петербургской стороне, возле церкви ап. Матфея, а ночью уходила за город, в поле – и всю ночь молилась. Так ее однажды и застали горожане, заинтересовавшиеся ночными исчезновениями блаженной.

 

 

Редко оставалась она ночевать в домах знакомых ей благочестивых женщин. Блаженная Ксения с необычайной кротостью сносила все издевательства и оскорбления, которые ей нередко доводилось переносить. Особенно докучали ей уличные мальчишки, на злобные выходки которых она не обращала внимания. Лишь однажды, когда жители уже стали почитать ее за угодницу Божию, им довелось увидеть блаженную в страшном гневе. Обнаглевшие сорванцы не удовольствовались обычными оскорблениями, а стали бросать в Ксению комьями земли.

 

После этого случая горожане стали оберегать блаженную Ксению и положили конец преследованиям со стороны мальчишек. Когда костюм Андрея Федоровича истлел и распался, святая облачилась в лохмотья. Когда ей предлагали в виде подаяния одежду, она отказывалась. Брала лишь красную кофточку и зеленую юбку (или наоборот). Вероятно, в память о цветах форменной одежды мужа. Милостыню денежную она также избегала брать. Принимала только «царя на коне» –медные копейки, –остальное тут же раздавала беднякам.

 

В эти годы на Смоленском кладбище строилась новая каменная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери. Рабочие, трудившиеся на строительстве храма, стали замечать вдруг странные вещи. За время их отсутствия ночью кто-то носил кирпичи на леса строящейся церкви. А когда они решили узнать, кто этот добровольный помощник, то увидели, что это блаженная Ксения трудится по ночам, перетаскивая кирпичи на леса.

 

За великие подвиги Господь удостоил блаженную Ксению дара прозорливости. Так, она предсказала время кончины императрицы Елисаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича, помогла одной девице избежать брака с беглым каторжником, выдававшим себя за убитого им полковника. Жители Петербургской стороны замечали, что, если блаженная возьмет на руки больное дитя или благословит его, оно непременно выздоровеет. Если возьмет какую-нибудь мелочь из лавки купца – торговля будет успешной. Если она зайдет в дом, то в доме будут царить мир и согласие.

 

Однажды она сказала своей старой знакомой Параскеве Антоновой, той самой, которой подарила дом, чтобы та немедленно шла на Смоленское кладбище: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал!» Параскева в недоумении пошла в сторону кладбища и вдруг увидела толпу народа. Оказалось, что экипаж задавил насмерть беременную женщину, которая успела перед кончиной разрешиться от бремени мальчиком.

 

Параскева взяла его себе и, так как не могла нигде отыскать отца младенца, усыновила его. Воспитанный ею приемный сын почитал ее как мать и в старости берег покой Параскевы, которая благодарила блаженную за великую радость.

 

Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет и скончалась около 1803 года. На могиле ее (на Смоленском кладбище) была со временем воздвигнута каменная часовня, которая и по сей день служит одной из святынь Петербурга, привлекающей многочисленных богомольцев. После многолетнего народного почитания блаженная Ксения Петербургская, Христа ради юродивая, была причислена к лику святых в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

 

Адрес храма Смоленской иконы Божией Матери: 199048, Санкт-Петербург, ул. Камская, 24. Тел.: 8 (812)321-14-83. 

     Часовня святой Ксении на Смоленском кладбище

 

 

Материалы о Новомучениках и Царственных Мучениках на сайте:

 

Русская Голгофа. Демографический итог столетия.

 

Мировое сообщество впервые осуждает коммунизм и большевизм. ПАСЕ, Страсбург, январь 2006 г.

 

Непримиримые возвращаются. О возвращении в Россию останков И. А. Деникина и И. А. Ильина

 

Урок столетия. 9 ноября – день памяти Новомучеников Российских и первомученика о. Иоанна Кочурова.

 

Царский Путь. Иверская Монреальская Одигитрия и духовный Подвиг Зарубежного Православия

 

Русская Победа. 10-летие прославления св. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца.

 

ТРИУМФ, или ПОЭМА ЦВЕТЕНИЯ Столетию Крестного Подвига Романовых посвящается.

 

Русский Трон. Поэма-покаяние. Часть I

 

Русский Лидер. 137 лет со дня рождения царя Мученика Николая II. Исторический комментарий

 

100 лет Крестного Подвига Романовых. Юбилейные торжества в Москве прошли с военными почестями и возложением венков.

 

О Царской Пасхе-2004, православной государственности и путях Промысла в последние времена.

 

Солнце Правды над Ньюарком. Рождественский репортаж в русском духе и викторианском интерьере.

 

140 лет со дня рождения В.К. Елизаветы Романовой, покровительницы Русского Зарубежья. Явление королевы Великобритании Виктории 18-го июля 2004 года. АКАФИСТ, история его написания

 

Солнышко Земли Русской возвращается – Коломенские колокола, пушки Петропавловки и Дворцовой

молчат. С перерывом на терракты, страна непробудно спит. 

 

Красное смещение Истории. Кто похоронен в Петропавловской крепости? Последняя работа американских и российских ученых, свидетельствует: не Романовы.

 

ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА РОМАНОВЫХ. 4 февраля 2005-го года исполнится 100 лет со дня Подвига ВК Сергея Романова, первого Царственного Мученика XX-го столетия.

 

Икона Дома и Мира. Явление древней чудотворной Тихвинской иконы в Зарубежной Церкви в год 100-тия со дня прославления св. Серафима.

 

Лилия Небесного Иерусалима. Памяти св. преподобномученицы Елизаветы Романовой.

 

Пасха среди лета. К прославлению Царственных Мученников в России

 

Материалы о Хосе Кортесе и его матери.

 

 

LUCH 2006