«Николай и
Александра:
частная
жизнь Царской
Семьи»
Репортаж
с Выставки.
Ньюарк. США.
Начало
читайте
здесь. 07. 01. 2004 г.
Часть
II.
Их
Светлый Дом
открыт для
всех
Перед
вами –
удивительный,
живой мир
семейных
радостей:
весёлой
кутерьмы,
добрых розыгрышей,
красок и
звуков. Здесь
царит предельная
искренность
и простота.
Все вещи и
предметы,
собранные
вместе, как и
каждая частичка
этого мира в
отдельности,
несут на себе
отсвет
какого-то особого
сияния. Им же,
этим
небесным
сиянием,
озарены и
лица на
фотографиях
Императорской
Семьи. Мягкий
и тёплый,
свет льётся с
Их портретов,
окутывая всё
вокруг
светлой,
таинственной
дымкой.
Возможно это
и называется светом
души?
Вас вдруг
охватывает
живительное
тепло, и душа
наполяется необъяснимой
радостью. Да, просто
вещи, просто предметы.
Но почему на
сердце –
праздник, солнце?
Мазурка? Возможно
потому, что
всё это – живое. Вокруг
– живые
свидетельства
нежной
привязанности,
счастливой
Тайны. Каждая
вещица – знак
любви и заботы,
стремления
удивить,
обрадовать
дорогого
человека, или
поддержать
его в трудную
минуту.
Предельный
накал
взаимного
обожания
создаёт
неповторимую
атмосферу
весеннего
солнца,
солнечного столпотворения.
Может
поэтому
столько ярко-жёлтой,
розовой,
сиреневой, бирюзовой
красок
в
интерьерах, на
тканях
одежды, даже
в колорите
представленных
здесь картин.
Пожалуй,
именно это
прежде всего
открывается
со всех
абсолютно
стендов и
витрин:
простое человеческое
счастье.
Простая,
повседневная
жизнь
дружной
Семьи, где
всё устроено
предельно
просто: «семь
я». Каждый
обожает всех
и каждого, и
существует
эпицентр
общего обожания:
Мама. Мама
царит не
потому, что
Русская Царица,
а потому, что лучше
и красивее
Мамы нет
никого на
свете. Мама –
это Солнце.
Мама – Эталон
всего. Мама –
это самая
большая
Радость,
прекраснейшая
Мечта детей и
самого Папа.
Вот
первое
письмо
Алексея на
английском, написанное
для Мамы.
Видно, как
малыш старался,
рассказывая
о прогулке в
саду с
маленькой
кошкой,
которая чуть
его не
поцарапала. Ведь
любая, даже
самая
маленькая
царапинка,
для Него
может
обернуться
большой
трагедией.
Письмо
написано на
специальной
акварельной
бумаге, с
трогательной
гуашевой
берёзкой,
явно
подобранной к теме «Прогулка».
Ни одной
кляксы. Ни
одного пятнышка.
Буковки как
по линеечке.
Ни одного
перегиба на
листе.
Абсолютно
идеальная
работа,
предназначенная
для рук
Идеала:
обожаемой,
единственной,
ненаглядной Мамули.
Великий
труд Любви виден
во всём. На каждом
письме, открытке,
раскрытой
книге или
акварели –
лежит её
отсвет, виден
её живой след.
Практически
каждый предмет
Экспозиции
имеет
дарственную
дату, что
помогает
восстановить,
увидеть и почувствовать,
настроение
момента,
когда он был
подарен. Окунуться
в эту атмосферу.
«Было ли Вам
весело
сегодня?» –
слишком
крутой
наклон явно
торопливых букв,
наверное это
записочка
после
детского
бала, тайно
вложенная в
руку
дорогого человека.
«Любовь нагрянет
нежданно, как
ураган» –
написано
старательно
и взято в
кавычки –
заданный
текст
какой-то
шарады, в которую
забавно было
вместе
играть?
Аккуратно
переписанные
стихи,
напоминания
о делах и
занятиях,
самые первые
впечатления
прогулок и
встреч...
Идём по
этим залам,
переходим от
одной витрины
к другой...
Нигде и ни в чём
– никакого
предчувствия
трагедии. Ни
малейшего
намёка на
неё. Никто не
говорит о ней
и всюду –
только игра,
только
вдохновение,
только
счастье.
Ощущение
полноты жизни,
живого присутствия
детей, их
шалостей,
проказ – этой вихревой
атмосферы
счастливого
Дома, который
удалось
создать Царю
и Его
Супруге. И
это чувство,
Их чудесного,
уютного Дома,
сплочённой
Семьи, как
огромное
ветвистое
дерево,
довлеет над
всем
остальным.
Почему-то
вспомнилась
смешная до
трагизма
сцена представления
Наследнику Mr.
Гиббса,
первого
учителя
Английского
языка.
Алексею было
лет шесть,
или семь. После
неги Маминого
будуара, после
ласки Маминых
глаз и рук,
Мальчику
предстоял
один-на-один
урок с чужим,
сухим и тощим
англичанином,
в школьном классе.
И конечно же этот
мистер напугал
Царевича, и
своим видом,
и мягко
говоря,
сдержанными
манерами, И напугал
видимо
здорово, до
какого-то
стопора-столбняка.
Достаточно
горделивый,
чтобы
плакать
перед
подданными, и
не ведая, как
можно
защитить
Себя от
подобной
мумии,
маленький Царевич
схватил со
стола
ножницы и с
дикими глазами
начал
кромсать всё,
что попадало
под руку.
В полном
ужасе решив,
что перед ним
помешанный, Mr.
Гиббс
затрезвонил
в
колокольчик,
начал топать
ногами и
кричать, чем естественно
ещё более
напугал
ребёнка. В
результате,
чтобы
спрятаться
от учителя-мучителя,
вместе с
ножницами
Алексей замотался
в дворцовую
портьеру. И разумеется
она, со
страшным
грохотом
рухнула. Вот
такой
получился у Наследника
первый урок:
крики,
беготня, клубы
пыли от
штукатурки... Прибежавшим
горничным
было весьма
проблематично
отматывать
Наследника
назад. К
счастью,
обошлось без
жертв. И вот
перед нами целый зал
игрушек этого
проказника.
Чего здесь
только нет: в
натуральный
рост индийский
ослик, весь
оплетённый
колокольчиками
и лентами. Целый
Русский Город,
со
звонницами,
дворцами,
настоящими
колоколами;
солдатики,
военный
барабан и
казачьи
доспехи. А на
мониторе ТВ
вы видите Его,
крутящего
фуэте в
снегу,
марширующего
строем со
сверстниками
на плацу,
ныряющего с
мостков в
купальне.
Дивной
красоты
Мальчик, и
уже настоящий
мужчина, вояка,
лидер,
заводила..
Великие
Княжны Ольга
и Татьяна во
младенчестве.
В зале,
посвящённой
детским
комнатам
Княжён, расставлена
изумительная
резная
мебель, китайский
сервиз,
картины с
умными
смешными Зайцами
и Медведями в
котелках,
распивающими
чай, нарядные
куклы,
забавная
заводная собачонка.
Рыжая с белым
окраска этой
пушистой
собачки
обрывается
на коротком
хвостике.
Хвостик у
Собачки совсем
лысенький.
По-видимому,
дети всё
время таскали
игрушку за хвостик,
и вытерли
материю до
основы.
Смотреть на
этот вытертый
ручками
Княжён
хвостик, без
слёз,
невозможно...
Домашний мир
Царских
Детей во
многом
традиционно-русский,
вместе с тем
и вполне интернационален.
Здесь мы
видим
новинки европейской
Культуры, например,
фотокамеру
«Кодак» в
руках
старшей Ольги,
изысканные
канцпринадлежности,
поражающие
сохранностью
красок,
массивные
ухоженные
фотоальбомы.
Фотографии
повсюду:
портреты
Детей и всей Семьи
– на
прогулках,
занятиях, при
посещении
памятных
мест,
больниц,
храмов,
каких-то
мероприятий.
Мало
фотографий,
связанных с
балами и
увеселениями.
Если честно,
таковые
лично мне не
встретились.
Зато
запомнился
набор
настоящих
латунных
инструментов
– молоточков,
ножей,
пилочек, для
изготовления
рамочек и
украшений из
кожи. Набор
принадлежал...
девочкам! Многие
фоторамочки
они
изготовляли
сами.
Какие они
разные, по
характеру, по
своим пристрастиям
и увлечениям,
Великие
Княжны, но как
одинаково
милы и
очаровательны!
Изысканная
утончённая Ольга,
старшая. Она
доверенное
лицо Папа,
много читает,
молчалива и романтична,
порой
излишне
строга и
категорична
в суждениях.
Аристократический
максимализм
и мужество
более всего
присущи Её
характеру.
Ольга
самостоятельна,
Она со всеми
умеет
держать
дистанцию, но
при этом немного
витает в
облаках. Татьяна,
Губернатор,
приближенная
Мама и очень
на Неё
похожа. Всё
знает, всё
умеет,
никогда
ничего не
забывает,
аккуратна,
ловка,
приветлива. К
Татьяне идут
за советом и
помощью, если
возникают жизненные
проблемы: где
взять, что
лучше
подходит, как
поступить.
Она всегда
невозмутима,
знает
абсолютно
всё, да и руки
у Неё просто
золотые.
Мария,
«толстенький
Ванька-Встанька»,
добродушная,
ласковая,
тактичная.
Всегда умеет
найти слова
поддержки,
рассмешить и
успокоить каждого.
Мария – настоящий
художник, как
и Мама. Она
прекрасно рисует,
любит
прогулки на
свежем
воздухе, танцы
и часто
возится с
Братиком –
обожает общение
и игры. Мария
самая
простая и
задушевная
из Сестёр,
очень
женственна и
так красива:
у Неё
изумительные
серые глаза,
стрельчатые
ресницы,
пушистые
светло-каштановые
волосы, милые
ямочки на
розовых
щёчках и в
уголках губ. «Ах,
какая
миленькая, ну
какая
славная!» – восклицают
все, кто Её
видит.
А вот Анастасия
– «мальчик в
юбке»:
проказница,
сорванец,
пересмешница,
неисправимая
шалунья.
Конечно же,
всеобщая
любимица, но
и объект
усиленного
внимания.
Каждый день –
новый
сюрприз, и
далеко не
всегда
приятный.
Мама обожает
Свою
Настеньку,
прощает и часто
обращается к
Ней, как и к
Алексею: бэби.
Для Девочек
всегда в няни
избирались простые
русские
женщины, из
народа. С
Папа дети
говорят
по-русски, с
Мама – чаще
по-английски.
Все
стараются
обходиться
без слуг, как
можно больше
трудиться,
часто
посещать храм.
Мама не
выносит
праздности и
сурово приучает
чад к труду, с
самого
нежного возраста.
Строгий Папа
хочет видеть
в Детях добрый
пример для
всех русских
детей. Так что
спрос с них,
при всей
любви и
заботе, соответственный.
Княжны и
Алексей
боготворят Родителей
и ничем не
хотели бы
огорчить. Редкое
единство и
единомыслие
Семьи лучше
всего
видится
именно в
детских
комнатах.
Конечно,
широко
представлены
на Выставке и
предметы
роскоши:
украшения,
часы, броши, кресты,
иконы,
фарфор,
портсигары,
вещицы Фаберже,
дивные
наряды
Царицы,
златотканые
облачения с Крестин
Наследника,
редкие
картины,
мебель. Каждый
предмет
по-своему
уникален,
порой выполнен
целым
заводом или
фабрикой, к
такой-то
особенной
дате, с
дарственной
надписью, в
особом
оформлении.
Около стенда
– фотография
или рисунок
внутреннего
интерьера дворца,
где данный
предмет
(часы, ваза,
икона, крест,
настольный
прибор)
находились.
Посетитель
не только
видит вещь,
но и как бы
ощущает весь
её домашний
контекст.
И
всё-таки вещи
и роскошь
здесь, как
ужк\е говорилось,
далеко не
главное. Над
всем царит
особый дух
Семьи: дух
любви и
нежной
заботы, дух
служения
Красоте,
предельной
отдачи себя
людям,
скромности и
трудолюбия.
Много игры и
простодушия –
Царская
Семья
очаровывает
теплом и
распахнутой
щедростью
русского сердца.
Всё лучшее,
что было и
остаётся в
России, в
русском
характере и
национальной
душе показано
с предельной
ясностью.
«Богатство
хорошо, а
любовь –
главное». Эту
Истину Романовы
доказали
всей жизнью и
своим Уходом.
Ценности
семьи,
ценности
человеческих
отношений
всегда были
приоритетными
для традиционной
–
христианской
Америки.
Поэтому так
дружен и
искренне
глубок
интерес американцев
к
Экспозициии
в Ньюарке.
Последние
русские
идеалисты,
романтики,
Узники Мечты,
Романовы
сумели
построить
неповторимый
Семейный мир.
И этот мир,
эта светлая
феерия любви,
творчества и
мечты, –
действительно
завораживает.
Такое
остаётся
навсегда,
ведь дух живёт
вне времени,
вне
национальных,
социальных и
геграфических
пределов.
Наследие Царской
Семьи
сегодня
становится
неотъемлемой
частью
общечеловеческой
Культуры, объединяя
все нации и
народы.
Спасибо
огромное тем,
кто помог
увидеть это
настолько
явственно и
так
фантастически
ярко. И это
ещё одно,
настоящее,
Рождественское
чудо!
Уголок
Сиреневой
гостиной.
Слева видна
картина «Сон
Богородицы».
1 – 3
Музей
Искусств в
Ньюарке, NJ,
США
4.
Парадный
мундир
Цесаревича
Алексея
5. Мебель
Цесаревича
6. Игрушечный
русский
Город –
кубики
7.
Индийский
ослик, в
натуральную
величину
8 – 9
Игрушки,
мебель,
посуда из
комнат
Великих Княжон
10. Иконы
и реликвии из
будуара
Царицы
Александры
11. «Сон
Богородицы» –
главная
картина Сиреневой
гостиной
12. Наша
семья при
посещении
Царской. 7 января
2005 года,
Рождество.
Малиновая
гостиная
Александровского
дворца.
LUCH 2004