Легендарному балетмейстеру, народному артисту СССР, организатору и художественному руководителю Государственного академического   ансамбля народного танца Игорю Моисееву 21 января 2006-го года исполняется 100 лет.

 

                    «ЕГО ИСКУССТВО – ТОРЖЕСТВО МОЛОДОСТИ И КРАСОТЫ»

        Борис Покровский, народный артист, лауреат Ленинской премии

 

 

 Фото: Аркадий КолыбаловИгорь Александрович Моисеев – безусловный лидер нашего искусства. Его надо любить, ему надо подражать, у него надо учиться. Учиться, как жить, чтобы быть всегда нужным людям, обществу, человечеству.

 

100-летие Моисеева – это блистательный Путь, проложенный им в мировой хореографии. С юных лет он занялся собираением и прочтением наших национальных танцев, а позднее – танцев народов мира. Это было не просто коллекционирование движений, а проникновение в суть танцевального фольклора, его осмысление, а потом и возвращение народу его произведений, облачённых в формы подлинного, высокого, классического Искусства.

 

Он создал ансамбль, которому под силу исполнение любого танца любого народа мира! С этой точки зрения 100-летие Моисеева – это без малого век благоденствия искусства танца нашего народа и всех народов Земли! Со всеми ими Игорь Александрович свободно разговаривает на прекрасном языке танца.

 

100-летие – это конечно его праздник. Но гораздо в большей степени это и наш праздник. Это общий праздник тех, кому дорога культура страны, дорого искусство и вечный творческий поиск нового в искусстве.

 

Его танцы учат, они пропагандируют прекрасное, они воспитывают нас, они заставляют гордиться тем, что в нашей стране и народе родился такой уникальный художник. Говорю это от зависти. Ведь настоящий балетмейстер – это всегда режиссёр. От души завидую что он – и великий, и очень нужный людям Художник.

 

Игорь Моисеевэто Художник, нужный всем народам мира, потому что владеет средством танца – мудрого и прекрасного искусства, язык которого понятен всем без исключения людям нашей планеты.

 

Нет, я не преувеличиваю, гржусь, что принадлежу русскому народу, который родил и воспитал такого Художника. Игорь Моисеев – это гордость нации, и несмотря на то, что он грозится 100-летием, мы всё-таки говорим о его вечной молодости. Потому что танец, который он олицтворяет, и есть торжество

                                                       Молодости и Красоты!                  

 

                http://rds.yahoo.com/S=96062883/K=Moiseyev+dance/v=2/SID=e/l=IVS/SIG=12a6d26au/EXP=1139423854/*-http%3A/www.pennpresents.org/events/photos/moiseyev.jpg   http://rds.yahoo.com/S=96062883/K=Moiseyev+dance/v=2/SID=e/l=IVS/SIG=1271ejjnf/EXP=1139424378/*-http%3A/www.icmtalent.com/musperf/images/mco_100.jpg  

   

rush1   Афиша ансамбля Моисеева  

 

     Штрихи биографии Маэстро

 

 

ПРОЩАНИЕ С РУССКОЙ И МИРОВОЙ ЛЕГЕНДОЙ

«Объединяя воедино классичность, народность и «всемирную отзывчивость» русской культуры на всё истинно прекрасное, Борис Александрович Моисеев возвёл искусство Танца на недосягаемую доселе высоту, сделав его определяющей силой просветления и утверждения высочайшего национального самосознаия русского народа» ЛУЧ.

 

22 ноября 2007 – РИА Новости. За текущий месяц мир потерял двух выдающихся хореографов: 2 ноября в Москве от сердечной недостаточности на 102-м году жизни скончался великий балетмейстер Игорь Моисеев, а в четверг, 22 ноября, в одной из больниц Швейцарии в возрасте 80 лет умер знаменитый французский хореограф Морис Бежар.

 

Отпевание и прощание с великим балетмейстером Игорем Моисеевым прошло 7 ноября в Преображенской церкви Храма Христа Спасителя.

 

Храм украшали венки, присланные днём раньше на гражданскую панихиду в Филармонию от президента РФ, правительства РФ, мэра и правительства Москвы, родного ансамбля, жены Ирины и дочери, внука и правнука Маэстро.

 

Президент Владимир Путин назвал кончину легендарного балетмейстера Моисеева невосполнимой потерей для отечественной и мировой культуры и выразил соболезнования родным и близким хореографа, сообщила пресс-служба президента РФ.

 

"Игорь Александрович был не просто великим артистом и балетмейстером, человеком удивительной судьбы и огромной созидательной энергии. Он был настоящим гражданином и патриотом своей страны. Своим искрометным искусством он утверждал идеалы гуманизма, добра и красоты", – говорится в телеграмме российского президента, направленной вдове и дочери Моисеева.

 

Церемонию в храме посетил министр культуры Александр Соколов. Среди пришедших в последний раз попрощаться с хореографом также были глава Роскультуры Михаил Швыдкой, музыковед Святослав Бэлза, тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова и многие другие известные деятели искусства, поклонники творчества легендарного хореографа.

 

Глава Роскультуры Михаил Швыдкой особо подчеркнул, что "Игорь Моисеев на практике воплотил великую мысль русского классика о всемирной отзывчивости русской культуры. Он, человек, выросший в недрах Большого театра, как никто в нашей стране понимал культуру других народов. Его ансамбль народного танца показывал в России и во всем мире танцы самых разных стран и континентов. И так, как он мог с помощью хореографического языка выразить душу разных народов, больше не мог никто – это абсолютный феномен".

 

Он также отметил, что после смерти деятелей такого масштаба всегда начинаются "пересуды по поводу того, кто может занять его место и возглавить коллектив. В таких случаях я обычно говорю, что должно пройти девять или сорок дней (лучше сорок), прежде чем принимать какие-то решения. Но надо сразу понять одну вещь: в природе не существует человека, который смог бы заменить Игоря Александровича".

 

В свою очередь глава Минкульта РФ Александр Соколов пообещал, что его ведомство возьмет на себя заботу о будущем Ансамбля Игоря Моисеева. "Мы низко кланяемся перед ним в полумраке этой сцены, которая всегда сверкала, и берём на себя ответственность за будущее ансамбля Игоря Моисеева. Мы никогда и нигде не поступимся этой высокой миссией", – сказал он, открывая официальную часть гражданской панихиды.

 

Соколов отметил, что невозможно представить себе современое искусство "без синтеза великой академической хореографии Большого театра и многоцветной народной традиции, которую Игорь Моисеев собирал как цветы и которая стала основой нового жанра – жанра народного танца. Чудо созданного им ансамбля заключается в том, что менялись поколения и каждое из них хранило верность этому ансамблю – сегодня все они одна осиротевшая, но благодарная Семья".

 

Со своей стороны глава Роскультуры Михаил Швыдкой зачитал телеграммы с соболезнованиями вдове и дочери маэстро от президента РФ Владимира Путина, патриарха и премьер-министра РФ Виктора Зубкова.

 

Моисеев родился в Киеве 21 января 1906 года. Учился в частной балетной студии В.И. Масоловой, затем в Хореографическом техникуме Государственного Академического Большого Театра в классе А.А. Горского. В 1933 году окончил Университет искусств.

 

После окончания техникума был принят в балетную труппу Большого театра (1924 – 1931), в 1931 – 1937 годах был солистом в Большого, исполнял партии Рауля в "Теолинде", Мато в "Саламбо", Иосифа в "Иосифе Прекрасном" и другие.

 

В 1930 году, оставаясь артистом балета, в 24 года Моисеев становится главным балетмейстером Большого (что уже само по себе – чудо, достойное удивления и благоговения!), постановщиком танцевальных сюит в оперных спектаклях "Кармен", "Демон", "Любовь к трем апельсинам", "Турандот", на сцене Большого театра ставит балеты "Саламбо" (1932), "Три толстяка" (1935), "Спартак" (1958). В 1936 году стал заведующим хореографической частью Театра народного творчества.

 

В 1937 году создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца, а в 1943 году – первую в стране профессиональную школу народного танца (хореографическая Школа-студия при ГААНТ). В 1966 году в Москве Моисеев основал Хореографический концертный ансамбль (ныне Московский театр классического балета).

 

Моисеев был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.


ПРОЩАНИЕ С МАЭСТРО БЕЖАРОМ

«Бежар был ярчайшим хореографом XX века. Это был истинный художник, для которого бизнес и искусство были несовместимы». В. Васильев.

 

Известный французский хореограф скончался в возрасте 80 лет в одной из больниц в Швейцарии, где он проходил курс лечения из-за проблем с сердцем и почками. Из-за проблем со здоровьем хореограф был вынужден меньше времени посвящать искусству.

 

"Мастер балета" Морис Бежар выступает на сцене с 1948 года, а с начала 50-х годов ставит спектакли, известные по всему миру. Бежар создал и поставил более ста балетов, написал пять книг. Долгие годы сотрудничества связывали Мориса Бежара с великой русской балериной Майей Плисецкой.

 

Он поставил для неё балет "Айседора", а также несколько сольных концертных номеров для её выступлений. Наиболее известны среди них "Видение розы" и "Аве, Майя". Последние два десятилетия Бежар являлся руководителем "Лозаннского Балета Бежара" (Bejart Ballet Lausanne).

 

Художественный руководитель балетной труппы Большого Театра Алексей Ратманский уверен, что Морис Бежар совершил прорыв, раздвинув границы театра. "Он вышел с балетом на стадионы, улицы, выступал даже в церквях. Его сложные и во многом философские постановки, затрагивали самые широкие слои публики, как высоколобых интеллектуалов, так и простых людей", – пояснил худрук.

 

Кроме философской глубины, по мнению Ратманского, балеты Бежара отличала глубокая эротичность. Возможно всплеск эротизма в его постановках совпал с сексуальной революцией, странно, что в США его постановки были не слишком популярны. Зато для японцев – он Бог", – рассказал хореограф.

 

Ратманский отметил, что каждый приезд Бежара в Россию был настоящим чудом и потрясением. "Он очень сильно повлиял на наших постановщиком, например на Бориса Эйфмана. Жаль, что в последние годы его популярность упала, в последний приезд Бежара в Москву в зале было много пустых мест", – сказал он.

 

Народный артист СССР, всемирно известный танцовщик Владимир Васильев называет Мориса Бежара ярчайшим художником XX века и создателем блистательной труппы.

 

"Ушёл из жизни создатель блистательной труппы с громким, и многим казавшимся претенциозным названием "Балет XX века". Но его труппа оправдала свое название, став созвучной эстетике и вкусам XX века. У Бежара была своя школа, и он выпустил в мир много талантливых артистов и хореографов, которые впоследствии создали театры", – сказал Васильев.

 

Бежар, как вспоминал великий танцовщик, очень любил и ценил школу русского классического танца. "Он всегда гордился тем и говорил о том, что у него были русские педагоги, и всегда подчёркивал, насколько он благодарен им".

 

"Взаимоотношения на равных" так охарактеризовал свои отношения с хореографом Васильев. "Ты уважаешь в нём художника и чувствуешь его уважение к себе, это скрепляет дружбу. Бежар был далёк от повторения и штампов, – подчеркнул он. – У него было своё собственное видение. Бежар был ярчайшим хореографом XX века. Это был истинный художник, для которого бизнес и искусство были несовместимы".

 

Со своей стороны танцовщик и хореограф Андрис Лиепа, который танцевал в балетах Бежара, признался, что работа с великим хореографом была для него настоящим чудом.

 

"Морис Бежар был уникальной личностью, и я счастлив, что мне удалось с ним поработать. Он поставил для меня "Песни странствующих подмастерьев" на музыку Густава Малера, который раньше сделал для Рудольфа Нуриева", – рассказал РИА Новости Лиепа.

 

Он вспоминал, что "Бежар удивлял не только зрителей, но и нас, танцовщиков. Его фантазия работала постоянно. Когда мы с ним работали над второй постановкой "Постоянная смерть" (где я не смог станцевать из-за травмы), мне мог позвонить его секретарь и сказать, что Бежар просит меня подъехать к 11 ночи в театр, чтобы продолжить работу, так как ему пришла в голову новая идея. И это здорово, что после целого рабочего дня, его фантазия творила еще и ночью".

 

Лиепа с восхищением отметил мастерство Бежара в его умении чувствовать музыку и пространство, он мог ставить спектакли и на стрелке Васильевского острова, и на стадионе и на маленькой сцене камерного театра". Он также признался, что в обозримом будущем, при всей своей любви к современному балету, не видит хореографа, который мог бы занять место Мориса Бежара.

 

Надежда Соловьева, глава SAV Entertainment, компании занимавшейся гастролями известного балетмейстера в России, заявила, что смерть Мориса Бежара не только огромная потеря для всего балета, но и для мирового искусства в целом.

 

"Мы привозили его в Россию много раз, последний был года четыре назад и каждый раз нас поражало, насколько этот человек полон жизни и открыт для всего нового. Такие новаторы в балете, а не в современном танце, появляются крайне редко. После смерти Бежара остался пожалуй, один Борис Эйфман", – рассказала она.

 

На гастроли приезжала не только основная труппа, но и молодые танцоры. "Специально для этого, чтобы отснять их выступления, я отправилась в Лозанну, где мы провели с Бежаром три чудесных дня: гуляли, ходили по ресторанам. Меня поражало, насколько он широко образован, и абсолютно незашоренный человек, для которого не существовало никаких рамок, если речь шла о творчестве", – поделилась воспоминаниями Соловьева.

 

Она также отметила, что хотя в европейском балете существует достаточно строгий диктат и субординация, в труппе Бежара этого не было. "Его все танцоры обожали, для них театра Бежара действительно был семьей", – сказала она в заключении.

 

           Работа с Бежаром была чудом, признался Андрис Лиепа. © РИА Новости. Владимир Васильев http://images.picsearch.com/is?mKvOqx3-l3pfqLdHpYRtPg6d_Gd1NBZ9zt0cVFWW0w4 

            Мировое Искусство несёт невосполнимые утраты...

 

 

     НИЗКИЙ ИМ ПОКЛОН –  ГЕРОЯМ ДУХА И ВЕРНЫМ СЛУЖИТЕЛЯМ КРАСОТЫ!

 

      ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!

 

 

 

LUCH 2007