Телескопу 400 лет! 1609 – 2009 гг.

 

ГАЛИЛЕО ГАЛИЛЕЙ

Коперник, Бруно, Галилей и телескоп –

против невежества и инквизиции.

 

В 1608-м г. до Галилея дошли вести о новых инструментах для наблюдения за отдаленными объектами: «голландских трубах». Используя свои познания в геометрической оптике, Галилей посвятил «все свои труды изысканию научных начал и средств, которые делали бы возможным устройство инструментов подобного рода, и скоро нашёл желаемое, основываясь на законах преломления света». Историки Науки почти единодушно считают, что Галилей если не изобрёл, то усовершенствовал телескоп. Он изготовил трубу с увеличением в 30 раз и в августе 1609-го продемонстрировал её сенату Венеции.

 

С помощью своей трубы Галилей начал наблюдение ночного неба. И вскоре обнаружил, что поверхность Луны очень напоминает земную: она такая же неровная и гористая; что Млечный Путь состоит из мириадов звезд; что у Юпитера есть по крайней мере 4 спутника («луны»). Эти спутники Галилей назвал «светилами Медичи» в честь герцога Тосканского Козимо II Медичи.

В марте 1610-го вышло небольшое сочинение Галилея на латинском языке, содержавшее обзор всех его телескопических открытий. Оно называлось «Звездный Вестник» (Siderius Nuncius) и было издано очень большим по тому времени тиражом: 550 экземпляров, разошедшихся в течение нескольких дней.

 

Галилей не только демонстрировал в телескоп небесные объекты своим согражданам, но и разослал экземпляры зрительной трубы по дворам многих европейских правителей. «Медичейские звезды» сделали своё дело: в 1610 Галилей был пожизненно утверждён в должности профессора Пизанского университета с освобождением от чтения лекций, и ему было назначено втрое большее жалование, чем он получал прежде.

 

В том же 1610-м Галилей перебрался во Флоренцию. Тому было множество причин. Это и его желание получить место при дворе герцога Тосканского (им к этому времени стал Козимо II Медичи), и семейные проблемы, и напряжённые отношения с некоторыми коллегами в Университете, по причине зависти и ревности к научным успехам и высокому жалованью. Закончился 18-летний период пребывания Галилея в Падуе, по его союственному признанию «самый спокойный и плодотворный».

 

Мысли, высказанные Галилеем в «Звёздном Вестнике», никак не вписывались в рамки Аристотелевского мировоззрения. Они совпадали со взглядами Коперника и Бруно. Так, Галилей считал Луну сходной по своей природе с Землей, а с точки зрения Аристотеля (и церкви) не могло быть и речи о подобии «земного» и «небесного». Далее, Галилей объяснял природу «пепельного света» Луны тем, что её темная сторона в это время освещается светом Солнца, отраженным от Земли, а отсюда следовало, что Земля – лишь одна из планет, обращающихся вокруг Солнца. Аналогичные выводы Галилей делает и из своих наблюдений за движением спутников Юпитера: «...теперь имеется не только одна планета, вращающаяся вокруг другой и вместе с ней – вокруг Солнца, но целых четыре, путешествующих вокруг Юпитера и вместе с ним – вокруг Солнца».

 

В октябре 1610-го Галилей сделал новое сенсационное открытие: он наблюдал фазы Венеры. Объяснение этому могло быть только одно: движение планеты вокруг Солнца и изменение положения Венеры и Земли относительно Солнца. Против астрономических открытий Галилея посыпались возражения.Его оппоненты – немецкий астролог Мартин Хорки, итальянец Коломбе, флорентиец Франческо Сиччи, – выдвигали чисто астрологические и богословские аргументы, соответствовавшие учению «великого Аристотеля» и взглядам церкви. Однако вскоре открытия Галилея получили подтверждение. Существование спутников Юпитера констатировал Иоганн Кеплер; в ноябре 1610 г. Пейреск во Франции начал регулярные наблюдения за ними. А к концу 1610 г. Галилей сделал ещё одно замечательное открытие: он усмотрел на Солнце... тёмные пятна.

 

Их видели и другие наблюдатели, в частности иезуит Христофер Шейнер. Но последний считал пятна небольшими телами, обращающимися вокруг Солнца. Заявление Галилея о том, что пятна должны находиться на самой поверхности Солнца, противоречило представлениям Аристотеля об абсолютной нетленности и неизменности небесных тел. Спор с Шейнером поссорил Галилея с иезуитским орденом. В ход пошли рассуждения об отношении Библии к астрономии, споры по поводу пифагорейского (т.е. коперниканского) учения, выпады озлобленного духовенства против Галилея. Даже при дворе великого герцога Тоскансого стали холоднее относиться к учёному.

 

http://www-history.mcs.st-andrews.ac.uk/history/BigPictures/Copernicus_13.jpeg

Так начиналось научное изучение вселенной.

Художник Ян Матейко. 1872 г.

 

Вослед за Коперником, с телескопом.

 

ПРОДОЛЖЕНИЕ:

 

Великий Галилей – на коленях перед Наукой.

 

 

 

 

LUCH 2009