Победитель
Дуэли со
злом,
бесчестием,
низостью. 173-я
Годовщина
Поэта.
«Как для
древних
греков
«Одиссея» и «Илиада»,
так для нас –
дуэль и
смерть
Пушкина. Случай,
когда поэт
своей жизнью
и смертью написал
ещё одно
гениальное
произведение.
Пушкин
напророчил,
написал
сценарий
своей жизни,
своей смерти
и своего
бессмертия». Константин
Кедров.
«Каждый
февраль,
словно
лунатик на
карниз, выхожу
в этот день,
1837-го года, и
брожу там
незримой
тенью, в
сотый и
тысячный раз
наблюдая шинели
на снегу,
смоляные
бакенбарды
Пушкина,
белое
треугольное
лицо Дантеса...
Самая
позорная
русская
привычка:
уничтожать
поэтов.» Статья
Алексея
Политковского
в «Свободной
прессе».
Алые
капли – белый
январь.
9. 02. 2010 г.,
Новости
телеканала
«Культура».
Праздничная
программа,
посвящённая
Пушкинскому
Дню России,
пройдёт
сегодня в
Санкт-Петербурге.
Во Всероссийском
музее А.С.
Пушкина
рассказали,
что в этом
году
праздник,
учреждённый
президентом
России,
отмечается в
десятый раз с
особой
торжественностью.
Церемония
возложения
цветов
состоится в
Царскосельском
парке у
памятника
Пушкину.
Одновременно
акция
«Приношение
поэту» пройдёт
во дворе на
набережной
Мойки, 12. В ней
примут
участие
сотрудники Института
Русской
Литературы
Академии наук
(Пушкинского
Дома),
потомки
поэта,
деятели культуры,
воспитанники
литературной
студии
«Дерзание».
Возложение
цветов,
минута
Памяти,
чтение стихов
Александра
Пушкина и его
современников
о поэте – главное
содержание
этой
церемонии.
Юные дарования
России, «племя
молодое не
знакомое»,
так же
сотворят
своё
творческое
«подношение
поэту». Чуть
позднее в
музее-квартире
пройдёт литературно-музыкальный
вечер:
«Последнее
лето
Пушкина».
В
выставочных
залах музея
откроется
экспозиция «Зачем
он шёл
долиной
чудной»,
посвящённая
220-летию со дня
рождения
выдающегося
поэта
пушкинской
плеяды
Константина
Батюшкова.
Будут
представлены
уникальные
фондовые
материалы и
реликвии первой
трети XIX века.
Торжества
продолжатся
научно-практической
конференцией
«Литература
в
Литературном
музее».
Вечером
будут даны
концерты.
Любителям бардовской
песни
адресован марафон
«Стихи и
музыка, любовь
и Петербург»
в
сквере у
обелиска на
месте дуэли
Пушкина. В
Академической
капелле
прозвучат шедевры
Чайковского, Свиридова
и других
композиторов.
10
февраля
исполняется
173 года со дня
ухода Александра
Сергеевича
Пушкина. К этому
дню телеканал
«Культура»
приурочил
показ фильмов
и передач,
посвящённых творчеству
поэта. Смотрите
на
телеканале
«Культура»:
С
8 по 12 февраля в
15:35
произведения
Пушкина
звучат в
исполнении
Эдуарда
Марцевича (в
программе «Пушкин и
другие...»), Бориса
Плотникова (в
программе «Альбом есть
памятник
души»), Евгения
Миронова (в
программе «Репетиция
Пушкина»), Михаила
Козакова (в
программе «Пушкин.
Лирика.
Избранное») и Игоря Кваши (в
программе «Стихи
разных лет»).
10
февраля в 10:50 в
эфире
художественный
фильм «Метель»,
а в 18:25
- музыкальная
иллюстрация
Георгия
Свиридова к этой
повести
Пушкина.
Музыка
звучит в исполнении
Государственного
академического
Большого
симфонического
оркестра
имени П.И.
Чайковского
под
управлением
Владимира
Федосеева.
Подчёркивая
значимость
фигуры поэта
для русской
культуры, Сергей
Булгаков
писал о
смерти
Пушкина в 1937-м году:
«Русский
народ, вместе
со всем
культурным миром,
ныне
поминает
великого
поэта. Но
никакое
мировое
почитание не
может выявить
того, чем
Пушкин
является для
нас, русских.
В нём
САМООТКРОВЕНИЕ
русского
народа и
русского
гения. Он
есть в нас мы
сами, себе открывающиеся.
В
нём говорит
нам русская
душа, русская
природа,
русская
история,
русское
творчество, сама
наша русская
стихия. Он
есть наша
любовь и наша
радость. Он проникает
в душу,
срастаясь с
ней, как
молитва
ребёнка, как
ласка матери;
как золотое
детство,
пламенная
юность,
мудрость
зрелости.
Мы
дышим
Пушкиным,
носим его в
себе, он живёт
в нас больше,
чем сами мы
это знаем,
подобно тому
как живёт в
нас наша
Родина.
Пушкин и есть
для нас в
каком то
смысле родина,
с её
неисследимой
глубиной и
неразгаданной
тайной, и не
только
поэзия
Пушкина, но и
сам поэт. <…>
Столетие
смерти
Пушкина...
Тогда, сто
лет назад,
эта смерть ударила
по сердцам
как народное
горе, непоправимая
беда,
страшная
утрата. Она
переживалась
как ужасная
катастрофа,
слепой рок, злая
бессмыслица,
отнявшая у
русского
народа его
высшее
достояние.
Это
чувство живо
и теперь. И
ныне, через
сто лет,
смерть Пушкина
остаётся в
русской душе
незаживающей
раной. Как и
тогда, мы
стоим перед
ней в растерянной
безответственности
и мучительном
недоумении.
И
мы снова
должны до дна
испить эту
чашу горькой
полыни,
сызнова
пережить эту
смерть во
всей её
страшной,
вопиющей бессмыслице:
как будто
свалившийся
с крыши
камень
поразил
насмерть
нашего
величайшего
поэта, и
отнял его от
нас в цвете
творческих
сил, на
вершине
мудрости».
12 февраля
2005-го года в 15:00
была
показана
телеверсия спектакля
Московского
ТЮЗа «Пушкин.
Дуэль.
Смерть» в
постановке
Камы Гинкаса.
Поэт
Константин
Кедров
тогда писал о
смерти
Пушкина:
«Звучит
парадоксально,
но это
правда, именно
дуэль и
смерть
Пушкина
сделал его
по-настоящему
популярным
поэтом, дуэль
и смерть принесла
ему
всероссийскую
славу. Я не
очень-то уверен,
что сегодня
все читали
всего Пушкина.
А вот про
дуэль, про
Дантеса, про
Пушкина на
снегу – знают
все.
Вообще
дуэль в
русской
литературе –
явление
довольно
поразительное.
Пушкинская
дуэль дала
толчок Толстому
в романе
«Война и мир»:
дуэль Пьера
Безухова и
Курагина; у
Тургенева в
«Отцах и детях»:
дуэль
Базарова и
Кирсанова;
потом «Дуэль»
Чехова.
Как
для древних
греков
«Одиссея» и
«Илиада», так
для нас дуэль
и смерть
Пушкина. Это
тот случай,
когда поэт
своей жизнью
и смертью
написал ещё
одно гениальное
произведение.
Никакой
необходимости
в этой дуэли
не было.
Виноват ли
Николай I? Безусловно,
между царём и
Пушкиным
дуэль, конечно,
была. Это
была
постоянная
дуэль: это
было и
соперничество
за Россию,
это была и
дуэль за
власть над
умами, –
всё-таки властвовал
Пушкин, а не
Николай; это
была дуэль за
Натали,
поскольку
Натали была
первой красавицей
и Николаю
хотелось,
чтобы она была
в него
влюблена.
Житейской
необходимости
в дуэли не
было, но была
какая-то сверхпоэтическая
потребность
воплотить то,
что было в
романе
«Евгений
Онегин», а там – …поэт/
Роняет молча
пистолет.
Эта дуэль
тоже
происходит
зимой, на
снегу, там
тоже есть
речка…
Есть внутри
каждого
поэта какое-то
пророческое
предвидение
своей судьбы.
Написав свою
судьбу в
образе
Ленского, это
первый
заметил
Михаил
Лермонтов:
... И он убит –
и взят
могилой,
Как тот
певец,
неведомый, но
милый,
Добыча
ревности
глухой,
Воспетый им
с такою
чудной силой,
Сраженный,
как и он,
безжалостной
рукой.
Так Пушкин
напророчил,
написал
сценарий своей
жизни, своей
смерти и
своего
бессмертия.
ПРАВО
на Дуэль.
Рождённому
Мужчиной.
Январь
был чист,
как
первая
страница,
и
всею мощью
дара
он
кричал,
что
нет в его
стране
суда
убийцам,
меняющим
святое
на металл.
Богатенькие
«гости»
обнаглели.
Да
так, что жён
уж
начали
хватать.
И
видит Бог,
он
не хотел
дуэли.
Но
злу нельзя
покорно
потакать.
А
что вы ждали
от
души поэта?
Чтоб
он
бессловным
паинькой,
как
все,
остался
в стороне
от
Драмы этой,
в
безБожной
и
бессовестной
«красе»?
Конечно
нет.
Он
знал врага
и
видел,
как
яростно
стремится
тот отнять
святыню
сердца,
дом,
и
даже имя!
Род
Пушкиных –
унизить,
растоптать.
Он
в тот январь
вошёл,
как в бой
Мужчина.
Отпор
врагу,
вломившемуся
в дом,
он
дал, как смог.
И с
той поры
доныне
его
величит мир
и
славит Бог.
«Великий
дар!»...
О
чём
недоуменье?
Он
зло
как
муж, мужчина
сокрушил.
И
каждое его
Стихотворенье
–
предвестие
величия
души.
Он
защищал свой
дом!
Святейшим
правом
Единственную
встретить
на Земле.
Погибшему
поэту –
честь
слава!
он
– Человек –
остался
в
этом зле!
ВЕЛИЧАЙШИЙ
В ЛЮБВИ.
Мученику
за Русскую
Правду.
ЛУЧ: Вступив
в
бесстрашный
бой со злом в
форме дантесов,
геккернов,
уваровых,
нессельроде, полетик,
– Пушкин стал не
просто
величайшим
поэтом
России, но и
великим
Воспитателем
и
Наставником
Русской
нации и
Русского
народа. Он
заслужил это
право
вольным
мученичеством
и смертью за
Правду, за
Любовь.
«Нет
больше той
любви, если
положить
душу свою за
други своя.»
Мы
все сегодня –
дети того
Выбора, той
январской
Дуэли.
Поэтому
случились в
нашей
Истории Чехов
и его
Сахалин,
битвы за
Москву,
Сталинград,
Берлин и
многие, мнгие
другие
славные подвиги
и даты. Мы не
умеем
уступать злу
и мириться с
ним.
И
наш Пушкин –
ПОБЕДИТЕЛЬ в
той вечной
Дуэли
Человека со
вселенским
злом. Он – наш
Яросвет:
демиург
России.
LUCH 2010