День  Покровительницы Жизни и Дарительницы Любви 

 

  Всесвятой Троицы.

 

В воскресенье ходили за лекарственными растениями. Наши предки верили, что на Троицу травы приобретают особые целебные свойства, а потому нужно успеть запастись медуницей, алтеем, арникой, ромашкой, бузиной и липовым цветом.

 

Факты. Киев. уа Троица, Пятидесятница, Зеленая Неделя – так в народе называется этот праздник. Наши предки верили, что на Троицу души мёртвых отпускают с того света домой, чтобы они могли навестить родных, присоединиться к Торжеству.

 

По старинным традициям к Троице полагалось украсить свой дом ветками, травами и цветами – «клечаннями». Да так, чтобы не осталось ни одного пустого угла. Ведь, спустившись на землю, души усопших будут прятаться в этой зелени и защищать свой род от нечистой силы и всяких напастей. Стоит ли говорить, что сбору трав придавалось особое значение...

 

В субботу, накануне праздника, парубки, девушки и малые дети отправлялись в лес и на луг. Для озеленения родительских хат и церкви молодежь заготавливала ветки клена, липы, березы и тополя. А вот осину не трогали, так как, по народным поверьям, это дерево Богу не угодно, ведь на нем повесился Иуда.

 

Зато собирали охапки душистых трав: рвали чабрец, полынь, мяту, любисток и аир. За травами ходил иногда и глава семьи. Он, согласно древним обычаям, срывал только стебли медуницы, чтобы осенью выдать дочь замуж за богатого жениха. А мать собирала тысячелистник, дабы весь год семья была здоровой и крепкой.

 

Травами усыпали полы в комнатах, амбарах и хлеву. Барвинком обвивали ставни. В доме поверх травы на полу выкладывали из листьев папоротника большой Крест.

 

Особое внимание уделяли углу с иконами. Образа ставили на васильки и мяту, покрывали новыми рушниками и зажигали лампадку.

 

В субботу перед Троицей в церквах поминают усопших. Считается, что это единственный день в году, когда разрешается молиться за самоубийц и тех, кто ушел в мир иной некрещёным. Когда-то после субботней Службы освящали молоко, творог и сдобу. Прихожане обменивались друг с другом троицкими коржиками и просили помолиться об упокоении душ усопших родных.

 

Обязательно одаривали вдов и детей-сирот: люди верили, что, позаботившись о нуждающихся, они оберегают своих близких от бед на воде и недобрых взглядов русалок.

 

Вернувшись из церкви, хозяйки начинали готовить праздничные блюда. К Пятидесятнице обязательно выпекали 50 коржиков с орехами, ими полагалось обмениваться, как писанками на Пасху. Ещё пекли калачи, булки и делали много вкусностей из молока и яиц.

 

Готовились мясные блюда: холодец из петуха, тушёный кролик, печень с луком, вареники с мясом, галушки со шкварками. Ну а как иначе? Ведь через неделю после Троицы начинается Петров пост (в этом году из-за самой ранней Пасхи он продлится полтора месяца: с 31 мая по 11 июля), и до праздника Петра и Павла есть мясо и молочные продукты не полагается. А вот рыбу к троицкому столу не готовили, так как на нее постный запрет не распространяется.

 

Девчата плели венки и вешали их в родительском саду на яблони, груши и сливы,
«аби Бог благословив самим плодючими стати».

 

В воскресенье рано утром семья надевала лучшую праздничную одежду и садилась возле ворот на лавке дожидаться, пока ударит церковный колокол. Услышав звон, все чинно вставали и, перекрестившись, шли в храм. На Литургию брали букеты из трав, в которые полагалось вставить три восковые свечи.

 

После Службы начиналось настоящее веселье. Собирались большими семьями, чтобы вместе с родичами и кумовьями отметить светлый праздник. Правда, молодёжь за стол не торопилась, девчата и парубки оставались возле церкви.

 

Развлекались танцами и играми. Так, у вкопанного в землю высокого деревянного шеста, который назывался «явор» или «вiха», они водили хороводы и пели песни. Девчата плели венки и вешали их в родительском саду на яблони, груши и сливы, «аби Бог благословив самим плодючими стати».

 

Венки на Троицу надевали даже на домашнюю скотину. Например, на Волыни пастухи, которым доверяли сельское стадо, украшали таким образом коров, «щоб добре доїлись». За заботу пастухи получали от хозяев скотины гостинцы.

 

В воскресенье ходили за лекарственными растениями. Наши предки верили, что на Троицу травы приобретают особые целебные свойства, а потому нужно успеть запастись медуницей, алтеем, арникой, ромашкой, бузиной и липовым цветом.

 

В нынешнем году Троица совпадает с днем памяти апостола Симона Зилота. А у знахарок этот день считался самым важным для сбора трав. Но чтобы растения не потеряли свои целительные свойства, их нужно было правильно собрать. Поэтому, придя в лес на рассвете и найдя нужное растение, знахарка поворачивалась лицом на восток, трижды крестилась, читала соответствующую молитву и только потом срывала стебелек, приговаривая: «Мати Божа ходила, зiлля родила й поливала, нам на помiч давала».

 

Кстати, существовал еще один интересный обычай: на Зилота хозяйки кормили коров желтыми цветами, чтобы молоко стало жирным. Кроме того, сбитое в этот день масло считалось особенно полезным, а потому его давали детишкам.

 

На Троицу можно было избавиться от разных недугов, например, вернуть себе зрение. В старину люди, мучившиеся глазными болезнями, утром шли на луг с глиняной мисочкой красного цвета и собирали в нее росу. При этом приговаривали: «Жива водичко, Божа росичко, Духом Господнiм оснащена, капай у цю мисочку. Так, як ти чиста, най си зроби пречисто у болящих очах».

 

Ну а вечером можно было гадать. Девушки сжигали аир и из пепла выкладывали на досточке имена парубков. С этой досточкой выходили на улицу и ждали порывов ветра - чье имя не развеется, тот и суженый. Если не останется ни одной надписи, то сваты в этом году обойдут дом невесты стороной.

 

В понедельник отмечали Духов день, когда землю почитали как именинницу, поэтому «тревожить» её, например, копать, не разрешалось. Водили к реке коров, овец и даже свиней. На берегу домашний скот трижды прогоняли по кругу против солнца, чтобы таким образом уберечь его от волков, болезней и сглазов.

Чтобы защититься от нечисти, всю Зеленую неделю
     люди носили при себе чеснок, любисток, полынь.

 

Зеленая неделя (семь дней после Троицы) – это время колдунов и русалок. В украинском фольклоре с этими красавицами связано очень много поверий, легенд и обрядов. Например, наши предки считали, что они могут наделать много бед: погубить урожай пшеницы, защекотать до смерти или утопить, украсть у матери дитя или отбить у девицы жениха.

 

Считалось, что русалки – высокие и стройные красавицы с горящими глазами и длинными зелёными волосами. Их можно встретить у рек и озер, когда они, выйдя из воды, сидят на берегу и расчёсываются или водят хороводы и поют таинственные песни, которыми околдовывают людей.

 

По поверьям, русалки любят также сидеть на ветвях клёна или дуба. Иногда они развешивают на деревьях нитки, украденные у женщин, которые заснули без молитвы. Также русалочки бегают по полям, засеянным рожью, громко смеются и, хлопая в ладоши, выкрикивают: «Ух! Ух! Солом'яний дух!»

 

Чтобы защититься от длинноволосых красавиц, всю Зелёную неделю наши предки носили при себе растения-обереги: чеснок, любисток, полынь. А на Полтавщине девушкам на Троицу не разрешалось ходить в лес, ведь они могли встретить там русалку.

 

По поверью, увидев незамужнюю девушку, русалка спрашивает её: «Полынь чи петрушка?» Нужно ответить: «Полынь!» Тогда русалка не причинит вреда, а только скажет: «Сама згинь!» Но если услышит от девицы: «Петрушка!» сразу же закричит: «Ти ж моя душка!» – и защекочет несчастную до смерти.

 

Однако с русалками можно было и договориться. Правда, для этого полагалось задобрить их угощениями и подарками. Женщины ставили в хате на подоконнике свежеиспеченный каравай, чтобы его запах насытил русалок. Кроме того, в саду на деревьях развешивали полотно и нитки: «мавкам на плаття», а на меже нивы для них оставляли краюхи хлеба.

 

Не очень послушные девушки носили в лес венки и просили у них помощи в привороте женихов. Кстати, сплести венок нужно было втайне от всех, чтобы никто счастья не сглазил. Проще всего к русалкам относились дети: они бегали на речку их пугать. С собой сорванцы брали отлитые из воска крестики, которые бросали в воду со словами: «Де Христос, там Сила Небесна, а де Сила Небесна, там нечисти нету места!»

 

Заканчивались гулянья в первый день Петрова поста проводами русалок. Днём девушки шли в поле обедать, плести венки и петь песни. Вечером молодёжь собиралась своим кругом, выбирала из девиц русалок и торжественно «выпроваживала» их из села: «Идите, русалочки, идите, та нашого житечка не ломите!»

 

ЯИЧНЫЕ КОТЛЕТЫ

Для приготовления понадобится: 4 сваренных вкрутую яйца, 2 столовые ложки муки, 0,5 стакана молока, 1 столовая ложка панировочных сухарей, 1 столовая ложка сливочного масла, черный перец.

 

На разогретом масле поджарить муку, развести ее молоком. Довести смесь до кипения, снять с огня и всыпать мелко порубленные вареные яйца. Непрерывно помешивая, понемногу влить взбитый белок, добавить перец, соль. Снова довести смесь до кипения, остудить и сформировать из этой массы котлеты. Обвалять их в сухарях и обжарить.

 

КОРЖИКИ ТРОИЦКИЕ

Для приготовления понадобится: 3,5 стакана муки, 3 вареных желтка, 2 сырых желтка, 1,5 стакана очищенных грецких орехов, 0,5 стакана сметаны, 0,5 стакана сахара, 200 граммов сливочного масла, 2 столовые ложки белого сухого вина, 300 граммов творога.

 

Вареные желтки растереть с сырыми, добавить сметану, творог, вино и перемешать до однородной массы. Затем добавить небольшими порциями муку и мелко порезанные орехи. Тесто раскатать в пласт толщиной в сантиметр, стаканом вырезать коржики, выложить на смазанный маслом противень, помазать желтком и посыпать сахаром с орехами. Наколоть вилкой и выпекать в духовке.

 

 

        

 

 

 

 

          LUCH 2010