Священномученик протоиерей Иоанн Кочуров.

13/26 июня 1871 – 31/13 ноября 1917.

 

 Сщмч. Иоанн Кочуров

 

В Нарве, в Ваналиннаской школе, была открыта и освящена мемориальная доска в память о протоиерее Иоанне Кочурове, законоучителе Нарвской мужской гимназии, расстрелянном 31 октября 1917 года в Царском Селе.

 

Отец Иоанн открыл трагическую страницу русской церковной святости XX века: стал первым священнослужителем Русской Православной Церкви, погибшим от Богоборческой власти большевиков.

 

Протоиерея Иоанна Кочурова, канонизированного Русской Православной Церковью в 1994 году и причисленного к лику святых, называют небесным покровителем Нарвы.

 

Некоторые факты из жития священномученика Иоанна. Родился 13 июля (ст. ст.) 1871 года в Рязанской губернии в семье сельского священника.

 

После окончания 10 июня 1895 года Санкт-Петербургской Духовной Академии был направлен на миссионерское служение в Северную Америку – в Алеутскую и Аляскинскую епархию. В том же году священник Иоанн Кочуров назначен настоятелем церкви святого Владимира в Чикаго и церкви Трех Святителей в Стриторе. Несмотря на большие трудности, с которыми сталкивались островки православия в Чикаго и Стриторе, отец Иоанн приложил много сил по созиданию полнокровной приходской жизни во вверенных ему храмах.

 

Он также руководил строительством нового храма в честь Пресвятой Троицы в Чикаго, который был освящён в 1903 году святителем Тихоном, будущим Патриархом Московским. В 1906 году отец Иоанн назначается благочинным Нью-Йоркского округа восточных штатов.

 

Летом 1907 года протоиерей Иоанн Кочуров возвращается в Россию, с 15 августа священноначалие назначает его законоучителем в Нарвские мужскую и женскую гимназии. С Нарвой связано девять лет жизни отца Иоанна на поприще духовного просвещения. В ноябре 1916 года он назначается в Екатерининский собор Царского Села в качестве приходского священника. К тому времени в семье священника Иоанна Кочурова и его матушки Александры было шестеро детей.

 

В конце октября 1917 года эхо происшедших в Петрограде революционных событий докатилось до Царского Села. Священники Екатерининского собора принимают решение совершить Крестный ход с чтением молений о прекращении братоубийственной брани.

 

31 октября после ухода казачьих частей в Царское Село вступили большевистские отряды. Начались обходы квартир и аресты офицеров, а отца Иоанна обезумевшая толпа расстреляла на окраине города. Один петроградский корреспондент воспроизвел ужасающую картину мученической гибели священника:

 

«Он получил несколько ударов по лицу. С гиканьем и улюлюканьем разъярённая толпа повела его к царскосельскому аэродрому. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря, выстрел, другой – взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу.

 

Смерть не была мгновенной. Его таскали за волосы, и кто-то кому-то предлагал «прикончить как собаку». На утро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь...»

 

Гибель отца Иоанна Кочурова, миссионера, законоучителя и приходского священника – первая мученическая кончина православного пастыря минувшего столетия. Он открыл печальный список новомучеников XX века.

 

Новомученик Российский Иоанн Кочуров.

 

Научный сотрудник Нарвского музея Т. Климина. 03-1gsО том, что с историей нашего города связаны судьбы очень многих известных людей и ярких личностей, писалось и говорилось довольно много. Иногда случается так, что нам знакомы фамилии тех или иных людей, но об их жизненном пути ничего не известно или имеются лишь скудные сведения.

 

Именно так случилось с человеком, о жизни которого пойдёт рассказ в этой статье. Волею судеб или благодаря стечению обстоятельств, а также любознательности и образованности молодого священника о. Даниила Леписка стало известно имя этого человека. Иоанн Кочуров Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1994 году был причислен к лику святых.

 

Об отце Иоанне в последнее время был написан ряд статей, где подробно изложена его жизнь и деятельность. Но, как оказалось, мало освещен период его пребывания в Нарве. В историческом архиве в городе Тарту удалось найти его личное дело, хранящееся в фонде Нарвской мужской гимназии. Благодаря этим документам можно немного приоткрыть завесу «нарвского» периода его жизни.

 

Иоанн Кочуров родился 13 июня 1871 года в селе Бигильдино-урки Данковского уезда Рязанской губернии, в настоящее время это Липецкая область. Его отец был сельским священником, а также законоучителем в местной школе.

 

Воспитание, полученное им дома благодаря его родителям – отцу Александру и матушке Анне, – наверное не оставило никаких сомнений в выборе будущей деятельности. Первоначальное духовное образование он получил в Данковском духовном училище, а затем в Рязанской духовной семинарии, которую закончил в 1891 году.

 

В этом же году Иоанн Кочуров поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В архиве г.Тарту хранится копия аттестата выпускника Санкт-Петербургской духовной академии Ивана Кочурова, закончившего её в 1895 году с прекрасными оценками по всем предметам в звании действительного студента.

 

13 июня 1895 года он был утверждён в этом звании Высокопреосвященным Палладием, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским. Нет нужды подробно описывать жизнь и деятельность о. Иоанна во время его пребывания в Америке. Стоит сказать лишь о том, что уже в годы его учебы в Академии он мечтал в дальнейшем заняться миссионерской деятельностью.

 

Поэтому, когда его направили на службу в Америку, его желание исполнилось. Указом Святейшего Синода от 10 июля 1895 года Иван Александрович назначен настоятелем Чикаго-Триторского прихода Алеутской епархии. До своего отъезда на новое место службы Кочуров женился 26 июля 1895 года на Александре Васильевне Чернышёвой, дочери священника.

 

После свадьбы молодая семья Кочуровых отправилась в Северную Америку на место службы главы семейства. За десятилетнюю службу в Алеутской епархии священнику Кочурову была назначена пенсия 1125 рублей в год.

 

Нас будет интересовать «нарвский» период его жизни. Из прошения, которое написал протоиерей Иоанн Кочуров на имя директора Нарвской мужской гимназии А.И.Давиденкова, мы узнаём причину возвращения в Россию. «Прослужив по окончании курса в Санкт-Петербургской духовной академии 12 лет миссионером в Северо-Американской епархии, я для образования своих детей счёл себя вынужденным вернуться на родину».

 

Но немаловажным основанием для решения о возвращении в Россию оказались настоятельные просьбы его тестя о. Василия Чернышёва. Он был в довольно преклонном возрасте и тяжело болел. Клирик Большеохтинского прихода в Санкт-Петербурге мечтал передать свой приход в надежные руки, своему зятю о. Иоанну. Но этому не суждено было случиться, т.к. за неделю до отъезда из Америки семья Кочуровых узнала о смерти о. Василия Чернышёва.

 

По возвращении на родину обстоятельства так сложились, что для Иоанна Александровича в Петербурге не оказалось вакантной должности приходского священника. В то время преподаванию Закона Божьего уделялось очень серьезное внимание. Поэтому к кандидатуре на должность законоучителя предъявлялись большие требования. Стоит отметить, что на место преподавателя Закона Божьего православного вероисповедания в Нарве было два кандидата. Один из них был отец Иоанн, а другой – кандидат богословия, преподаватель духовного училища Григорий Ломако. Алексей Иванович, директор гимназии, решил, что Кочуров более достойный кандидат на этот пост.

 

Вот как охарактеризовал его архиепископ Николай, член Государственного Совета: «О. протоиерей Кочуров известен мне с наилучшей стороны. Во время пребывания моего в Америке он служил украшением тамошнего духовенства. Чикагская паства его любила и ценила. Он собрал достаточно средств, чтобы устроить там церковь и приходской дом (церковь сохранилась до наших дней и является одной из самых красивых и старых православных церквей в Америке – прим. авт.).

 

Предпринимал миссионерские поездки по разным штатам и всегда с большим успехом. Свидетельством его добросовестного отношения к своему делу служит и получение им наград: со дня получения им священства он удостоен уже сана протоиерея, кабинетного креста и ордена Св. Анны 3-й степени».

 

Но награды имел не только отец Иоанн, а также и его супруга. 6 декабря 1898 года Преосвященным Николаем, епископом Алеутским и Аляскинским, Александре Васильевне была выражена благодарность, с призыванием Божия благословения ей и выдачей грамоты, за усердное служение на пользу Св. Православия в Америке.

 

Итак, приказом попечителя Санкт-Петербургского учебного округа от 1 сентября 1907 года бывший настоятель русской православной церкви в г. Чикаго протоиерей Иоанн Кочуров был назначен законоучителем в нарвские гимназии с 15 августа того же года. В мужской гимназии ему предоставлялось 16 уроков в неделю с 1 по 8 классы, а в женской – 10 уроков, с 4 по 8 классы. Так началась новая деятельность отца Иоанна на поприще духовного просвещения. Он был приписан к клиру Спасо-Преображенского собора.

 

К сожалению, у нас нет никаких документов или воспоминаний, в которых говорилось бы о его приезде в наш город, какие впечатления возникли у него по приезде в Нарву. По современным понятиям он прибыл в наш город с большим семейством. У них с Александрой Васильевной было четверо детей. За девять лет, которые они прожили в Нарве, их семья еще увеличилась. 21 октября 1909 года родилась дочь Анна, а 3 декабря 1911 года – сын Николай.

 

Иоанн Александрович приступил к своим обязанностям с большой ответственностью. Вот как охарактеризовал отца Иоанна директор гимназии Алексей Иванович Давиденков, после нескольких лет его работы в гимназиях: «За все это время он отличался самым усердным и добросовестным исполнением своих законоучительских обязанностей. Обладал большими знаниями и отличался особенной преданностью к делу религиозного воспитания детей, он ведет свои занятия в гимназиях с полным успехом, оказывая благотворное влияние на душевные наклонности учащихся.

 

Помимо духовных наставлений, даваемых им на уроках, он ведет религиозно-нравственные беседы и произносит глубоко прочувствованные проповеди ежедневно на утренней молитве и при особых торжественных случаях гимназической жизни. Не довольствуясь педагогической деятельностью, он совершает церковные службы, всенощные бдения в мужской гимназии, причем ученики исполняют обязанности чтецов и поет ученический хор, и церковные богослужения в местных церквах, где он при прекрасных голосовых средствах и как выдающийся проповедник, производит сильное впечатление на религиозную настроенность молящихся».

 

Как уже отмечалось выше, к преподаванию Закона Божьего относились очень серьезно. Курс этого предмета был достаточно сложным, и поэтому от законоучителя требовались большие знания в самых разнообразных областях наук. Программа, рассчитанная на все восемь классов обучения, охватывала Библейскую историю Ветхого и Нового Заветов, учение о богослужении Православной церкви, катихизис, а также общую церковную историю и историю Русской Православной Церкви. Насколько отец Иоанн был прекрасным преподавателем и какой большой вклад он сделал в воспитание подрастающего поколения, можно судить по воспоминаниям его учеников. Несмотря на то, что прошло почти шестьдесят лет, о нем помнили и рассказывали с большой теплотой и любовью.

 

Из воспоминаний, написанных Лидией Галлер в 1976 году: «В царское время Закон Божий был обязательный предмет (особо для православных, для лютеран, для католиков; евреи, понятно, освобождались). Я была ученицей о. Иоанна... Это был высокообразованный человек, академик... Он умел очень интересно изложить свой предмет. Часто оживлял свой предмет какой-нибудь шуткой, смешной историей; другой раз попросту скомандует неожиданно – встаньте! Мы вскакиваем. Теперь сядьте! – Встаньте – сядьте несколько раз. Конечно, после этого смех и оживление. Преподавал он до конца 1916 года – половину учебного года, когда я была в восьмом классе, знакомил нас с философскими учениями».

 

Но в нужный момент отец Иоанн мог проявить и строгость. В воспоминаниях другого его ученика, С.Рацевича, упоминается, что: «В 1915 году священник Кочуров оставил на второй год плохо занимающегося по этому предмету (имеется в виду Закон Божий – прим. авт.) моего товарища по классу – Лебедева». Но его роль как педагога не ограничивалась лишь преподаванием своего предмета на уроках, он вел внеклассные занятия. Целью этих встреч с ребятами вне гимназии являлась помощь в усвоении проходимого курса, а также религиозно-нравственное воспитание.

 

Ученики с протоиереем Кочуровым посещали Владимирскую церковь-школу. Они наглядно знакомились с внешним и внутренним устройством храма, с церковными сосудами и священными облачениями, с принадлежностями престола и церковными книгами. Эти встречи, помимо просветительской цели в плане изучения Закона Божьего, возбудили у учеников повышенный интерес к изучению состава богослужения Православной Церкви. Для поддержания этого интереса Иоанн Кочуров ввел метод классного пения объяснённых и переведённых на русский язык церковных песнопений. Дело это пошло настолько успешно, что ученики третьего класса 15 декабря 1912 года в молитвенном зале мужской гимназии во время всенощного бдения исполнили все песнопения на три голоса под руководством законоучителя.

 

(Окончание в следующем номере)

За время службы в Нарве он был награжден орденом Св. Анны 2-й степени и орденом Св. Владимира 4-й степени, а также медалью «В память 300-летия Дома Романовых». Помимо преподавательской деятельности Иоанн Кочуров активно участвовал в общественной жизни города. В 1913 году в Нарве проходил первый русский певческий праздник. Участников этого мероприятия от лица русского духовенства приветствовал отец Иоанн.

Во время войны, в августе 1914 года главное управление Российского Общества Красного Креста и Министерство народного просвещения просили правительство разрешить открыть кружки для сбора пожертвований на Красный Крест при учебных заведениях.

 

Такой кружок был открыт и при мужской гимназии в сентябре 1914 года. Они изготавливали для действующей армии солдатские сумки, собирали теплые вещи и др. В этом кружке работали не только ученики, но и их родители. За время его деятельности с 10 сентября 1914 года по 10 октября 1917 года было изготовлено и отправлено 4980 таких сумок. Деньги на изготовление сумок складывались из взносов и пожертвований членов кружка, добровольных взносов учеников, сборов с киносеансов, с литературно-музыкальных вечеров и лотерей, которые устраивались членами кружка.

 

Отец Иоанн сам лично провел ряд бесед на военную тему в храмах города и курорта Силламяэ, собрав при этом значительные средства. В 1915 году он опубликовал книгу «Как отразилась война на жизни Нарвской мужской гимназии в 1914/1915 году», в которой очень подробно рассказывалось о деятельности кружка. Работой этого кружка руководил отец Иоанн Кочуров, который и составил отчет о работе.

 

Помимо этого, ученики старших классов в качестве санитаров встречали раненых солдат, прибывших в Нарву, помогали размещать их по госпиталям. По предложению попечителя Петроградского учебного округа, летом 1915 года гимназия организовала занятия и религиозно-нравственные и общеобразовательные чтения в лазаретах для раненых. Очевидно, в этих мероприятиях принимал активное участие и отец Иоанн. Свидетельством тому служит фотография, которая сохранилась до наших дней и находится в собрании Нарвского музея. Иоанн Кочуров сидит с ранеными в нарвском лазарете. Фотография сделана в 1915 году.

 

30 марта 1913 года государем Николаем II была учреждена Строительная комиссия, контролируемая работы по перестройке здания мужской гимназии. Одним из членов этой комиссии являлся протоиерей Кочуров. Отец Иоанн также являлся членом Нарвского отделения Санкт-Петербургского епархиального братства, где с большим усердием работал на пользу народного просвещения.

 

Как сообщалось в газете «Нарвский листок» за 1916 год, когда чествовали протоиерея Кочурова в связи с его отъездом на новое место службы: «Те, кому приходилось бывать на собраниях Братства и его Совета, хорошо знают, с каким увлечением о. Кочуров говорил о необходимости поддерживать многолюдную в нашем городе Владимирскую школу, которая содержалась исключительно на местные средства. Ни одного общего собрания не обходилось без горячего слова священника, сумевшего даже самых скупых и чёрствых людей призвать к пожертвованиям. В свое время протоиерей Кочуров предложил целый ряд лекций в пользу Братства, а его беседы в Братском храме всегда привлекали массу слушателей». За его работу в Братстве ему преподнесли в подарок ценную икону, в знак глубокой благодарности и уважения.

 

Будучи приписанным к Нарвскому Преображенскому собору, но не являясь штатным священником этого храма, отец Иоанн был лишен возможности проводить службы и иметь свой приход. И эти обстоятельства его, очевидно, тяготили. Лишь в ноябре, а именно 16 числа, Указом управляющего Петроградским учебным округом, протоиерей о. Иоанн Кочуров был уволен от занимаемой должности штатного законоучителя Нарвской мужской гимназии в связи с переводом по епархиальной службе в Царское Село. Он был, наконец, назначен вторым штатным священником в Екатерининский собор Царского Села.

 

Для нашего города, безусловно, это была большая потеря. Да и дети отца Иоанна сожалели о переезде в Царское Село. Как писал он в письме директору Давиденкову: «Вася и Гриша находят, что Нарвская гимназия во всех отношениях лучше Царскосельской». Думаю, что необходимо упомянуть о том, что в 1915 году старший сын Кочурова Владимир окончил Нарвскую мужскую гимназию с золотой медалью, единственный в этом выпуске.

 

30 октября 1917 года настоятель Екатерининского собора Н.Смирнов, священники о. Иоанн и о. Стефан Фокко организовали в Царском Селе Крестный ход с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной войны. 31 октября 1917 года в Царское Село вступили большевистские войска. Отца Иоанна арестовали, отвели на окраину города, к Федоровскому собору, и там убили. По просьбе прихожан о. Иоанна погребли в усыпальнице собора.

 

31 марта 1918 года в храме Московской духовной семинарии святейшим патриархом Тихоном была совершена первая в истории Русской Православной Церкви ХХ века «заупокойная литургия по новым священномученикам и мученикам». 4 декабря 1994 года протоиерей Иоанн Кочуров причислен к лику священномучеников для общего церковного почитания, как первый священнослужитель Русской Православной Церкви, принявший в ХХ веке мученический венец от власти большевиков. 13 ноября – день памяти священномученика Иоанна Кочурова.

 

Для светских людей жизнь и деятельность этого человека может служить хорошим примером в отношении к своему делу, людям. Каждому из нас приходится делать свой выбор в тех или иных вопросах. А как сделать так, чтобы не «уронить» свой человеческий облик, быть достойным? Наверное, ответом на эти вопросы и послужит жизнь этого человека.

 

В годы советской власти Екатерининский собор был взорван (1938 г.) и на этом месте в дальнейшем был установлен памятник В.И.Ленину. Не могу промолчать о том, что до сих пор этот памятник находится на Соборной площади в Царском Селе, где покоятся мощи о. Иоанна. И наш долг перед памятью священномученика оказать посильную помощь в переносе его. Научный сотрудник Нарвского музея Т. Климина

 

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ О. ИОАННА ЦРСКОСЕЛЬСКОГО.

 

http:// www. ortho-rus.ru/ События Февральской революции, разразившейся в Петрограде уже через 3 месяца после назначения отца Иоанна в Екатерининский собор, стали постепенно втягивать Царское Село в коварный водоворот революционных событий. Солдатские волнения, имевшие место в воинских частях, расквартированных в Царском Селе уже в первые дни Февральской революции, многомесячное заточение императорской семьи в Александровском дворце, которое привлекало к городу внимание представителей наиболее непримиримо настроенных революционных кругов, толкавших страну на путь междоусобной смуты.

 

Наконец, общее внутриполитическое противоборство, начавшееся в России в период участия страны в кровопролитной войне с внешним врагом, постепенно изменяли обычно спокойную атмосферу Царского Села, отвлекая внимание его жителей от повседневного добросовестного исполнения своего христианского и гражданского долга перед Церковью и Отечеством. И все эти тревожные месяцы с амвона Екатерининского собора звучало вдохновенное слово отца Иоанна, стремившегося внести в души царскосельских православных христиан чувство умиротворенности и призывавшего их к религиозному осмыслению как своей внутренней жизни, так и происходивших в России противоречивых перемен.


Сам отец Иоанн и его семья переживали не лучшие времена. В своем письме (видимо, последнем) в Сушигрицы, куда он отправил своих детей, отец Иоанн пишет, обращаясь к своей дочери Ане, желавшей сбежать в Царское Село, к нему: “Пусть... ты ухитрилась бы благополучно добраться до Царского, ты думаешь, тебе тут было бы лучше? Нет, дочка. Если бы тут было хорошо, мы сами не оставили бы тебя и Колю в Сушигрицах. Вы с Колей счастливые, каждый день пьете молочко, кушаете сколько хотите хлеба и каши, а мы, милая, молоко получаем изредка по столовой ложке на человека, хлебца дают только 1/2 фунта на день, а каши совсем не дают. Видишь, какая наша жизнь несладкая, а тут еще, того и гляди, немцы прилетят и бомбами в нас с аэропланов начнут бросать!.. Видишь, милая, как у нас плохо”.

 

Через несколько дней после захвата в октябре 1917 года власти в Петрограде большевиками это грозных событий, происшедших в столице, отозвалось в Царском Селе. Стремясь вытеснить из Царского Села находившиеся там казачьи части генерала П. Н. Краснова, которые сохраняли верность Временному правительству, к городу двинулись из Петрограда вооруженные отряды красногвардейцев, матросов и солдат, поддержавших большевистский переворот. Утром 30 октября 1917 года, находясь на подступах к Царскому Селу, большевистские отряды стали подвергать город артиллерийскому обстрелу.

 

В Царском Селе, жители которого, как, впрочем, и все население России, еще не подозревали о том, что страна оказалась ввергнутой в гражданскую войну, началась паника, многие горожане устремились в православные храмы, в том числе и в Екатерининский собор, надеясь обрести за богослужением молитвенное успокоение и услышать с амвона пастырское увещевание в связи с происходившими событиями.

 

Весь клир Екатерининского собора живо откликнулся на духовное вопрошание своей паствы и после особого молебна о прекращении междоусобной брани, совершенного под сводами до отказа заполненного храма, настоятель собора протоиерей Николай Смирнов вместе с другими соборными священниками отцом Иоанном и отцом Стефаном Фокко приняли решение о совершении в городе крестного хода с чтением нарочитых молений о прекращении междоусобной братоубийственной брани. Крестный ход пришлось совершать под артиллерийским обстрелом и, вопреки всем ожиданиям, он вышел довольно многолюдным. Рыдания и вопли женщин и детей заглушали слова молитвы о мире.

 

Два священника на пути крестного хода произнесли горячие проповеди, призывая народ к спокойствию ввиду грядущих испытаний. Проповеди священников были лишены какого-либо политического оттенка. Крестный ход затянулся. Из города отходили казаки. Священников предупреждали об этом, но они остались в полной уверенности, что входившие в город отряды не причинят им вреда.


Один из безымянных очевидцев последовавших затем в Царском Селе трагических событий в письме выдающемуся петербургскому протоиерею Философу Орнатскому, которому самому вскоре довелось принять мученическую смерть от новой власти, повествовал о страстотерпчестве, выпавшем на долю отца Иоанна. “Вчера (31 октября), — писал он, — когда большевики вступили вкупе с красногвардейцами в Царское, начинался обход квартир и аресты офицеров, а отца Иоанна (Александровича Кочурова) свели на окраину города, к Федоровскому собору, и там убили за то, что священники, организуя крестный ход, молились будто бы только о победе казаков, что, конечно, на самом деле не было и быть не могло. Остальных священников вечером вчера отпустили. Таким образом, одним мучеником за Веру Христову стало больше. Почивший хотя и пробыл в Царском недолго, но снискал себе всеобщие симпатии, и на его беседы стекалась масса народу”.


В одной из петроградских газет сохранилось воспроизведение ужасающей картины мученической гибели отца Иоанна: “Священники были схвачены и отправлены в помещение Совета Рабочих и Солдатских Депутатов. Священник отец Иоанн Кочуров воспротестовал и пытался разъяснить дело. Он получил несколько ударов по лицу. С гиканьем и улюлюканьем разъяренная толпа повела его к царскосельскому аэродрому. Несколько винтовок было поднято на безоружного пастыря. Выстрел, другой — взмахнув руками, священник упал ничком на землю, кровь залила его рясу. Смерть не была мгновенной. Его таскали за волосы, и кто-то предлагал кому-то “прикончить как собаку”.

 

На утро тело священника было перенесено в бывший дворцовый госпиталь. Посетивший госпиталь председатель Думы вместе с одним из гласных, как сообщает “Дело народа”, видел тело священника, но серебряного креста на груди уже не было”.


 Мученическая смерть отца Иоанна вызвала глубокий отклик среди православных людей России. Через несколько дней после его отпевания и погребения в усыпальнице Екатерининского собора духовенство Петроградской епархии отслужило панихиду по убиенному пастырю.


Был создан фонд для оказания помощи духовенству во всех случаях, подобных тому, что произошел в Царском Селе. 26 ноября в престольный праздник Царскосельского Екатерининского собора будущий священномученик Вениамин митрополит Петроградский совершил в храме Божественную литургию и подарил приходу икону Божией Матери “В скорбях и печалях утешение”, которая ныне находится в алтаре Софийского собора. Митрополит Вениамин произнес горячую, полную скорби проповедь и призвал православных к единению в дни столь страшного испытания.


 В 1938 году Екатерининский собор был закрыт, а через год уничтожен. На его месте планировалось устроить сквер поэтов, но в 60-е годы поставили в центре площади памятник В. И. Ленину. Лишь в 1995 году клирами и прихожанами Софийского и Федоровского соборов Царского Села был установлен крест рядом с местом, где находился Екатерининский храм (тот факт, что отец Иоанн и ныне погребен под памятником В. И. Ленину вызывает удивление даже у православных американцев, прихожан храма в Чикаго).


Отец Иоанн первый, кто освятил своей кровью так им любимую страну. Он заработал уважение и любовь к себе архипастырей и прихожан и оправдал свой высокий долг священника своей благородной и щедрой Российской душой.

 

Такой был отец Иоанн Кочуров, талантливый проповедник, преподаватель, преданный пастырь, и деятельный апостол православных. Как примечательно, что его Служение Богу достигло высшей точки в свидетельстве мученичества!


В заключении хотелось бы привести слова последнего Протопресвитера русской армии и флота отца Георгия Шавельского, написанные им в разгар Второй Мировой войны, в 1943 году, в Америке:

 

«Большевизм и антибольшевизм – лишь преходяшие этапы в истории России. Большевизм, как крайнее Богоборческое, античеловеческое и противоестественное «учение», не может не умереть. Исчезнет тогда и антибольшевизм, с ним борющийся. Но Россия, русский народ должны пребыть и пребудут вечно.

 

Должен потому наступить момент, когда продолжающие ныне принадлежать к разным лагерям, но одинаково честно любящие свою Родину и готовые самоотверженно служить ей, русские люди поймут друг друга, забудут прошлое, протянут друг другу руки и начнут совместными усилиями целить и восстанавливать свою измученную Родину».

 

И тогда подвиг отца Иоанна и многих других пастырей и мирян станут для нас тем символом, той звездой, которая будет вести нас, нашу Родину к Спасению.

 

Убиенные заложники ЧК в Херсонесе. 1918 г.

 

 

 

 

Новомученики Российские, молите Бога о нас!

 

 

 

 

 

 

LUCH 2004