«ВСЕМ МИРОМ, ВСЕМ НАРОДОМ, ВСЕЙ ЗЕМЛЁЙ – ПОКЛОНИМСЯ ЗА ТОТ ВЕЛИКИЙ БОЙ!»

 

4 ноября Русская Православная Церковь чествует Казанскую икону Божьей Матери. В этом году получается 450-летие официального государственного праздника, установленного царём Алексеем Михайловичем, и бывшего таковым вплоть до 1917 г. 4 ноября – это ещё и День явления св. Сергия игумена Радонежского архиепископу Арсению в Кремле, +1612 г. Согласно истоическим свидетельствам, святой Сегий 3 раза являлся в сонном видении и гажданину Кузьме Минину, укрепяя  призывая вновь собираь ополчение. Нелёгкая судьба этого праздника словно взывает к нам: разберитесь, наконец, со своим прошлым, поймите, чем была и сегодня является т. н. «революция».       

    

                                                    ВЗБРАННАЯ ВОЕВОДО РОССИИ

                          СИЛА РОССИИ В ВЕРЕ И ЕДИНСТВЕ ЕЁ НАРОДА.

 

BogoroditsaКазанская икона Божией Матери одна из самых почитаемых на Руси. Праздник был установлен в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков и литовцев в 1612 году.


Казанская икона Божией Матери явилась на Руси чудесным образом и разошлась по ней огромным количеством списков, многие из которых прославлены чудесами.

 

В 1612 году икона сопровождала отряды Русского Ополчения Минина и Пожарского, освободившие Кремль и Россию от польско-литовских захватчиков. Перед Полтавской битвой перед Казанской иконой молился Пётр I, а в 1812 году легендарный освободитель Отечества Михаил Кутузов молитвенно просил Богородицу о победе над французами. Победа России в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. также свершилась чудесным  заступничеством Пресвятой Богородицы, молитвами верующих у святой Казанской иконы.

 

Весьма важным представляется факт 100-летнего исчезновения Казанской иконы из Казанского собора на Красной площади. Это случилось в 1904 году, накануне последней Великой Смуты и в год рождения Наследника Русского Престола Цесаревича Алексея Мученика. На Успение-2004 года, год 100-летия со Дня Рождения Наследника Русского Престола, икона вернулась в Россию.

 

ИЗ ИСТОРИИ ОБРЕТЕНИЯ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ. 28 июня 1579 года страшный пожар, начавшийся около церкви святителя Николая Тульского, истребил часть Казани и обратил в пепел половину Казанского Кремля.

 

Город вскоре начал восставать из руин. Вместе с другими погорельцами недалеко от места начала пожара строил дом стрелец Даниил Онучин. Его девятилетней дочери Матроне явилась в сонном видении Божия Матерь и повелела достать Её икону, зарытую в землю ещё при господстве мусульман тайными исповедниками Православия.

 

На слова девочки не обратили внимания. Трижды являлась Богородица и указывала место, где укрыта чудотворная икона. Наконец Матрона со своей матерью стали рыть в указанном месте и обрели святую икону.

 

На место чудесного обретения прибыл во главе духовенства, среди которого был и будущий патриарх Московский Ермоген, мученик (в то время отец Ермолай, настоятель Свято-Никольского храма; он лично и переносил икону, и составлял ей Акафист), архиепископ Иеремия. Крестным ходом перенесли святой образ в близрасположенный храм во имя святителя Николая, откуда, после молебна, перенесли Крестным ходом в Благовещенский собор, первый православный храм города Казани, воздвигнутый Иоанном Грозным.


Список с
 иконы, явленной в Казани, изложение обстоятельств её обретения и описание чудес были посланы в 1579 году в Москву. Царь Иоанн Грозный повелел устроить на месте чудесного явления храм в честь Казанской иконы Божией Матери, где и поместили святую икону, и основать женский монастырь.

 

СМУТНОЕ ВРЕМЯ. Празднование Пресвятой Богородице в честь Её иконы, именуемой «Казанская», установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.


Конец XVI и начало XVII столетия известны в истории России как Смутное время. Страна подверглась нападению польско-литовских захватчиков. Русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.

 

Преодоление этой страшной смуты, возникшей в России в начале XVII века, стало возможным, когда в народе появились великие патриоты Козьма Минин и Димитрий Пожарский, которые подняли ополчение для защиты Отечества нашего. Именно этот день можно считать Днём великого историческогго единения нашего народа, потому что это единение проистекает из народных глубин.


Народ и ополчение наложили на себя трёхдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. 22 октября 1612 года русские войска освободили Москву от польских захватчиков.

 

Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году. И до наших дней эта икона особо почитается русским православным народом. В многочисленных чудотворных списках с Казанской иконы прославляется на Руси Пречистая Богородица, Покровительница православного русского народа.

 

Из множества икон Богородицы, почитаемых в Русской Православной Церкви, ни одна не распространена в таком числе, как Казанская. Всей Православной Русью она свято чтится, к ней чаще всего обращают взоры в бедах и болезнях, при нашествиях иноплеменных. По всей Росссии пройдут торжественные Богослужения, Крестные ходы и культурные мероприятия в её честь.

 

 

      ИЗ ИСТОРИИ ВТОРОГО ОПОЛЧЕНИЯ

В те времена вокруг России сжималось кольцо врагов с севера шли шведы и англичане, с запада – поляки и литовцы, с юга – татары. Единственное, что оставалось незыблемым – это Поволжье.


Земским старостой в Нижнем в те дни был Кузьма Минин. Его отец торговал солью, а сам Кузьма – рыбой и мясом. Он был известен далеко за пределами Поволжья. Минина знали и в Москве, и на Русском Севере, и за Уралом. Когда в Нижний привезли грамоту Патриарха Ермогена, призывавшего на борьбу с поляками, Минин собрал в Кремле людей. И выступил перед ними вместе с протопопом Саввой:


«Мужие, братие, вы видите и ощущаете, в какой великой беде все государство ныне находится и какой страх впредь, что легко можем в вечное рабство поляков, шведов или жидов впасть, через которое не томко имения, но и живота многие уже лишились и впредь наипаче все обстоятельства к тому. Паче же ко утеснению и разорению законов Руси и веры православной церкви утеснению и разорению предлежат. А причина тому не иная, как от великой зависти и безумия, в начале между главными государственными управителями, произошедшая злоба и ненависть, которые забыв страх Божий, верность к Отечеству и свою честь и славу предков своих, един другого гоня, неприятелей Отечества в помощь призвали, чужестранных государей.

 

Иные же различных воров, холопей и всяких бездельников, царями и царевичами имяновав, яко государям крест целуют. А может, кто еще турецкого или жидовского для своей томко малой и скверной пользы избрать похочет? Которые, вошед, уже в Москву и другие многие грады по обе стороны побрали, казну так великую, чрез многие грады разными государями собранную, растащили, церкви и монастыри разорили и разоряют.

 

Однако же ослабевать и унывать не надобно, но призвав на помощь всещедрого Бога, свой ревностный труд прилагать и, согласясь единодушно, оставя свои прихоти, своего и наследников своих избавления искать, не щадя имения и живота своего. Правда, может кто сказать: что мы можем зделать не имея ни денег, ни войска, ни воеводы способного? Но я мое намерение скажу. Мое имение, все, что есть, без остатка, готов я отдать в пользу и сверх того заложа дом мой, жену и детей, готов все отдать в пользу и услугу Отечеству, и готов лучше со всею моею семьею в крайней бедности умереть, нежели видеть Отечество в поругании и от врагов в обладании.

 

И ежели мы все равное намерение возъимеем, то мы денег, по крайней мере к началу, довольно иметь можем, а затем, видя такую нашу к Отечеству верность, другие от ревности или за стыд и страх помогать будут. И ежели сие так исполните, то я вас уверяю, что мы с помощью всемогущего Бога можем легко большую, паче всех богатств, спокойность совести и безсмертную славу себе и своих наследников присовокупить, врагов погубить и невинно проливающих кровь нашу захватчиков усмирить.»

 

Минин рассказал землякам, что ему трижды являлся во сне преподобный Сергий, повелев собрать войско. И выступить «купно за едино», то есть всем вместе. Нужно было собрать деньги на ополчение. И найти воеводу. В октябре 1611 года Кузьма вместе с Печерским архимандритом Феодосием и дворянином Жданом Болтиным отправились в село Мугреево, где оправлялся от ран князь Дмитрий Пожарский.

 

Князь Дмитрий Михайлович согласился принять руководство ополчением не сразу, а лишь тогда, когда с той же просьбой прибыл сам нижегородский воевода Андрей Семенович Алябьев. Нижегородцы не хотели других воевод для ополчения. Только на Пожарского была полная надежда, в нем никто не сомневался. А другие, даже если бы легко согласились, могли бы легко и предать.


В конце октября Пожарский прибыл в Нижний. Здесь уже вовсю шла подготовка к походу. Из Посольского приказа во все стороны летели воззвания. Первыми откликнулись смоляне. Незадолго до этого Смоленск был разрушен Сигизмундом. И израненные остатки смоленского войска устроились под Арзамасом, недалеко от Нижнего. Эта первая тысяча ратников и составила ядро ополчения. Каждый воин получал от 15 рублей и более – платили лучше, чем даже в царском войске.

 

Что такое 15 рублей в те времена? Для сравнения, строевая лошадь стоила примерно полтора рубля, а за 15 рублей можно было построить несколько домов. Для того, чтобы собрать такие деньги, нижегородцы жертвовали на нужды ополчения пятую часть имущества. А сам Минин отдал всё, что имел.

 

        Благословение преподобным Иринархом Борисо-Глебским руского воинства во главе Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

 

       ПОСЛЕДНИЙ ПОХОД. САМА МАТЬ ЗЕМЛЯ РОССИЙСКАЯ БЛАГОСЛАВЛЯЛЯ СВОИХ СЫНОВ.

В конце февраля 1612 года полторы тысячи ополченцев вышли из Ивановских ворот Нижегородского кремля на берег Волги. Поляки ждали, что войско двинется на Москву через Владимир. Но ополчение, неожиданно для врагов, перешло Оку и повернуло на север. Из Нижнего полки ополченцев двинулись к Москве.

 

Шли они несколько месяцев, не прямым путём. Путь ополчения пролегал через Кострому, Ярославль, Ростов, Борисоглебск, Переславль, Сергиев Посад. И в каждом городе, в каждом селе, где они проходили, их встречал настрадавшийся народ, и бедняки и богатые люди жертвовали на правое дело кто сколько мог, иерархи и священники благословляли народ на победу. Казалось, сама Мать Земля Российская благословляла своих сынов на великую победу, передавала им всю свою материнскую силу, веру и любовь. К Ополчению присоединялись все новые и новые воины. Рать шла не торопясь, сохраняя силы для боев и укрепляя контроль над центром страны.

 

Февральским утром 1612 года на берег Волги вышло два новых отряда – куда вошли ополченцы из Балахны. Рядом с Мининым ехали князь Пожарский и протопоп Савва, который вез из Нижнего Казанский образ иконы Божией Матери – тот самый, с которым они через полгода освободят Москву. Вдоль берега Волги ополченцы пошли к Костроме...

 

К Троице-Сергиевой Лавре отряды ополчения подошли в августе 1612 года. Всего лишь за полгода до этого монастырь освободился от длительной осады польско-литовских войск, и повсюду еще были видны следы недавних боев. Но не смогли враги ворваться в Обитель, не смогли погасить лампады перед святыми мощами преподобного Сергия Радонежского.


Четыре дня стояли ратники в Сергиевом Посаде, пока не поступили тревожные вести о том, что к Москве движутся новые польские войска. 18 августа иноки Троице-Сергиевой Лавры провожали ополченцев. Они кропили их святой водой и напутствовали словами: «С тобою Бог и великий чудотворец Сергий на помощь, не посрами веру Православную, не посрами землю Русскую!»

 

20 августа 1612 года Ополчение подошло к Москве. На подступах к столице и в самой Москве ополчение несколько недель сражалось с отрядами гетмана Ходкевича, периодически обстреливая Кремль и Китай-город из батарей осадных орудий. Ополченцы жестко пресекали попытки ночной торговли с осажденными интервентами. Наставший в гарнизоне голод был главным доводом и оружием.

 

Перед решительным штурмом православное воинство три дня постилось и молило Пресвятую Богородицу о милости перед Казанской Ея иконой. 4 ноября ополченцы взяли штурмом стены Китай-города. А вот Кремль штурмовать не пришлось: доведённые осадой до отчаяния, в муках голода дошедшие даже до людоедства, дворяне-изменники и поляки сами покинули его. В честь этой победы, было установлено празднование в честь иконы, с которой наши войска проделали весь путь от Нижнего к Москве, – в честь Казанской иконы Божией Матери. http://trinity-church.ru/nast/encycl/04-11-06/1x1pix.gif

 

                       

   Минин и Пожарский въезжают в Москву. Художник А.М.Смолин.

 

 

«Положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!»

В Нижний привезли грамоту патриарха Ермогена, призывавшего на борьбу с поляками. Минин собрал в Кремле людей и выступил перед ними вместе с протопопом Саввой. «Многонациональный состав  ополчения ярче всего отражает  народное единение, сплотившее Россию в борьбе с польскими интервентами».    

 

28. 10. 2009 г., БашИнформ. Ру. 4 ноября россияне уже в пятый  раз отметят День народного единства. В этот день в далеком 1612 году, когда страна стояла на пороге катастрофы, наши предки: посадские люди, стрельцы, крестьяне, представители дворянства и духовенства, объединившиеся в борьбе с иноземными захватчиками, – изгнали польских интервентов из Москвы.

 

Идея учреждения такого государственного праздника, предложенная Межрелигиозным советом России, была поддержана «Единой Россиией» и верующими. 16 декабря 2004 года Государственная Дума приняла сразу в трёх чтениях поправки в Федеральный закон «О днях воинской славы» (Победных днях России)».

 

Одной из правок стало введение нового праздника: Дня народного единства, и перенесение выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября.  В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».  

 

Впервые  День народного единства в России отмечался 4 ноября 2005 года. Этот праздник не является историческим нововведением, так как в России он отмечался, начиная с XVII века. 4 ноября ещё и день Казанской иконы Божией Матери, перед которой молились ополченцы перед решающей битвой с поляками.

 

В 1649 году, указом царя Алексея Михайловича, день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. Кроме того, в начале XX века 8 мая (по старому стилю) поминали Кузьму Минина, которого ещё  Пётр I назвал «спасителем Отечества».

 

После Октябрьской революции традиция отмечать освобождение Москвы от польских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась. Поэтому можно сказать, что День народного единства отнюдь не новый праздник, а возвращение к старой традиции.

 

Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России. Под Смутным временем историки подразумевают события почти трех десятилетий, со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых: государь Михаил Федорович.

 

Смутное время было эпохой глубочайшего кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис перерос в национально-государственный, когда в начале XVII века в Россию вторглись польско-литовские и шведские войска, и борьба с ними совпала с гражданской войной.

 

Страна оказалась на грани распада и потери национальной независимости. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.

 

В это тяжёлое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту Православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!», – писал патриарх.

 

Его призыв был подхвачен людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. В результате всего этого начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

 

В сентябре 1611 года  нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом вновь создать народное ополчение. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашён 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский, прямой потомок Рюриковичей.

 

Пожарский не сразу принял предложение, он согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения, собранной народом. И Минин стал «выборным человеком всею землею».

 

Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облечённые его полным доверием.

 

Под знамена Пожарского и Минина в Нижний Новгород собралось огромное по тому времени войско: более 10 тысяч служилых поместных людей, до трёх тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.  Бок о бок с русскими сражались  башкиры, татары, чуваши, черемисы, представители других народов Поволжья.

 

Как отмечает известный исследователь военной истории Рамиль Рахимов, башкиры, верные договору о добровольном  вхождении в состав Российского государства, направили в ополчение свою конницу. Башкирские воины воевали и в отрядах бояр, сражавшихся на  подступах к Москве. Многонациональный состав  ополчения ярче всего отражает  народное единение, сплотившее Россию в борьбе с польскими интервентами.    

 

Когда в 1612 году ополчение двинулось на Москву, у князя Дмитрия Пожарского был с собой список с Казанской иконы Божией Матери. Готовясь к штурму, русское воинство три дня молилось перед этой иконой о победе. Именно тогда произошло главное чудо победы: чудо единства.

 

Ведь попытки освобождения Москвы предпринимались не раз, но заканчивались, к сожалению, взаимной резней и, как справедливо писал Ключевский: «в конце 1611 года Московское государство представляло зрелище полного видимого разрушения».

 

На этот раз люди осознали, что если не смогут между собой договориться, погибнет государство Российское.

 

На третий день стояния под Москвой, как раз 22 октября (4 ноября по григорианскому календарю), отдельные отряды русского воинства, казаки, ополчение объединились, встали под единое командование и после этого выбили поляков из Китай-города, а ещё через несколько дней вошли в Кремль.

 

Поэтому в Русской Истории этот день, прежде всего, День национального единства, и не только политического, но и нравственно-религиозного, последствием которого стало освобождение страны от иноземных завоевателей и от «своих» разбойников. Конец Смуты.

 

В 30-е годы XVII века князь Пожарский воздвиг на Красной площади храм в честь Казанской иконы, в котором она хранилась почти 300 лет. В 20-е годы минувшего столетия храм был уничтожен, а в 90-е годы восстановлен. Чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери хранится ныне в Богоявленском соборе Москвы.

 

Из множества икон Богородицы ни одна не распространена в России в таком количестве списков, как Казанская. Известно, что перед Полтавской битвой перед ней молился Петр I, а в 1812 году Кутузов молитвенно просил Богородицу о победе над французами.

 

В преддверии Дня народного единства аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провёл ставший уже традиционным социологический опрос,  нацеленный на исследование того, как приживается новый  праздник в сознании  россиян.

 

Опрос показал, что за годы, прошедшие с  учреждения Дня народного единства, правильно указали название этого  праздника 31% респондентов. Таким образом, по сравнению с 2005 годом, число верно ответивших  увеличилось почти в четыре раза.

 

Чаще всего правильный ответ давали служащие (43%), учащиеся и студенты (38%), специалисты (35%), руководители и управленческие работники (34%) и в целом опрошенные моложе 25 лет (34%) и 25-40 лет (33%), с  высшим образованием (35%) и жители Москвы (42%).

 

День народного единства чаще всего собираются праздновать учащиеся и студенты (22%), предприниматели (21%), руководители и управленцы (20%) и в целом россияне в возрасте 25 – 40 лет (17%), с высшим образованием (17%), с высоким уровнем доходов (24%) и жители провинциальных городов с населением более 500 тысяч человек (20%).  

 

Это говорит о том, что общественно-политические и культурно-массовые мероприятия, посвящённые Дню народного единства и проходящие как в Москве, так и в российских регионах,  безусловно, способствуют узнаваемости праздника. Но чтобы он стал действительно народным, необходимо восстанавливать историческую память на государственном уровне, начиная, в частности, с повышения качества отечественных учебников Истории и преподавания этого предмета в школе.

 

Тогда со временем 4 ноября 1612 года станет для россиян действительно знаковым днем, символом гражданского и духовного единства.

 

    

               Свято-Предтеченский храм в Нижнем Новгороде.

 

 

Празднование в России (скоро)

 

 

 

 

 

 

 

                           LUCH 2009