Хранитель Белой Голубки.

Зарубежное Стояние в Духе и Истине. Расцвет Зарубежной Церкви при исповеднике Митрополите мученике Филарете Вознесенском.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4913/122320056.9/0_70634_4bfadaad_XL

Митрополит мученик, главный обличитель «церкви» лукавнующих МП.

Отравлен таллием в Синоде, Нью-Йорк. Прославлен РПАЦ 2008 г.

22 марта/4 апреля 1903 – †21 ноября 1985 гг.

 

Доклад монахини Евфросинии Мочановой Освященному Собору РИПЦ о подвиге святительского Служения м. Филарета (Вознесенского).  Владыка Митрополит Филарет стоял во главе Зарубежной Церкви 21 год, до самой кончины в 1985-м, в день Архистратига Божия Михаила. В эти годы Зарубежная Церковь воистину расцвела, переживая самое славное время своей истории. После разрухи, невзгод и нищеты военных лет, в Европе и Штатах настал период стабильности 1960-1980-х годов. Стала укрепляться и Зарубежная Церковь, и это 20-летие было временем собирания приходов и общин, временем строительства храмов: от грандиозного собора в Сан-Франциско – до крохотных часовен на дачных участках русских эмигрантов. Появилась возможность миссионерской деятельности, и Православие проповедовалось Зарубежными пастырями не только в странах Русского Рассеяния, но и в Индии, и в Африке. Окрепли уже существующие монастыри Зарубежной Церкви, открывались новые монашеские общины.

 

Свято-Троицкая семинария в Джорданвилле обрела статус высшего Учебного заведения и стала выпускать новые поколения священнослужителей. Типография Свято-Троицкого монастыря стала самым крупным в мире издательством церковно-славянских книг, а многотысячные тиражи святоотеческой и другой литературы духовного содержания воспитали несколько поколений православных эмигрантов и способствовали быстрому возрождению церковно-печатного дела в сегодняшней России. Иконописные мастерские архимандрита Киприана (Пыжова) и его учеников привели к подлинному возрождению Древнерусской Иконописи.

 

По всем епархиям открывались церковные школы, приюты и дома для престарелых. Зарубежная Церковь сумела сохранить большую часть обителей, учреждений и недвижимости дореволюционной Русской Духовной Миссии на Святой Земле и громадный Ильинский скит на Святой Афонской горе. Святцы нашей Церкви наполнились именами новопрославленных святых: св. прав. Иоанна Кронштадского, св. бл. Ксении Петербургской, преп. Германа Аляскинского,  и наконец - св. Царственных Мучеников и святых Новомучеников и Исповедников Российских. Под омофором Зарубежной Церкви и ея мудрого Первостоятеля стали искать убежище и представители других православных народов: греки, румыны, болгары, стремящиеся к безкомпромиссному исповеданию Православия, к Истине.

 

Весь этот Расцвет Русского Православия в Зарубежье отнюдь не означал, что забыты и покинуты православные русские люди на Родине. Горячая любовь к России и гонимой Русской Церкви проявлялась в том, что за каждым Богослужением возносились молитвы об освобождении страны от безбожной власти. Зарубежная Церковь мужественно, во всеуслышание обличала ложь Московской патриархии и выступала в защиту гонимых на Родине. Как бы в завершение своего подвига, Зарубежная Церковь явила в 1993 году своего первого святителя и чудотворца: Иоанна Шанхайского, а ещё за 10 лет до этого, в 1982-м, Монреальскую Иверскую Мироточивую Икону.

 

«Да, мы были богаты», – сказал Владыка Филарет в своём Завещании. Сегодня, когда всё это «расхищено, предано, продано», мы, те, кого Господь удостоил состоять в той Зарубежной Церкви и знать её святителей, плачем о ней, как некогда наши отцы плакали об утерянной Святой Руси. Да, Владыка Митрополит Филарет действительно был Правилом веры, Образом кротости и Воздержания учителем. В этом никто не сомневается, даже его враги из так называемой «Зарубежной Церкви» и Московской Патриархии. Воспоминания о нём всех умиляют, утешают и назидают. Но что именно в духовном облике Вл. Филарета, в его учении и исповедании и Церковном Служении, открывает в нём подлинного Святителя Церкви, достойного церковного прославления?

 

ДОСТОЙНЫЙ НАСЛЕДНИК СЛАВЫ РПЦЗ.

Чтобы понять ключевое значение роли, которую Владыка Филарет сыграл в развитии Зарубежной Церкви, надо хорошо себе представить время и обстановку, когда он стал Первоиерархом. Напомним в нескольких словах, что было сделано двумя предыдущими Первоиерархами. Блаженнейший Митрополит Антоний (Храповицкий), Первоиерарх-основатель Зарубежной Церкви, предоставил ей твёрдую каноническую основу. Мудро истолковав и применив пророческий указ Патриарха Тихона №362 и сославшись на пример самостоятельного управления Кипрской Церкви на территории Элладской Церкви во времена пленения Кипра, он обезпечил нашу Церковь свободой и независимостью от мирских властей и от вмешательства или влияния иных поместных Церквей. Именно благодаря его непоколебимому авторитету во всём Православном мире, Зарубежная Церковь с самого своего основания везде признавалась как свободная часть гонимой Русской Церкви, как прямая наследница дореволюционной Православной Церкви Российской Империи.

 

На долю второго Первоиерарха, Блаженнейшего Митрополита Анастасия (Грибановского), выпало устроение Царского пути для Зарубежной Церкви: отказ от подчинения и признания церкви, скомпрометированной Декларацией и порабощенной советской властью, – с одной стороны, и отказ от признания над собой канонической власти различных поместных церквей – с другой. Но все эти годы, со дня основания Зарубежной Церкви и до 1960-х, – Русская эмиграция, а вместе с ней и Церковь, надеялись, что коммунистическая власть продлится недолго, равно как и порабощение части Церкви этой властью. Поэтому считалось, что положение Зарубежной Церкви временное и даже кратковременное. Вторая мировая война ещё более укрепила эти надежды, создав обстоятельства, в которых безбожный режим мог рухнуть.

 

Однако же надежды не оправдались, более того, коммунистический режим не только удержался, но и распространился на Восточную Европу. Сталинскому обману «восстановления» патриаршества и «свободы Церкви» в СССР поверили многие, и даже Зарубежная Церковь поколебалась за счёт тех, кто присоединился к Московской патриархии. Владыка Анастасий не был среди тех, кто соблазнился. Этот слабый и немощный на вид старец провёл Зарубежную Церковь через тяжёлые военные годы, а в 1945 году один, без какой бы то ни было поддержки сильных мира сего, силою своего великого духовного авторитета воссоздал Зарубежную Церковь, категорически отказавшись признать сталинскую церковную структуру и объявив избрание нового русского патриарха незаконным.

 

В следующем году Митрополит Анастасий созвал первый послевоенный Архиерейский Собор Зарубежной Церкви, где эти решения были утверждены уже соборно. В 1950 году Владыка Анастасий и Синод переехали в Америку, и в 1956 были пересмотрены все законоположения, которыми руководствовалась Зарубежная Церковь. Именно тогда было утверждено Положение о Русской Зарубежной Церкви, действовавшее вплоть до принятия унии с Московской Патриархией в 2007 году. Последующие годы, до избрания Владыки Филарета Первоиерархом, Синод был занят устройством церковной жизни в новых условиях и разбором нестроений, возникших в связи с постройкой собора в Сан-Франциско.

 

Только с избранием нового Первоиерарха в 1964 году Зарубежная Церковь смогла полностью осознать своё новоё положение: Богословски и канонически его обосновать и начать обустройство Церковной жизни – и в материальном, и в духовном смысле. Этот период в истории Зарубежной Церкви можно сравнить с IV веком, с эпохой трёх святителей, наступившей по окончании гонений на христиан. Церковь тогда впервые обрела свободу и признание, и перед святителями стали совершенно новые задачи: упорядочение церковной жизни и осмысление духовной жизни вне гонений, а также и борьба с возникшими ересями. Так же точно случилось с РПЦЗ и в 60-х годах XX-го века.

 

http://www.logoslovo.ru/media/pic_full/4/13906.jpg

Русские люди и Церковь в Изгнании.

ЗАРУБЕЖНОЕ ПРАВОСЛАВИЕ ВО ВРЕМЕНА ХРУЩЁВА.

Обладая мудростью и талантами этих святителей, Владыка Филарет сумел распознать дух времени и разобраться в тех новых искушениях и проблемах, с которыми столкнулась Церковь Христова на конец времён. К этому времени народ Русского Рассеяния, увы, успел разувериться в надеждах на изменения к лучшему в Советском Союзе; волна возвращенцев почти прекратилась. Разуверились и в поддержке западных союзников, которые показали своё истинное лицо, выдав десятки, если не сотни, тысяч русских людей Сталину после войны. Вспомним так же, что незадолго до избрания Владыки Филарета, Кубинский кризис 1961-го года едва не перешёл в открытые военные действия между Америкой и Советским Союзом и привёл к многолетней холодной войне. Новый советский «генсек» Хрущёв, придя к власти, объявил, что он окончательно истребит Православие в России, а Западу обещал, что следующие его поколения будут жить при коммунизме.

 

Иерархи Зарубежной Церкви поняли, что их временное положение продлится не год и не два. Первой их задачей стало изучение и осмысление положения Церкви в России. Необходимо было выработать правильный церковный подход к гонимым и дать духовную оценку как деятельности Московской патриархии, так и тому, что было известно о Катакомбной Церкви. Владыка Филарет глубоко осмыслили и изложил свою позицию по этим вопросам ещё будучи в Китае. Вспомним, что он единственный во всём Харбине призывал свою паству не верить красной пропаганд и не возвращаться в СССР; за что ему и запретили проповедовать с амвона. Владыка проявил явное исповедничество тем, что защищая в своих антисоветских проповедях Истину, он рисковал жизнью, чудом спасшись из огня при поджоге дома.

Московскую патриархию, в которой Харбинский архимандрит Филарет вынужденно провёл какое-то время, безуспешно пытаясь вырваться из Китая, он не признавал и осуждал всегда.

 

В своём Слове при наречении Владыка свидетельствовал о том, что путь Московской патриархии он всегда считал и теперь считает «фальшивым и лживым», а своё вынужденное пребывание в «лже-церковности»  охарактеризовал как «бремя тяжкое, беда неизбывная», в чём и счёл нужным покаяться перед Митрополитом Анастасием сразу же по выезде из Китая. В своём Ответном слове свят. Иоанну Шанхайскому и Собору епископов, избравших его Первоиерархом, он опять упомянул о том, что совсем недавно «вырвался из злополучной юрисдикции, вынужденное пребывание в которой … чувствовал как несчастие, как беду, от которой никуда не уйдёшь». 

 

Первое Послание Архиерейского Собора, вышедшее вскоре после настолования Митрополита Филарета, о гонениях на верующих, ещё раз подтвердило соборное мнение всей Зарубежной Церкви о Московской патриархии. Обличая иерархов этой организации, которые, по словам Послания, «давно потеряли свободу действовать по совести, капитулировали перед советской властью и стали ея рабами», зарубежные иерархи исповедовали себя «свободными пастырями Русской Церкви» и призывали к молитве и к борьбе с коммунизмом: «борьба с ним не политиканство, а борьба со злом и отцом его диаволом. Диавол есть ложь и отец лжи, по слову Христову. Страшными сетями пытается он опутать современное человечество. Порвем же эти сети и перед лицом истинного и жуткого положения гонимых братьев наших будем горячо молиться Спасителю нашему,... и пусть не смолкнет вопль наш до тех пор, пока не прекратятся издевательства над христианской совестью...»

 

СБЛИЖЕНИЕ РПЦЗ С КАТАКОМБНОЙ ЦЕРКОВЬЮ.

В Послании от себя лично Митрополит Филарет более подробно разобрал обстоятельства возникновения Московской патриархии и повторил слова ново-священномученика Иосифа (Петровых) Петроградского о том, что путь соглашения с безбожной властью есть путь «чудовищнаго произвола, человекоугодничества и предательства Церкви интересам безбожия и разрушение этой Церкви». Именно в этом Послании Владыка Филарет впервые открыто заговорил о Катакомбной, или Истинно-Православной, Церкви: «Большинство, отвергшее Декларацию, начало нелегальное церковное существование... многие... епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мужественных мирян...стали...совершать Богослужения тайно, скрываясь от властей...положив таким образом начало Катакомбной Церкви в Советском Союзе».

 

Владыка Филарет восхвалил подвиг катакомбников и исповедал своё духовное единство с ними: «Честь и хвала Истинно-Православным Христианам - героям духа и исповедникам, не склонившимся перед страшной властью, которая может держаться только страхом и насилием и привыкла к подхалимству своих подданных. Советские правители приходят в ярость от того, что существуют люди, которые боятся Бога больше, нежели людей. Они безсильны перед миллионами Истинно-Православных Христиан...Русская Православная Церковь Заграницей...никогда не порывала духовной и молитвенной связи с Катакомбной Церковью на Родине. После последней войны многие члены этой Церкви оказались за границей и влились в Русскую Зарубежную Церковь, чем ещё больше укрепили связь между этими двумя Церквами, связь, которая поддерживается нелегально и поныне. Чем дальше идёт время, тем всё больше она крепнет и налаживается. Свободная зарубежная часть Российской Церкви призвана говорить в свободном мире от имени гонимой Катакомбной Церкви в Советском Союзе; она раскрывает всем то поистине трагическое положение верующих в СССР, которое так тщательно замалчивает безбожная власть с помощью Московской патриархии...»

 

В этом Послании Владыка говорил о том, что сведений о Катакомбной Церкви доходило мало; он даже вынужден был цитировать «Словарь атеиста», выпущенный в Москве в 1964 г. и неожиданно, впервые за долгие годы, заговорил о Катакомбной Церкви. Владыке Филарету, как и всему епископату Зарубежной Церкви, конечно, хорошо была известна история возникновения Катакомбной Церкви и движения Истинно-Православных Христиан, со времени неприятия Декларации. Очень вероятно, что уже во время своего Служения в Китае Владыка Филарет имел сношения с Катакомбной Церковью.

 

Например, в своих воспоминаниях о жизни в Маньчжурии самый близкий друг и сотаинник Владыки, архиепископ Нафанаил рассказывает о миссионерских поездках вдоль русско-китайской границы и о перебежчиках через границу. В монашеском братстве при Доме Милосердия, в котором состояли Владыка Филарет и Владыка Нафанаил, были монахи из Приморского Шмаковского монастыря, бежавшие из Советского Союза. В очерке «Семь Святых Таинств», основанном на фактах советской жизни, Владыка Нафанаил описал уже собственно катакомбные общины, обслуживаемые нелегальными, тайными священниками, сперва на севере России, а потом на Дальнем Востоке. В этом же сочинении сказано о рукоположении священников тайным епископом в концлагере.

 

Как упоминает Владыка Филарет в своём 1-ом Послании, новые сведения о жизни Катакомбной Церкви дошли до Зарубежных епископов во время и после войны, когда многие катакомбные христиане, и духовенство, и миряне, – оказались на Западе и влились в Зарубежную Церковь. Одни из них были насильственно вывезены на работу немцами, другие бежали с территорий СССР, окупированных немцами. Среди таких беженцев были, например, монахиня Магдалина (Ноздрина), духовная дочь и сподвижница нового исповедника иеромонаха Серафима (Загоровского) и протоиерей Адриан Рымаренко, у которого Владыка Филарет долгие годы исповедовался, будущий Зарубежный епископ Андрей, духовное чадо преп. старца Нектария Оптинского.

 

http://www.rocor.org.au/images/headers2/header13.jpg

 

Многие из этих бывших катакомбников ухитрялись поддерживать связь с родными в Советском Союзе и через них изредка поступали сведения о жизни Катакомбной Церкви. В частной беседе Владыка Филарет не раз упоминал о контактах с Катакомбной Церковью, но, конечно, никогда не упоминал подробностей, никогда не называл имён. Поддержку Катакомбной Церкви Владыка Филарет оказывал не только в своих бескомпромиссных выступлениях в защиту гонимых верующих, но и на деле, благословив восстановление канонической иерархии. Ко времени первоиераршества Владыки Филарета, о. Феодосий (Журбенко), будущий Владыка Лазарь, смог через Афон наладить контакт с епископом Леонтием Чилийским, а после его кончины, с архиепископом Антонием Женевским. Катакомбные общины стали поминать Митрополита Филарета как своего Первоиерарха. В 1981 году Владыка Филарет дал согласие на тайный постриг и тайную хиротонию о. Владимира Прокофьева, который в 1982 году, уже будучи епископом Варнавой, тайно хиротонисал о. Лазаря во епископа Катакомбной Церкви. 

 

В самом начале своего первоиерашества осудив путь Московской патриархии и заявив о своём единстве с гонимой Катакомбной Церковью, Владыка Филарет навсегда остался верен этой позиции. При нём Зарубежная Церковь постоянно обличала лживые заверения Московского патриархата на международных  встречах о том, что в Советском Союзе нет гонений на Церковь, осуждала панихиды и молебны, которые служили по требованию властей, и сопровождающие их хвалебные речи, а также незаконные выборы патриархов. В частных беседах Владыка Филарет не уставал напоминать, что источник пагубного пути Московской патриархии – грех маловерия и гордыни: Митрополит Сергий и иже с ним пошли на компромисс с безбожной властью, как они говорят, «ради спасения Церкви»; то есть они «спасали Церковь» своими усилиями, не доверяя Богу, а надеясь только на себя.

 

«Неужели – говорил Владыка Филарет, – Церковь бы исчезла, если бы все епископы, до самого последнего, остались бы верными Христу и не согласились бы на компромисс? Можно ли допустить, что Господь, Сам обещавший, что врата адова не одолеют Его Церковь, допустил бы полное уничтожение Церкви?» Не однажды Владыка выражал сомнения в благодатности таинств Московской патриархии. Мысля соборно, не дерзая выдавать своё частное мнение за соборное решение, он тем не менее не скрывал своего негодования, когда члены Зарубежной Церкви относились к Московской патриархии как к законной Русской Церкви:

 

«Осмелится ли кто-нибудь утверждать, что Господь и Его благодать пребывают в церкви лукавнующих, которая восхваляет Его осатаневших врагов и сотрудничает с ними?... Может ли быть благодатной «церковь», которая объединилась с богоборцами?! Ответ ясен!» – писал он в 1980 году протоиерею Виктору Потапову. «Принимая советское духовенство, мы применяем принцип икономии. И принимаем клириков из Москвы не как имеющих благодать, а как получающих её в самом присоединении. Но признать «церковь» лукавнующих носительницей и хранительницей благодати мы, конечно, не можем. Ибо вне Православия благодати нет, а советская «церковь» лишила себя благодати», – пояснял он.

 

Такую твёрдость позиций называли «страшной». И когда Владыка отказался ответить на призыв Американской Митрополии  восстановить с ними молитвенное общение, обвинили его в злобе и духовной гордыне. Владыка объяснил причины отказа коротко и ясно: «Главный вопрос, разделяющий нас: вопрос о советской иерархии. Она находится под «омофором» богоборческой власти, не смея без ея «благословения» ступить ни одного шага, особенно в своих действиях за границей. Ведь и ребёнку ясно! Спрашиваю: неужели Вы по архиерейской совести считаете служителей КГБ истинными руководителями и возглавителями многострадальной Русской Церкви?»

 

ОТНОШЕНИЕ К ДИССИДЕНСТВУ. РАЗОБЛАЧЕНИЕ ЭКУМЕНИЗМА

В семидесятые годы диссидентское движение в Советском Союзе стало говорить о гонениях на Церковь. Тогда многие в Зарубежной Церкви были склонны воспринимать эти заявления как признаки возрождения Православия и старались поддерживать диссидентов и помогать им, несмотря на их принадлежность к Московской патриархии. Владыка Филарет сразу же понял соблазны такого рода деятельности: «С горечью и досадой читаю и слышу обо всех этих демонстрациях, выступлениях и протестах. Я в них не верю совершенно. Тот, кто правит нашей несчастной Родиной, боится только Христа и Креста... Вот если бы был дан этим преступникам отпор во Имя Христово и Силой Крестною, – тогда они расточились бы, яко воск от лица огня...»

 

Тем не менее, к диссиденствующим советским клирикам Владыка относился с сочувствием, потому что в своё время, в бытность свою в Китае, находился в том же положении и не мог избежать зависимости от Московской патриархии. Он не отказывал им в мужестве и даже исповедничестве, но принципиальная его оценка диссидентства была отрицательной, он  считал такой путь тупиковым, потому что, как свидетельствовал Владыка, этот путь проходил вне истинной Церкви. Единственно верным и возможным путём Владыка Филарет считал путь Катакомбной Церкви.

http://www.russianorthodoxchurch.ws/01newstucture/images/people/ArchbYuvenaly.jpg

Русская Церковь в Изгнании.

Харбин. 1940 г. В центре епископы Ювеналий и Дмитрий (Вознесенский)

 

Это его исповедание было окончательно утверждено в одном из последних деяний его первоиераршества, в Акте о Прославлении Новомучеников, где к Царственным Мученикам, священномученикам и мученикам первых лет после революции присоединены и мученики последующих лет, которые названы жертвами «гонений от обновленческих расколов и исповедников, не согласившимися ни на какие компромиссы с антихристовой властью в попытке тогдашних возглавителей Московской патриархии установить одновременное служение Христу и Велиару».

 

Верность Владыки Митрополита Филарета Христу, Заповедям Его и наследию отцов Церкви, которая более всего проявилась в неуклонном отрицании лжецерковной Московской патриархии, не могла не проявить себя и в его борьбе с экуменизмом. Послания, направленные Владыкой Филаретом главам поместных Церквей, начиная с 1965 года, как «Скорбные Послания», так и Послания по случаю разных экуменических актов (о снятии анафем с еретиков, о совместных молениях и служениях, о издании экуменических исповеданий веры), – войдут в Историю Вселенской Церкви как важнейшие вероисповеднические документы нашего времени.  Владыка Митрополит Филарет был первым во всём Православном мире, кто обнаружил и обличил еретический, анти-православный дух экуменизма во всех его проявлениях, и пророчески определил опасность экуменизма, цель которого: подготовить всеобщую катастрофу в будущем.

 

Владыка Филарет постоянно призывал к бдительности по отношению к анти-христианскому духу нашего времени: «Ныне мы много слышим речей о мире, о мире всего мира, о мирных конференциях, и т.д. — много красивых слов говорится и пишится на эту тему... Сколько лжи, сколько фальши в этих речах! Все эти горе-миротворцы хотят свалить в одну кучу начала, которые совершенно несоединимы и существовать вместе не могут. Огонь не может быть вместе с водой. Одно и то же не может быть одновременно и белым и чёрным. Добро и зло никогда соединиться не смогут. И вот мы со скорбью видим, как эта ложь завоёвывает всё большие и большие позиции, как она всё побеждает».

 

Владыка Филарет учил, что в первые века появлялись ереси христологические, которые неправославно учили о Спасителе, или ереси догматические, которые отрицали или искажали какой-нибудь определённый догмат Православия (например, о правильном почитании Божией Матери, или о поклонении святым иконам). Экуменизм же он определил как ересь экклезиологическую, восстающую на Православное учение о Самой Церкви как о Теле Христовом и Корабле нашего спасения. Он определил экуменизм как «ересь ересей», в том смысле, что экуменизм пытается соединить воедино все ереси и злоучения, до каких додумалось грешное человечество, и пытается выдать их за новую истину, за новую церковь. 

 

О «любви по-экуменически» Владыка говорил, что такая любовь «широко открывает всем и вся свои «любящие объятия», но эти объятия готовы насмерть задушить истинное Православие, похоронив его в груде неправославных мудрований», и подчеркивал, что христианская любовь совсем иная: «ведь не напрасно Апостол Любви говорит о том, что человека, неправо говорящего об истине, не следует принимать в дом, ни даже приветствовать, ибо приветствующий его участвует в злых делах его».  Владыка сознавал, как трудно современному человеку устоять на узком верном пути: «Жизнь стала сейчас трудна, жизнь стала развращена и грязна, как никогда раньше, и христианину трудно прокладывать путь-дороженьку среди суеты и грязи, которой наполнена теперь жизнь... Часто человек теперь от верности отпадает из земных соображений, из-за земных выгод, ища земного благополучия».

 

ГОТОВИЛ ЛЮДЕЙ К ПРИХОДУ АНТИХРИСТА.

В течение всей своей жизни, всего своего Служения, Владыка Филарет постоянно призывал к подлинной Церковности и верности Истине. Главную беду нашего времени он видел именно в ранодушии к Истине. Чаще всего он вспоминал слова, обращённые к Лаодикийской Церкви в Апокалипсисе: «Знаю твои дела – ты ни холоден, ни горяч. О, если бы ты был холоден или горяч!» (Апок. 3:15), и пояснял: «Под «горячим» св. Отцы понимают тех, кто горячо исповедует и защищает истину, а под «холодным» тех, кто идёт против Нея». Владыка Филарет говорил:

 

«В этих словах Спасителя мы видим указание, что лучше быть «холодным», то есть противником истины, чем быть одним из тех равнодушных... В твоём равнодушии, в твоем безразличии к Истине, ты будешь противен для Меня – грозно предупреждает Господь... Ты говоришь, я богат, разбогател, и ни в чём не имею нужды; а не знаешь, что ты окаянен, и беден, и нищ, и слеп и наг...»(Апок. 3:17) Вот этими-то последними словами выпукло и точно характеризуется теперешнее человечество, которое думает, что оно обогащается новыми истинами в виде модернизма, экуменизма и других ложных учений, а не видит в своём ослеплении того, что окаянно и бедно и нище, и обнажено (в удалении) от Истины, то есть чуждо Ея. Помните это...»  

 

Провидел Владыка Филарет и роль экуменизма в построении лже-церкви антихриста, предсказанном в Апокалипсисе: «...Приближается страшное время, когда пред людьми будет вся видимость благолепия церковного: торжественные службы, церковные чины и т.д., –

а внутри полная измена Христову Духу». В укоренении экуменизма уже и в православном мире, а не только в инославной среде, видел явные указания на то, что приблизились времена Апокалипсиса. Ни на одно из Посланий Владыки Филарета не последовало ответа, и его голос остался «гласом вопиющего в пустыне». Но именно благодаря его многолетней проповеди и непрестанным предупреждениям, в 1983 году Зарубежная Церковь вынесла одно из своих важнейших определений: соборно осудила ересь экуменизма и предав её анафеме.

 

О верности Истине было сказано и в духовном Завещании Владыки Филарета, найденном в его пишущей машинке в день его смерти: «Держи, что имеешь» (Апок. 3:11). Он писал, что эти слова, взятые из священной книги Апокалипсиса, имеют особо важное значение в наше время, в наши многоскорбные, лукавые, соблазнами исполненные дни, напоминая нам о том драгоценном духовном богатстве, которым обладаем мы, чада Православной Церкви. Ко времени кончины Владыки Филарета ещё не бытовали термины «мировое» или «официальное» Православие, которое теперь противопоставляется Истинному Православию, вот почему эти выражения не встречаются в посланиях или проповедях Владыки. Но несомненно Владыка чувствовал и понимал, что большая часть Православия, увлечённая экуменизмом, отходит от святоотеческого исповедания Истины, и что только малая часть останется верной Ей. Он говорил о том, что экуменизм готов «задушить» истинное Православие, и тревожился за русский народ. «Не истинное Православие распространяется там, – писал он 1980 году, – под видом Православия предподносится булгаковщина, бердяевщина, и прочая белиберда евлогианского раскола... Истинная Православная Церковь ушла в катакомбы – скрыта от народных масс...».

 

С 1968-го года Зарубежная Церковь стала, при личном участии Владыки Филарета, входить в контакт с разными группами старостильников Греции, с истинно-православными других народов. В Америке и Европе были приняты в Зарубежную Церковь приходы и монашеские общины разных национальностей, пожелавшие находиться под омофором истинно православного иерарха. Вся Зарубежная Церковь считала такую поддержку своим священным долгом. Вл. Нафанаил писал: «В борьбе между сторонниками нового и старого календаря получившими преобладание новостильниками были допущены преследования и подчас тяжёлые преследования сторонников старого календаря. Это не может не вызвать наших самых горячих и искренних чувств сочувствия к страдающим собратьям. Здесь мы не можем остаться равнодушными, прикрывшись принципом о невмешательстве. Мы должны выражать нашу любовь, наше сочувствие страдающим последователям старого календаря...». Без знания греческого языка, не имея возможности объективно исследовать причины разделений между разными старостильниками, трудно было детально разобраться в происходящем и принять правильные решения, но безусловно то, что Владыка Филарет старался поддерживать истинно-православных христиан и видел будущее Зарубежной Церкви именно в союзе с ними.

 

Помимо разъяснения экклезиологических и церковно-канонических проблем, Владыка Митрополит Филарет много проповедовал и учил о значении Божественной Литургии, о причащении Святых Таин и о других вопросах духовной жизни. Он постоянно призывал к возможно более частому приобщению. Владыка любил повторять, что дни Причастия – самые большие праздники в жизни человека. Не однажды он выражал мысль, что если бы не произошло грехопадение человека, Христос, Второе Лицо Святой Троицы, возможно всё равно бы воплотился, дабы установить на Земле Божественную Евхаристию: открыть людям возможность самого тесного общения с Богом. В этом рассуждении Владыка был последователем св. прав. Иоанна Кронштадтского, которого особенно почитал.

 

Подход Владыки к духовной жизни был динамичным, активным, и он требовал того же от всякого христианина. Он говорил о необходимости постоянного труда и усилия над собой, о подвиге, о борьбе, о деятельном терпении скорбей. В своих проповедях он часто обращается к человеку лично: «Брат-христианин!» или «Помни, душа христианская…». Он никогда не говорил отвлечённо или абстрактно и даже в сложных богословских вопросах всегда подчеркивал их практическое значение в жизни Православного Христианина. Упоминая, например, на второй неделе Великого Поста, когда отмечается память свят. Григория Паламы, паламистские споры о нетварном свете, Владыка объяснял, что этот праздник – продолжение и восполнение праздника Торжества Православия на первой неделе Великого Поста. На первой неделе Церковь празднует торжество правильной веры, а в день св. Григория Паламы, – торжество правильного Учения, или подхода к духовной жизни. Перед Плащаницей Владыка Филарет любил говорить о Подвиге жертвенной любви Спасителя и о необходимости ответить на эту Любовь, и тем самым воплотить Её в нашей жизни.

 

Много говорил Владыка о стяжании благодати и о святости. Часто повторял, что Господь не требует совершенства от людей, а требует лишь стремления к нему. «Святые это грешники, которые умели каяться». В период его первоиераршества Зарубежная Церковь провела 4 общецерковных прославления: св. прав. Иоанна Кронштадтского, преп. Германа Аляскинского, св. бл. Ксении и св. Новомучеников, а также местное прославление преп. Паисия Величковского на Святой Горе Афон. Прославление св. прав. Иоанна Кронштадтского было одним из первых деяний Владыки Филарета после его избрания Первоиерархом. К этому времени вопрос о прославлении стоял на повестке дня уже десять лет. Сомнений в святости Кронштадтского пастыря ни у кого не было, но Зарубежная Церковь никак не могла найти правильного подхода к делу, которое должно было бы исходить из всей полноты Русской Церкви.

 

Владыка открыл путь к Прославлению, объяснив, что «мы святых не делаем, мы только свидетельствуем о тех, кого Господь уже прославил на небе». Прославление это было первым из тех дивных духовных Торжеств, какими явились все прославления новых святых при Владыке. В ответ на столь великую любовь к Своим угодникам, Господь прославил и самого Владыку явным признаком святости: нетлением мощей и многими чудесами, свершаемыми по молитве к Святителю у его икон и на его гробнице в Джорданвилле. Действительно, не мы делаем святых, и Владыка Митрополит Филарет в нашем прославлении не нуждается. Но мы нуждаемся в его молитвенном предстательстве. Как же можем мы не присоединить наши голоса к небесному лику ангелов и угодников Божиих, которые поют величание ему на небесах? Святителю Отче Филарете! Настави нас на путь правый, укрепи нашу веру, научи нас твоей рассудительности и духовному трезвению! И моли Христа Бога, да помилует души наша.

 

КОНДАК. Мир тьмы и рабства маммоне яко солнце красное, всю вселенную осиевающее, лучами веры просветил еси, преподобномучениче святителю Филарете, любовию нелицемерною и молитвою слёзною пустыни египетские напитал еси, души же людские словом Истины чисто омыл еси, исповедник и наследия свв. Отцов до мучения и смерти защитник неустрашимый явился еси, храмы во Имя Всесвятыя Троицы по всей Земли устрояя и красою Православия мир изуми, народы иноверные ко Господу приведе, страждущих же чад Русского Рассеяния возвесели и ободри, тем же и молим ти, Святителю вседивный, отче наш милостивый Филарете, не остави малое стадо Христово, моли усердно Господа о спасении Церкви, страждущей от антиХриста Невесты Его, в последняя времена! АМИНЬ.

 

http://www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=print_page&pid=1492

http://img-fotki.yandex.ru/get/5707/polymerstock.4/0_7e3c9_575c644e_XL

 

Белая Церковь

голубкой белокрылой перепорхнула мрак разрыва с Родиной

и подвигом верных утверждвает Торжество Вселенского Православия.

 

ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ!

 

Предателям и сквернителям Белой Церкви, убийцам Ея владык и лидеров

– геенна!

 

 

 

LUCH 2012