За дар Слова его называют Рижским Златоустом. Чудо Явления Владыки Иоанна Рижского и всея Латвии просияло в страшные, отступные времена. Вся его жизнь, до последнего вздоха, это высочайший героизм, Подвиг за веру и за Спасение человека. Его гнали, клеветали, бросали в тюрьмы, расстреливали из пистолета и из артиллерии, он даже поприсутствовал на собственной Панихиде. Но никто и ничто не смогло устрашить, остановить этого титана или разлучить его со Христом. Во имя гражданского мира и охраны Церкви, Владыка Иоанн стал депутатом Рижского Сейма и переизбирался на эту должность много лет подряд. Более 100 000 человек пришли проводить своего Владыку в Последний Путь в Риге в октябре 1934 года. Итак, перед вами – этот ярчайший пример Мужества и Побед, потомки маловеры!

 

 (297x698, 99Kb)

 

Титаны держат Небо на каменных руках.

ЯНИС ПОММЕРС.

Избранником на единственное в своём роде Служение стал Владыка Иоанн, призванный в трагическое и суровое время быть светильником Латвийской Православной Церкви и Вселенского Православия. Против врагов безБожников, гонителей Церкви, соединивших в себе всё коварство и нечестие прежних врагов веры, но ставших ещё более изощрёнными в жестокости и лжи, бесстрашно встал он на путь исповеднического и мученического Подвига.


Янис (Иоанн) Поммерс родился на Богоявление, 6/19 января 1876-го года, на хуторе Илзессала, Праулиенской волости, в семье благочестивого православного крестьянина-латыша. Родители были простые, набожные и благочестивые крестьяне. Православие незыблемо вошло в уклад жизни семьи Поммерсов ещё при прадеде, несмотря на всяческое сопротивление и жестокое преследование со стороны немецких землевладельцев. Каждый день и каждый период работ в семье начинали с молитвы. Вечером собирались вместе, отец читал главу из Нового Завета, дети пели псалмы и молитвы. В семье искренне и чисто любили Иисуса Христа, Божию Матерь, церковные песнопения, а времена года считались не по месяцам, а по церковным праздникам.

 

Отрок Янек рос крепким, физически выносливым, всегда помогал родителям в тяжком крестьянском труде. Вместе с тем мальчик отличался вдумчивостью, тягой к знаниям, был кротким, мечтательным. Учился прилежно, вёл себя всегда примерно. Так получилось, что бедному сельскому мальчику пришлось рано оставить отчий дом и 10 лет учиться в далёкой Риге: в августе 1887-го года, 11-ти лет от роду, Яниса зачисляют в Рижскую Духовную школу. Через 4 года, в 1891-м, он поступает в Рижскую Духовную семинарию. Студент Поммерс любит уединение, его часто видят в конце отдалённого коридора с книгой в руках. Товарищи привыкли и без необходимости не беспокоили. В свободное время группа воспитанников, увлечённая пением и музыкой, собиралась в каком-нибудь классе и импровизировала, тогда Янис прерывал одиночество, садился где-то в уголок и тихо слушал выступления товарищей. Иногда по субботам, после вечерних Богослужений, приглашали в зал лучших певцов из всех классов, и хор пел на разных языках церковные и светские песнопения. Среди приглашённых всегда был Янис, обладавший прекрасным голосом и абсолютным музыкальным слухом.


Именно в эти годы у юноши зреет желание уединённых иноческих подвигов. Всё свободное время он проводил в библиотеке. Товарищи уважали его за блестящие способности, готовность помочь, за богатырскую силу. Когда приходила очередь семинариста Поммерса читать на Богослужении, он читал удивительно проникновенно, возвышенно. Будущему столпу веры ещё в годы учения в Семинарии пришлось познакомиться с материалистическими теориями Запада, в частности, с марксизмом. Он углубился в этот вопрос и уразумел порочность, опасность и ущербность материалистического образа мыслей. Таким образом, уже в годы своего студенчества Янис сумел понять, увидеть и оценить главного своего, на всю жизнь врага: диавола, за лозунгами «равенства» и «братства» соблазняющего людей ложными идеями и призрачными ценностями века сего.


И уже тогда, в свои самые юные годы, будущий подвижник отличался твёрдостью в вере. В июне 1897-го года (в 21 год) он окончил полный курс Рижской Духовной семинарии с дипломом 1-й степени. В этом же году преподавателем Рижской Духовной семинарии назначается архимандрит Вениамин (Казанский), будущий митрополит Петроградский и Гдовский и священномученик, расстрелянный большевиками в 1922-м. Происходит духовное сближение Яниса со старшим своим современником, будущим подвижником. В свете вскоре постигших Церковь небывалых огненных испытаний отчётливо обнаруживается то величие духа, та нравственная мощь, которая скрывалась в смиренном облике многих духовных архипастырей. Когда они были призваны, то показали высочайшую степень любви к Богу и людям, пребывая верными до мучений и смерти, полагая душу свою за народ Божий. «Аз есмь Пастырь добрый: Пастырь добрый душу Свою полагает за овцы» (Ин. 10,11).

 

ПОСЛУШНИК. ИЕРОДИАКОН. ИЕРОМОНАХ ИОАНН.
Рига – Киев – Чернигов – Вологда – Вильнюс.

В том же 1897-м Поммерс сначала назначается народным учителем в Ляудонскую приходскую школу, а в 1900 году, когда ему 24 года, поступает в Киевскую Духовную Академию. Нет сомнения, что святыни Киева оказали благотворное влияние на благочестивого юношу. В годы обучения в Академии в нём укрепляется решимость всю свою жизнь посвятить служению. На стезю иноческой жизни будущего подвижника благословил великий молитвенник и чудотворец Русской земли св. праведный Иоанн Кронштадтский. В 1903-м году, в 27 лет, Янис принимает монашеский постриг с именем Иоанн, 23 сентября 1903 года рукополагается в сан иеродиакона, а 13 июля 1904 года в сан иеромонаха.


Учась в Духовной Академии, руководит пением академического хора. В 1904 году оканчивает Духовную Академию с отличием и степенью кандидата Богословия. Вскоре направляется в Черниговскую Духовную семинарию преподавателем Священного Писания. Начальство даёт высокую оценку его трудам, и уже в 1906 году иеромонаха Иоанна назначают инспектором Вологодской Духовной семинарии. Помимо преподавательской работы иеромонах Иоанн выполняет самые разнообразные послушания. К 1907-му году уже пройден большой жизненый путь: Рига – Киев – Чернигов – Вологда – Вильно.

 

АРХИМАНДРИТ. ЕПИСКОП. РЕВОЛЮЦИЯ.

Вильнюс – С-Петербург –  Слуцк – Минск – Таганрог – Одесса – Тверь – Пенза.

26 сентября 1907 года архиепископом Вологодским иеромонах Иоанн возводится в сан архимандрита, а уже в следующем году назначается ректором Литовской Духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Трудами архимандрита Иоанна неузнаваемо изменилась Виленская Духовная семинария. Пение семинарского хора достигло высочайшего уровня. Большое внимание уделяет ректор чтению во время Богослужений, приучая воспитанников совершать его не только благоговейно и трепетно, но чётко и внятно, с хорошей и правильной дикцией. Будучи прекрасным проповедником, архимандрит Иоанн прилагает много сил, чтобы поставить Искусство проповеди на самый высокий уровенью Он лично прослушивает проповеди воспитанников, даёт ценные указания и пояснения. Большое внимание уделяет благолепию храма и монастыря.


Архимандрит Иоанн совершает Крестные ходы в сельские приходы с чудотворной иконой Божией Матери. В Крестных ходах принимает участие огромное число молящихся. Духовно высокие Богослужения, внятное чтение, прекрасные проповеди глубоко проникают в души народа. В сердцах возгревается сила веры, надежда, любовь. Необыкновенно прост архимандрит Иоанн в общении с людьми, сочувствуя нуждам бедного народа: никто от него «тощ и неутешен не отыде». Архимандрит Иоанн, следуя за Христом, вмещал в своём сердце нужды всех угнетённых и обездоленных. Особенно любила его русская и белорусская беднота, получавшая через него работу, защиту и поддержку. В этом проявляется подлинная сущность христианского пастыря, не делающего разницы между рабом и свободным, эллином, иудеем или представителем любого народа.


11 марта 1912 года в Александро-Невской Лавре собором епископов во главе с митрополитом Московским Владимиром и митрополитом Киевским Флавианом архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа и назначен епископом Слуцким, викарием архиепископа Минского Михаила. В 1912 году епископ Иоанн совершает епископское служение в Одессе, а после кончины архиепископа Херсонского Димитрия, в 1913-м году, назначается в Таганрог на вновь открытую Приазовскую кафедру (1913-1917 годы).


Наступило время тяжких испытаний и трагических потрясений Первой мировой войны и лихолетья 1917 года. Милосердная любовь владыки Иоанна простиралась не только на его паству, но и на страждущих вне ограды Православной Церкви. Сострадательная действенная помощь беженцам из Галиции не только облегчила их страдания, но и привлекла многих из них к переходу в лоно Православной Церкви. Беды и трудности военного времени были только предвестниками страшных испытаний и гонений, обрушившихся на Церковь. В результате революционного переворота 1917 года новые вожди воздвигли жесточайшее гонение на Церковь. Враг рода человеческого издревле особое гонение воздвигал на архипастырей и пастырей, надеясь, поразив пастырей, рассеять овец стада Христова.


Преследуя владыку Иоанна, гонители действовали давно известным оружием: клеветой, но все их потуги очернить праведника не только были безуспешны, но и обратились во славу гонимого и умножили любовь пасомых к своему архипастырю. Когда епископа заточили в тюрьму, масса народа Крестным ходом подошла к темнице и требовала освобождения своего святителя. Не будучи в состоянии противостоять гласу народа Божия, гонители выпустили владыку Иоанна из темницы и, сопровождаемый верной паствой, с пением молитв архипастырь отправился в собор служить благодарственный Молебен.


7(20) сентября 1917 года Святейший Патриарх Тихон назначает епископа Иоанна на служение в Тверскую епархию, где была нарушена мирная церковная жизнь, и архипастырь быстро её налаживает. Новая большевистская власть, движимая активным Богоборчеством, с небывалой силой чёрных времён Нерона и Диоклетиана, обрушила гонение на Русскую Православную Церковь в XX-м веке. Период с 1917 года охарактеризовал Святейший Патриарх Тихон: «Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью часто без всякого следствия и суда, даже без упрощенного суда. Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению... бесчеловечная казнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного утешения напутствия Святыми Тайнами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения».


19.01 (01.02) 1918 года, обращаясь к новой власти, Патриарх писал: «Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей земной». БезБожная власть взрастила живоцерковников и обновленчество, всемерно способствуя расколам и уничтожению Церкви изнутри. Епископ Иоанн становится ближайшим сподвижником Святейшего Патриарха Тихона в борьбе с силами зла, ополчившимися на Церковь Христову.

 

АРХИПАСТЫРЬ ПЕНЗЕНСКОЙ ЕПАРХИИ.
Враг рода человеческого соблазнил епископа Владимира, которому Пензенского и ему удалось прельстить немало слабых в вере людей. Соборным судом он был лишён сана и отлучён от Церкви, но продолжал распространение ереси, став лжеепископом. Видя в епископе Иоанне доброго и мудрого пастыря, Патриарх возводит его в сан архиепископа, назначает архиепископом Пензенским и Саранским и направляет на уврачевание раскола и ереси. Епархия была в тяжелейшем положении. Местное духовенство, как стадо, не имущее пастыря, растерялось, а часть священников даже уклонилась в расколы. Еретичествующие раскольники захватили кафедральный собор Пензы и основные храмы. Управляющий епархией епископ Феодор, не вынеся скорбей, причиняемых еретиками, умер от разрыва сердца.


К новому месту служения в Пензу архиепископ Иоанн прибыл во вторник на Страстной седмице 1918 года. Верующие встретили его с любовью и окружили знаками самого трогательного внимания. Во избежание внезапного нападения Владыка поселился в загородном мужском монастыре и сразу по прибытии собрал духовенство, чтобы поддержать священников в борьбе с опасной ересью. Раскольники собирались в Великий Четверг захватить Петропавловскую церковь. Многие священники боялись безумной злобы преследователей, но были среди них верные и бесстрашные пастыри, готовые положить душу свою за овцы, готовые идти за архиепископом Иоанном даже до смерти от рук гонителей, защищая стадо Христово.


Владыка Иоанн должен был читать Двенадцать Евангелий в Петропавловской церкви. Неистовствующая толпа собралась у ворот Петропавловской церкви, горя желанием учинить расправу над новоназначенным архипастырем. Но Господь не только разрушил злой умысел Своих врагов, но и обратил все во славу Церкви и Своего подвижника. Когда Владыка по воле Божией беспрепятственно вошёл в храм, толпа обратила всю свою ярость на архиерейского келейника и не дала внести в храм архиерейское облачение. Но смиренный Архиепископ вышел на чтение Евангелий в одной епитрахили.


Прочитав первое Евангелие, владыка Иоанн начал проповедь только что прочитанными словами Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга». И слово вдохновенной проповеди святителя не только дошло до разделения души и духа овец стада Христова, обратив колеблющихся следовать за Христом и Его избранником архиепископом Иоанном, но и укрепило духовенство в надежде отстоять Церковь. После Службы прихожане окружили своего архиерея плотным кругом, дабы защитить его от неистовствующих гонителей.

Уже первые архиерейские службы привлекли к Владыке сердца народа Божия. Большевистская власть отнеслась к новому архипастырю крайне враждебно. У Владыки произвели тщательный обыск, учинили допрос, но не нашли даже повода для преследований.


Раскольнический лжеепископ и поддерживающие его чекисты, видя полное поражение, полагают убить архиепископа Иоанна. Вечером в четверг Светлой седмицы в мужской монастырь вошли два чекиста, подошли к келье Владыки и постучали, но им не открыли, и наёмники стали ломать двери. В это время сбежались монахи и ударили в набат. Дверь была взломана, один из нападавших выстрелил в упор в стоящего посреди кельи архиепископа Иоанна. Но Господь сохранил Своего избранника: брат, спрятавшийся сбоку двери, ударил стрелявшего по руке. Пуля попала Владыке в ногу, нанеся небольшую рану.


В этот момент в келью собрались сбежавшиеся на набат рабочие. Неудавшихся убийц выволокли из кельи и стали бить. Но владыка Иоанн защитил их. Но большевики не оставили своих намерений расправиться с архипастырем. В мае 1918 г. они открыли артиллерийский огонь по Преображенскому монастырю, где пребывал Архиепископ, и несколько снарядов попали в кельи, смежные с кельей владыки Иоанна, не причинив ему вреда. В сентябре 1918 года был произведен тщательный обыск в келье и канцелярии архиепископа Иоанна, не давший никаких результатов, а сам Владыка был увезён в губчека на очную ставку. Был вечер. В храмах начинали служить всенощную. Когда верующим стало известно, что святитель увезён в «дом, откуда не возвращаются», люди решили, что Архиепископ расстрелян вместе с другими заключёнными. По неизреченной милости Божией вернувшись в храм, Владыка услышал совершаемую панихиду по «новопреставленному» архиепископу Иоанну.


Уходило одно испытание, а на смену ему уже спешило другое. В праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи предпринимается попытка захвата Петропавловской церкви. Нечестивцы, дабы скрыть свои намерения, двинулись крестным ходом к храму Петра и Павла. Доселе не было на Руси таких «крестных ходов»: не хватало только оружия. Архиепископ был спокоен и пламенными словами проповеди не только ободрил смутившихся страхом перед лицом еретического нападения, но и подвиг молящихся защитить храм. На этом испытания не кончились. Архиепископа Иоанна арестовала ЧК и заключила в темницу. Народ Божий требовал освобождения архипастыря.


В день исполнения смертных приговоров в тюрьме заключенных вызывали одного за другим по списку, в котором архиепископ Иоанн значился последним. Заключенные выходили из камер и больше не возвращались. Приговоры приводились в исполнение немедленно. Архиепископ пережил всё, что переживают осужденные на смертную казнь, и только около часу ночи было объявлено, что он свободен. По воле Господней совершилось чудо: Владыку освободили. За время заточения святого исповедника безБожные власти упразднили все органы епархиального управления. Все дела по управлению огромной епархией Владыке пришлось взять на себя, но Господь споспешествовал, и вскоре удалось добиться восстановления епархиального совета и прочих органов епархиального управления.


Служение на Пензенской кафедре было непрерывным подвигом исповедничества. 28 июля 1919 года архиепископ Иоанн был вызван в военный комиссариат, где его подвергли рекрутскому осмотру и признали годным к военной службе, зачислив в тыловое ополчение!

По ходатайству приходов епархии явка в ополчение была на время отсрочена. Даже посещение приходов епархии было невозможно без особого разрешения гонителей. Гражданская война была в разгаре, к Пензе приближалась Белая армия. Гонения на Церковь ужесточились. Были арестованы виднейшие церковные служители. В это время по приглашению приходов Архиепископ отправился в длительную поездку по епархии.


Народ с радостью встречал своего архипастыря. Богослужения проходили с большим духовным подъемом и при стечении огромных масс народа. По возвращении в Пензу Владыку вновь арестовали, оклеветав в участии в придуманной чекистами контрреволюционной организации. В то время арестованных подвергали жесточайшим пыткам, некоторые не выдерживали мучений и клеветали не только на себя, но и на других невинных. Так был оклеветан и расстрелян иподиакон Владыки. Архиепископ Иоанн требует пересмотра дела в Москве; после перевода в московскую тюрьму, он помещён в одной камере с уголовными преступниками.

 

Один из свидетелей его заключения рассказывает, что однажды ночью в тюремную камеру был доставлен обмороженный в опьянении преступник. Увидев Архиепископа, он начал цинично издеваться, но был остановлен сотоварищами, которые сказали ему, что это архиепископ Пензенский. Владыка, полный христианского милосердия к новому обитателю камеры, отогревает его, кормит, ухаживает за ним. Христианское отношение пробудило в падшем человеке добрые чувства, и он стал помощником святого. Вместе они переносили на носилках тифозных больных, ухаживали за лежащими в беспамятстве, с риском для собственной жизни совершая подвиг христианского милосердия. В Москве делом Архиепископа занялся сам председатель секретно-оперативного отдела ВЧК. Неправедные и жестокие гонители собрали всю клевету, когда-либо воздвигавшуюся на Владыку, но ни в чём не преуспели, и в марте 1920 года архиепископ Иоанн был оправдан. Бог хранил праведника для дальнейшего исповедничества и руководства овцами Своего стада. А тяжкие испытания и исповеднический подвиг только укрепляли духовные силы Владыки.

https://encrypted-tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRCyeh4IhK4NpFPJ8l-eS75QjjI8_8i6jXGlf_c38p1HtD1goaG

ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ.

Печально было состояние Православной Церкви Латвии в то смутное время. Не признанная государством, она была отдана на разграбление. Паства была в рассеянии, а Православие гонимо. Православию предрекали скорый конец. За годы Первой мировой войны и революции в Латвии уничтожено православное духовное Образование, отнята Рижская Духовная семинария. Рижская кафедра вдовствовала: не было архипастыря. После получения Латвией независимости остро встал вопрос о положении Православной Церкви в Латвии. Власть имущие не соглашались с присутствием епархии Русской Церкви. Ужасно было состояние храмов в стране. Разграбленные и опустошённые во время оккупации и гражданской войны, они были в запустении. Иконостасы разгромлены, иконы поруганы, утварь выбрасывалась в мусор, был разорён даже Рижский кафедральный собор. Жесть с куполов храмов снималась для ремонта учреждений. Ни один из православных храмов не избежал этих бед. Один за другим захватывались лучшие православные храмы. То же происходило и со зданиями православных духовных учебных заведений. Под угрозой закрытия был и Рижский женский монастырь.


В Рижском кафедральном соборе Рождества Христова одни хотели устроить пантеон-усыпальницу, другие думали снести его с лица земли. Отобраны были резиденции Рижского архиепископа. Всего с 1919 по 1925 г. у Православной Церкви в Латвии была отнята четвертая часть церковной собственности. Латвийское духовенство и миряне, как стадо, не имевшее пастыря, с глубокой скорбью переживали вдовство Рижской кафедры и неустроенность положения Православия в государстве. Духовенство и миряне собирались на совещания и всеми силами старались защитить свою Церковь, но что может сделать церковный народ без архипастыря?


Благочестивые пастыри и миряне обратились к Святейшему Патриарху Тихону со смиренной просьбой благословить окормлять латвийскую паству архиепископа Иоанна (Поммера), стяжавшего любовь твёрдостью в вере и исповедническим подвигом. Латвийская паства писала своему Патриарху: «Ваше Святейшество! Корабль нашей Церкви, обуреваемый волнами житейского моря, уже испытал много опасностей и бед, но мы не пали духом и устояли в вере. Несмотря на покинутость и сиротство наше, мы все еще мужественны и тверды и не намерены опускать знамени Православия и впредь. Но... Святейший Отец! Не возлагай на наши слабые рамена непосильного бремени ожидания без надежды, моления без ответа, прошения без даяния. Ваше Святейшество! Море бушует, волны его все яростнее обрушиваются на корабль нашей Церкви, нас страшит ответственность за судьбу корабля в страшный момент девятого вала... Нужен кормчий...» Патриарха просили также благословить самостоятельность Латвийской Церкви.


Владыка Иоанн уврачевал раскол в Пензенской епархии, и Патриарх назначил его Рижским архиепископом, благословив на отъезд в Латвию. Пензенские клирики и миряне не хотели отпускать глубоко любимого Владыку. И только ввиду неотступности просьб латвийской паствы, Святейший Патриарх Тихон дал окончательное согласие на отъезд архиепископа Иоанна в Латвию, удостоив его благодарственной грамоты за самоотверженный и плодотворный труд на различных местах служения в России. 8 (21) июня 1921 года Святейший Патриарх Тихон дарует права широкой автономии Православной Церкви в Латвии и своим указом назначает архиепископа Пензенского Иоанна (Поммера) Архиепископом Рижским и Латвийским.


Владыка возвращается в Латвию с богатым духовным и административным опытом, приобретённым на предшествовавших кафедрах. На всех этапах своего служения он руководствовался прежде всего идеей духовного возрождения церковной жизни, служения Богу и людям. Годы служения Святой Церкви и стояния за веру обогатили святого мудростью и рассудительностью. Он вырос в духовном отношении в мужа совершенна, могущего и других наставлять на путь спасения, и явил собой редкий пример самоотречения и преданности воле Божией. В величайшем смирении проходя стезёй архипастырского служения, владыка Иоанн во всем полагался на Господа, ничего не приписывая лично себе, но во всем сообразовывался с волей Божией. Со смирением принял святитель латвийскую паству под свой омофор.


В Риге Архиепископ был встречен своей новой паствой на вокзале и с Крестным ходом проследовал в разгромленный кафедральный собор. Владыка сразу же предпринял поездку по приходам, укрепляя веру и побуждая всех быть мужественными перед угрозами безБожного времени. Притеснения властей конечно сохранялись, но в сравнении с пережитым от большевиков в России это было уже не столь жестокие испытания. И благодаря своей популярности и всенародной поддрежке, Владыка Иоанн получил возможность открыто выступить за права Латвийской Православной Церкви в государстве. Ни минуты сумняшеся бросился Владыка в бурное море политики, вступил на путь парламентской борьбы: выдвинуть свою кандидатуру на выборы в Сейм. Народ поддержал архипастыря и неоднократно выбирал его депутатом парламента Латвии. Вскоре Владыке Иоанну удалось достичь регистрации Церкви как полноправного юридического лица. Плодами этих славных побед и достижений Владыки Иоанна мы пользуемся и по сей день.

 

Много унижений, оскорблений и даже побоев пришлось перенести Владыке, будучи депутатом, за свидетельство об Истине. Но только таким путем он смог защитить и отстоять Церковь. Так был положен конец уничтожению Православия в Латвии. Как никто, он знал, что нельзя будет защитить Церковь от страшных кровавых гонений, если к власти придут последователи безБожного учения. Святитель понимал, что неукротимая злоба гонителей поразит не только Церковь Христову, но многих и многих жителей Латвии, находящихся вне лона Святой Православной Церкви. И он бесстрашно обличал, открывая правду и прекрасно осознавая, какие последствия могут его ожидать. Но другого пути сохранения Церкви уже не было.

 

Владыка Иоанн считал важным для самостоятельной Латвийской Православной Церкви духовно находиться в лоне Матери, Русской Православной Церкви. Он отвергал все попытки Константинопольского Патриархата заставить Латвийскую Церковь перейти под его окормление. Он был человек дела, старался как можно меньшеучаствовать в церковных раздорах и все силы полагал на устроение Церкви. Заботы о благолепии храмов, совершении Богослужений, восстановлении духовного образования отнимали все его силы, и душевные и физические. Но этот титанический труд принёс богатые плоды. Храмы наполнились молящимися. Церковь ожила, а ведь это были только самые первые шаги! И далее вся жизнь и подвижнические труды святителя, как архиепископа и депутата, были направлены на служение Церкви, своей Родине Латвии и простому народу. Он одинаково заботился как о русских, латышах, так и о людях другой национальности. Для него не было своих и чужих, все были братья.


Защитник и покровитель обездоленных и беднейших слоёв населения, сам Владыка жил более чем скромно. Ставшая его жилищем, темная и сырая комнатка в подвале кафедрального собора, с зарешеченным окошечком под самым потолком, через которое проникали все звуки центрального бульвара, была в крайне запущенном состоянии. Закопченные стены покрывали пятна плесени и сырости. Живя в подвале, архиепископ Иоанн принимал там высоких иностранных гостей. В подвале собора побывали эстонский, финский и английский епископы. Один из иностранных посетителей со слезами на глазах воскликнул: «Поверьте, что в моём отечестве ни один арестант не живёт в такой яме, как Вы, глава Латвийской Православной Церкви». Обстановка в келье Владыки была очень простой: несколько кресел, стулья, шкафы с книгами, иконы. Над столом большой портрет Святейшего Патриарха Тихона. Неведомо, сколько слез было пролито здесь исповедником. Владыка любовно называл свой подвал «моя пещера» и на проявления сочувствия к своему положению только отшучивался. Многочисленные посетители запомнили его улыбающимся, простым, доступным в общении.


Владыка очень любил детей, и дети любили его. Как часто с целой ватагой ребят являлся он в книжный магазин и покупал всем книжки, иногда на несколько десятков латов. И радостная толпа детей, часто забыв поблагодарить, рассыпалась по домам, а он с тихой радостью смотрел им вслед. После Пасхальной заутрени, по древнему обычаю, Архиепископ разговлялся с бедными. Здесь он чувствовал себя точно в родной семье. Он никогда не различал людей по социальному происхождению. Для него было всё равно, кто перед ним: министр, генерал, аристократ, крестьянин или рабочий. Во всех видел он образ Божий. Нередко Владыку посещали только что вышедшие из заключения преступники. Владыка помогал им, кающимся, начать новую жизнь. Каждый ощущал радость от общения с ним. Добрый к добрым и кающимся, Архиепископ был строг к себе, противостоя упорствующим в заблуждении и врагам Церкви. Охраняя Церковь, он не щадил себя.


Результатом титанических трудов стало разрешение открыть духовные школы и семинарию. 1 декабря 1926 года, вопреки всем препятствиям, была открыта Духовная семинария Латвийской Православной Церкви. Новая Победа! Это стало радостным событием для всех. С 1921 по 1930 год было построено и освящено 10 новых православных храмов, четыре новых храма находились в стадии построения, а нескольким приходам были выданы разрешения на строительство храмов. Благолепием некоторые храмы превзошли довоенное состояние. Церкви вновь обзавелись колоколами, огласились прекрасным пением.

 

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ И ГОЛГОФА.
Но эти успехи вызывали и новые нападки врага рода человеческого. Отец лжи вновь обрушил на Владыку потоки злобной клеветы. На что только не было нападок: на архитектуру храмов, на колокольный звон, не нравилось и совершение Богослужения на церковно-славянском языке. Призывая свою паству к терпению, смирению, любви, к готовности беззлобно всё перенести, Владыка Иоанн мудро наставляет свою уже многонациональную паству, следуя словам Апостола Павла: во Христе «несть иудей, ни еллин» (Гал.3,28).


Единство Церкви стало сплачивать и мирское общество. Трудами святого Владыки православные русские, латыши, украинцы, белорусы, эстонцы, немцы и люди других национальностей жили в полнейшем единомыслии и любви со своим архипастырем и между собой. Это живой пример для нас объединения во Христе всех языков, что делает христианина сыном Божиим. Защищая интересы простого латышского народа и крестьянства, Владыка вместе с тем выступал и в защиту православного русского меньшинства в Латвии. Был принят ряд законов, предусматривающих открытие русских учебных заведений, были открыты народные библиотеки и улучшено положение в дошкольном образовании. Защищая в парламенте государства Церковь Православную, архиепископ Иоанн отчётливо представлял, какую страшную опасность таит для всего общества безБожное учение, которого придерживались люди, рвущиеся к власти. А они, в свою очередь, обрушивали на святого потоки клеветы.


Владыка пользовался всеобщей любовью ревнителей благочестия как в Латвии, так и далеко за её пределами. Патриарх Тихон называл его «мужем борьбы», а простой народ «новым Златоустом». Послушать его проповеди собиралась чуть ли не вся православная Рига.

Добродетель – солнце; зависть подобна тени: она следует за праведником повсюду. С особой жестокостью и яростью дух злобы восстает на верующих и преуспевших в добродетели. Таков удел истинных рабов Царя Небесного. По этому тесному пути прошли неисчислимые сонмы святых исповедников, мучеников, святителей, преподобных. Козни врагов окружали их отовсюду, пропасть зияла перед ними, но они оставались неколебимы, со смирением и терпением перенося Христа ради поношения, клеветы, заушения и иные скорби, притеснения и удары, изобретаемые врагом рода человеческого.


Святой Иоанн Златоуст говорит: «Мучеником делает не только смерть, но душевное расположение; не за конец дела, но и за намерение часто сплетаются венцы мученичества». Мир всем оружием неправды и злобы ополчается на верных рабов Христовых, все, что мир может изобрести льстивого, несправедливого, жестокого, старается он обратить в средство борьбы с подвижником веры. Святитель Иоанн говорил, что наступает время, когда не только гонения, а деньги и блага мира сего, клевета, лукавство, неправда, наводнившие печать, радио и всё остальное, отвратят людей от Бога и погибнет много больше людей, чем от открытого Богоборчества. В полной мере познал силу этой ненависти и клеветы Архиепископ Рижский и Латвийский Иоанн.


«Я уже в том возрасте, когда человек не боится никаких угроз, говорил Архиепископ, приходите со своими угрозами, я спокойно прочитаю слова Священного Писания: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков и славу людей Твоих Израиля» (Лк. 2,29-32).

 

Владыка Иоанн ревностно почитал Божию Матерь, свято чтил Её Иконы. Среди неисчислимых его заслуг перед Богом особо необходимо отметить огненную веру в Покров Пресвятой Владычицы Богородцы над Россией, Церковью и над всеми верующими. Эту веру, как главное достояние и как своё завещание, понимая, что жить остаётся уже недолго, – он старался передать своим духовным чадам. «Аз есмь с вами и никто же на вы!» – всей своей жизнью наставлял Владыка Иоанн, стараясь вселить во всех радость о Господе, мира Победителе, и чувство гордости за выбранный путь. Люди вспоминали и запомнили его в осенении светом неземной радости, всегда улыбающегося, полного тепла и любви ко всем. Вся его жизнь, каждый прожитый день – великое чудо Победы Христа в верных, в искренне любящих Его, в  исповедниках Его Учения. Трудный, многострадальный, узкий Путь за Христом. Но сколько в нём Света, счастья, Надежды! Сколько у человека, избравшего этот Путь, в душе истинного оптимизма, основанного на осознании бессмертия души и вечной радости с Христом в будущем веке!


Гонения воздвигались не только внешние. Среди гонителей были и клирики Рижского кафедрального собора, обличённые Архиепископом в обмане, их имена известны. Несмотря на усиливающиеся нападки, любовь народа Божия к святителю только возрастала. Архиепископ мужественно противостоял всем обрушившимся на него невзгодам. Однако здоровье его было подорвано непосильными трудами и тяжёлыми условиями жизни. Страдая телесными недугами, он был вынужден переехать на архиерейскую дачу у Кишозера, место своей мученической кончины. Полагаясь на Господа, Владыка жил без охраны на даче, находившейся в пустынном месте. Он любил одиночество. Здесь отдыхала душа его от мирской суеты. Свободное время Владыка проводил в молитве, трудился в саду, занимался столярным трудом на верстаке, на котором мучители потом предали его страшным истязаниям.


Восхождение к горнему Иерусалиму продолжалось, и большая часть пути была уже пройдена. О мученической кончине святого возвестил пожар на архиерейской даче в ночь с четверга на пятницу 12 октября 1934-го года. Никто не знает, кто и каким мучениям подверг Владыку. Но мучения эти были жестокими. Архиепископа привязали к снятой с петель двери и подвергли на верстаке страшным пыткам. Все свидетельствовало о том, что ноги мученика жгли огнём от паяльной лампы, в него выстрелили из револьвера и живого предали огню. По «почерку» и исходя из всей предыдущей травли Владыки, убивали его большевики-чекисты. Они же и сатанисты, истовые служители князя мира сего. На похороны архиепископа Иоанна собрались все, кто мог. Кафедральный собор не мог всех вместить. Множество народа стояло вдоль улиц, по которым должны были пронести останки священномученика. И уже на похоронах святого начались чудеса, которые продолжаются по сей день...

 

6/19 января 1876 – 30 сентября/12 октября 1934 гг.

Книга игумена Феофана Пожидаева. 2005 г.

 

Царь-колокол!

 

Дивен Бог во святых Своих!

 

 

 

 

 

LUCH 2013