http://www.luchmir.com/dvlp/IstoriyaTserkvi/2AleksanderNevsky.htm

Каждый русский мальчик, достигнув возраста 15 лет, по примеру благоверных князей, должен был пройти обряд Посвящения в воины и получить благословение на ратное Служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской Земли. Вера в Бога сочеталась с умением воевать. Так ПОБЕДИМ!

 

Шлем Александра Невского?

 

ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ЛЕТ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ...

 

Святой благоверный Князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском, построенном великим первопроходцем: князем Юрием Долгоруким и его сыном Андреем, прозванным Боголюбским.

 

Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+1246), «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича (+1238).

 

Мать Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был благоверный князь Феодор (+1233), преставившийся Господу в возрасте 15 лет. Александр был их вторым сыном.

 

Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский (+1226; память 10 мая), один из составителей Киево-Печерского Патерика. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное Служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской Земли.

 

В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение Михаила Черниговского (+1246; память 20 сентября), и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушёл в Переславль.

 

Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь Михаила, Феодулия, обручилась с Феодором, старшим братом Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская (+1250).

 

С ранних лет Александр сопровождал в походах отца. В 1235 году он был участником битвы на р. Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава наголову разгромили немцев. В следующем, 1236-м году Ярослав уезжает в Киев, «посадив» сына Александра, самостоятельно княжить в Новгороде. В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жёны дочь Полоцкого князя Брячислава.

 

Некоторые историки говорят, что княгиня в Крещении была тезоименита супругу и носила имя Александра. Отец, Ярослав, благословил их при венчании Чудотворной Иконой Феодоровской Божией Матери (в Крещении отца звали Феодор, в честь св. вкмч. Феодора Стратилата). Эта Икона постоянно была потом при Александре, как его моленный образ, а затем в память о нём была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом, Василием Ярославичем Костромским (+ 1276), и перенесена в Кострому.

 

Начиналось самое трудное время в Истории Руси: с Востока шли, уничтожая всё на своём пути, монгольские орды; с Запада надвигались германские рыцарские полчища, кощунственно называвшие себя, с благословения Римского папы, «крестоносцами», носителями Креста Господня. В самой России царил раскол и межусобица князей.

 

В этот грозный час Промысл Божий воздвиг на спасение Руси князя Александра: великого Воина, молитвенника, подвижника и строителя Земли Русской. «Без Божия повеления не было бы княжения его», гласит Летопись.

 

Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью его лучших сынов и вождей, – полчища крестоносцев вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. «Король римской веры из Полуночной страны», Швеции, собрал в 1240 году великое войско и на множестве кораблей послал к Неве под командованием своего зятя, ярла (князя) Биргера. Гордый швед прислал в Новгород к князю Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся, я уже здесь и пленяю твою землю».

 

Александр, ему не было тогда ещё 20 лет, долго молился в храме Святой Софии, Премудрости Божией. И вспомнив псалом Давидов, сказал: «Суди, Господи, обидящим меня и возбрани борющимся со мной, приими оружие и щит, стани в помощь мне».

 

Архиепископ Спиридон благословил князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были».

 

С небольшой дружиной, уповая на Святую Троицу, князь поспешил на врагов: ждать подмоги от отца, не знавшего ещё о нападении неприятелей, не было времени. Но было чудное Предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, во св. Крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру».

 

Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему Князяю, Александр повелел по благочестию никому не говорить о чуде, а сам, ободрённый, мужественно повёл с молитвой войско на шведов. «И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копиём». Получи от нас, наглец Биргер! И болше не похваляйся, на рать русскую идучи.

 

http://13century.com/img/low/00000309.jpg

 

Ангел Божий незримо помогал Православному Воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал будущего святого Александра Невским.

 

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враги похвалялись «подчинить себе весь славянский народ». Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение.

 

На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, вновь Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею, на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка». По его молитве, помощью Божией и ратным Подвигом крестоносцы были полностью разгромлены.

 

Была страшная сеча. Такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось; не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращённых в бегство врагов гнали и секли воины Александровы, «словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу». Множество пленных вели потом вслед святому князю, и шли они посрамлённые.

 

Современники ясно понимали всемирное историческое значение Ледового побоища: прославилось имя Великого Князя Александра по всей Святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима».

 

Западные пределы Русской земли были надёжно ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 году Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников, нужна была «кротость голубя и мудрость змеи».

 

Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Заключив союз с ханом Батыем, он должен был, однако, ехать в 1246 году в далекую Монголию, в столицу всей кочевой империи.

 

Положение самого Батыя было трудным, он искал поддержки у русских князей, желая отделиться со своей Золотой Ордой от дальней Монголии. А там, в свою очередь, не доверяли ни Батыю, ни русским. Князь Ярослав был отравлен татарами. Он скончался в мучениях, лишь на 10 дней пережив святого мученика Михаила Черниговского, с которым когда-то едва не породнился.

 

Завещанный отцом союз с Золотой Ордой – необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси, продолжал крепить Александр Невский. Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который заведовал в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ (в большинстве своем татары-христиане исповедовали несторианство).

 

Не все русские князья обладали прозорливостью Александра Невского. Многие в борьбе с татарским игом надеялись на помощь Европы. Переговоры с Римским папой вели Михаил Черниговский, князь Даниил Галицкий, и даже брат святого Александра, Андрей. Но Александр хорошо знал судьбу Константинополя, захваченного и разгромленного в 1204 году крестоносцами. И собственный опыт учил его не доверять Западу.

 

Даниил Галицкий за союз с папой, ничего ему не дававший, заплатил изменой Православию: унией с Римом. Святой Александр не желал этого родной Церкви. Когда в 1248 году послы Римского папы явились прельщать и его, он написал в ответ о верности русских Христовой Церкви и вере Семи Вселенских Соборов: «Сии все добре сведаем, а от вас учения не приемлем».

 

Католичество было неприемлемо для Русской Церкви: уния означала отказ от Православия, отказ от Источника духовной жизни, отказ от предназначенного Богом исторического будущего, обречение самих себя на духовную смерть.

 

В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Положение было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру пришлось снова ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Разбитый, Андрей бежал в Швецию искать помощи у тех самых разбойников, которых с помощью Божией громил на Неве его великий брат.

 

Александр стал единовластным Великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским.

 

Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его «темным походом», русское войско шло сквозь полярную ночь, «идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи». В тьму язычества святой Александр нёс свет Евангельской проповеди и православной культуры. Всё Поморье было просвещено и освоено русскими.

 

В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского.

 

Великий Кязь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя принял Ислам, он нуждался в союзе с Православной Русью. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

 

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. Князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения её Крестного жребия. В 1262-м году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов: баскаки.

 

Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав её тем самым заслоном для Руси с Востока.

 

В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти всё наследие Чингис-хана до берегов Тихого океана.

 

Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвёртой и последней.

 

Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы тоже все. Жизнь была положена на Служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая Владимира, в Городце, в монастыре, Князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Ему было только 43 года.

 

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении Великого князя, сказал в надгробном слове: «Знайте, чада моя, яко уже зашло Солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле».

 

Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом «чудо дивно и памяти достойно».

 

Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мёртв и тело было привезено издалека в зимнее время».

 

Так прославил Бог Своего угодника – святого Воина-князя Александра Невского. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.

 

СКАЗ о жизни и подвигах Князя-воина его дружинника (из Летописи)

 

Иконография

Александр Невский. Ф. Моллер. 1856 г.

 

...  ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ЛЕТ,  ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

LUCH 2011