«Не
оставлю вас
сиротами»
Благословение
Народу
Российскому.
Мать
Милосердия
Святая
и всех
гонимых в
Бозе Мать!
к Твоей
Иконе
припадая
о Чуде
молимся
опять.
Ты знаешь
скорбей
наших бездну
и
одиночества
тоску.
Тебя Одну
в молитве
слезной
просить о
помощи могу.
Нет сил
порой
осмыслить
муку
и слов,
облегчить
эту боль.
Лишь Твою
Руку, Твою
Руку
омоет
покаянья
соль.
Прими же
грешных
подношенье
и нам
прощенье
испроси.
Услыши
скорбные
моленья
чад
обездоленных
Руси.
Приди к
нам Лучиком
Надежды
и сердца
горечь утиши.
Дай в
паруса нам
ветер свежий
и путь
Спасенья
укажи.
О,
сколько,
сколько раз
спасала
и
укрывала от
беды,
и
утешенье
посылала
у
страшной
роковой
черты.
Царица
Светлая
Печали,
Ты Кров и
Радость на
Земле!
Тебя как
Мать мы
призывали
в глухой антиХристовой
мгле.
Тобой
сильны мы и
богаты,
в Тебе
Одной и кров,
и дом.
и силы и
ума палаты,
и верный
путь да
обретём.
Царица
Скорби и
Печали,
Мать всех
страдальцев
на Земле,
Тобой все
стены сокрушали,
Тобой
победу
обретали
Добра – в
нашествующем
зле!
06. 11. 2011 г.,
ЛУЧ. Икона
Богородицы
«Всех
скорбящих
Радосте» является
одним из
самых
почитаемых
на Руси
чудотворных
Образов,
имеющих
несколько различных
видов
иконографического
исполнения, с
Богомладенцем
на левой
деснице или
без Него, но
всегда Божия
Матерь
изображена
во весь Свой
рост и как бы
ИДУЩЕЙ
НАВСТРЕЧУ
ЛЮДЯМ. Душе
русского
человека
особенно
близок и понятен
скрытый в
названии
Иконы смысл:
упование на
Пречистую,
неизменно
Спешащую ко
всем
страждущим:
утешить,
облегчить
скорбь и
страдания
людские, дать
«нагим
одеяние,
больным
исцеление». А
главное
укрепить
веру
христиан в
Неизреченное
Милосердие
Господа к
верным, к
кающимся и
особенно к
детям.
Уже
само
наименование
Образа, «Всех
скорбящих
Радость»,
послужило
причиной
широчайшей
его
распространенности
на Русской
земле. Помимо
первого московского,
чудесно
явленного
Образа, насчитывалось
не менее двух
с половиной
десятков
чудотворных
и
местночтимых
списков с
этой Иконы: в
самой
Первопрестольной
и в её
окрестностях,
на берегах
Невы и в
Абхазии, в сибирском
Тобольске, в
Киеве, в
Вологде, в Нижнем
Новгороде, в
других
городах,
весях и обителях.
Первое
чудо, по
Преданию,
явленное от
Иконы «Всех
скорбящих
Радость»,
свершилось в
1648 году.
Как
повествует
древняя
Церковная
Летопись,
родная
сестра
патриарха
Московского
Иоакима,
вдова
Евфимия Акинфеева,
так страдала
от болей в
боку, что уже
готовилась к
смерти; врачи
признавали её
болезнь
неизлечимой.
Однажды,
совершая утреннюю
молитву,
верующая
женщина
услышала
Указание от
Богородицы о
том, что в
храме Преображения
Господня, с
приделом
Варлаама Хутынского,
что на
Большой
Ордынке, в
женской
половине
трапезной,
есть
Чудотворная
Икона «Всех
скорбящих
Радость».
Нужно было, чтоб
священник
отслужил
перед ней
Молебен с
водосвятием,
и тогда
болезнь
покинет тело
Евфимии.
Образ Всех
скорбящих
Радосте
действительно
оказался в
указанном
месте. Больная
женщина
сделала всё
так, как
велела Пречистая
Богоматерь, и
тут же
исцелилась.
В июле
1888-го года в
деревне
Клочки под
Петербургом
(сейчас это
район
Стекольного
завода)
разразилась
страшная
гроза. Молния
ударила в
Часовню, где
находилась
икона Божией
Матери «Всех
скорбящих
Радость».
Разгорелся пожар;
и сама
Часовня и все
иконы в ней
погибли. Но
вот Чудо:
после того,
как пламя
удалось
потушить, все
с удивлением
обнаружили,
что древняя
Икона «Всех
скорбящих
Радость» не
пострадала.
Более того:
лик на Образе
Богородицы обновился
и просветлел.
Кружка для
пожертвований,
которая
стояла рядом,
разлетелась
на черепки, а 12
грошиков накрепко
прикрепилось
в разных
местах к Иконе
«Всех
скорбящих
Радость».
И вот
ещё Чудо, – их
великое
множество. В 1890
году
Богородица
«Всех
скорбящих
Радость» вместе
с Николаем
Чудотворцем
явилась к
четырнадцатилетнему
отроку
Николаю
Грачёву, неизлечимо
больному
падучей
болезнью. Богоматерь
велела Николаю
ехать в
часовню
Стеокльного
завода и приложиться
к Образу.
Поступив так,
больной исцелился,
и руки его
наполнились
силой. Икона
«Всех
скорбящих
Радость»
прославилась
многими
чудотворениями
и
исцелениями.
Пред святым
Образом
совершают
молитвы скорбящие
и
отчаявшиеся,
ищут защиты и
утешения
неизлечимо
больные.
Богоматерь
«Всех
скорбящих
Радость»
покровительствует
сиротам и
детям,
насильно разлучённым
с родителями,
а также всем
неправедно
гонимым,
оклеветанным,
угнетённым, заключённым
под стражу,
страдающим.
Древняя Икона
Богородицы
находится в
Московском
Преображенском
храме на
Большой
Ордынке.
Празднование
в честь Иконы
«Всех
скорбящих
Радость»
проводится 6
ноября (24
октября по
старому
стилю).
МОСКВА.
Храм на
Большой
Ордынке
знаменит ещё
и тем, что
здесь
ежегодно
исполняются
«Всенощная» С. В. Рахманинова
(в ближайшую
ко дню его
кончины, 28
марта,
субботу) и
«Литургия» П. И. Чайковского
(день его
кончины
пришелся на 25
октября по
старому
стилю,
следующий за
празднованием
чудотворной
день). Каждую
субботу
здесь
совершается
Молебен у
Чудотворной
Иконы, в
последние
годы явившей
новый благодатный
дар
исцеления
страждущих
от алкоголизма
и наркомании.
У каждого
века свои
скорби, но не
преходит
лишь
даруемая Заступницей
радость
исцеления.
Помимо
храма на Большой
Ордынке, в
Первопрестольной
ныне действуют
ещё четыре
приходских
храма во имя
Иконы «Всех
скорбящих
Радость» (на 3-й
Мещанской
при
Старо-Екатерининской
больнице, на
Калитниковском
кладбище (с
местночтимым
списком), на
Зацепе (более
известный по
приделу как
храм Фрола и
Лавра) и при
психиатрической
больнице на
Канатчиковой
даче); такое же
посвящение
имеет и
престол
больничного
храма
Николо-Угрешского
монастыря.
Прежде в
Москве
имелись
также
Скорбященский
женский
монастырь на
Новослободской
улице и почти
десяток
Скорбященских
церквей, в
том числе при
нескольких
больницах,
приютах и тюрьме
«Матросская
тишина».
В
С-ПЕТЕРБУРГЕ
первоявленный
Образ
чудотворной
Иконы, по
Церковному
Преданию, в 1711
году был
перевезён в
новую
столицу
сестрой
Петра I,
царевной Наталией
Алексеевной,
и со временем
оказался в
Скорбященской
церкви на
Шпалерной улице.
Чуду именно
от этого
Образа
приписывалось
прекращение
свирепствовавшей
во времена
Екатерины II эпидемии
оспы.
Церковные
историки уже
к началу ХХ
столетия
затруднялись
ответить,
какая из 2-х
икон: на
Большой
Ордынке в
Москве, или
на Шпалерной
в
Санкт-Петербурге –
являлась
первым
Образом. Но
судя по тому,
что
петербургская
икона
написана на
кипарисной
доске на
загрунтованном
холсте, она всё-таки
моложе
московской.
Однако
со временем и
Санкт-Петербург
обрёл свою Заступницу,
Икону «Всех
скорбящих
Радость» в особом
её
изображении
и славе: так
называемой
«Богородицы с
грошиками». В
давние времена
жившие в
пригородной
деревне
Клочки (ныне
это район
Стеклянного
завода, давно
вошедший в
черту
Петербурга)
купцы
Куракины нашли
прибитый
волнами Невы
к берегу
образ Богородицы;
через
несколько
поколений их наследники
пожертвовали
семейную
святыню в
часовню при
Стеклянном
заводе. 23 июля
1888 года над
невскими
берегами
разразилась
страшная
гроза. Ударом
молнии
выжгло
внутренние
стены
часовни
вместе со
всеми
иконами и разбросало
монеты из
кружки для
подаяний. Уцелела
лишь одна
икона, причем
с лика Пречистой
спали
позднейшие
записи, а
двенадцать
медных монет
из кружки
были с
нечеловеческой
силой вбиты в
доску иконы.
С тех
пор новая
чудотворная
и получила
народное
наименование
«Богоматери
(с грошиками)».
На следующий
день к
часовне
потекли потоки
богомольцев,
начались и
уже не прекращались
чудесные
исцеления. В 1898
году здесь был
освящен новый
храм, причем
чудотворная
оставалась в
часовне и
переносилась
в храм лишь
на время
Богослужений.
Именно это
место упоминается
в строках А. А. Ахматовой
«Пароходик
идет до
Скорбящей…» так
обычно
добирались
сюда
богомольцы. В
советское
время храм
был разрушен;
часовня
Промыслом
Божиим
сохранилась
до наших
дней, сам же
чудотворный
образ (с
грошиками)
находится
неподалеку, в
Троицкой
церкви «Кулич
и пасха».
На
петербургском
изводе
Пречистая
пишется с
распростертыми
руками, со
склоненным влево
ликом, нижние
Её одежды
багряные,
верхние –
темно-синие,
глава
облечена в
белое покрывало,
без царского
венца. Выше в
облаках –
благословляющий
Спаситель,
вокруг –
Ангелы,
страждущие,
зелёные
ветви и непременные
двенадцать
монет.
МОЛИТВА.
Царица
Неба и земли,
Скорбящих
Утешенье,
молитве
скорбной Ты
внемли:
в Тебе –
Надежда на
Спасенье.
Погрязли
мы во зле
страстей,
запутались
в пороках...
Но наша
Родина! О, к
ней
склони
всевидящее
око.
Святая
Русь, Твой
светлый Дом,
почти что
погибает.
К Тебе,
Заступнице,
зовём!
Иное не
спасает.
О, не
оставь Своих
детей,
Скорбящих
Упованье!
Пошли нам
милости
Твоей
на скорби
и страданья!
Петербург
в 1913 году
За
заставой
воет
шарманка,
водят мишку,
пляшет
цыганка
на
заплёванной
мостовой.
Паровик
идёт до
Скорбящей,
и гудочек его
щемящий
откликается
над Невой.
В чёрном
ветре – злоба
и воля.
Тут
уже до
Горячего
Поля,
вероятно,
рукой
подать...
Поэт
Анна
Андреевна
Ахматова
предсказывает
судьбу
России: до
захвата
власти большевиками
оставалось 4
года.
Норильск.
Храм в честь Иконы
«Всех
Скорбящих
Радосте».
118 лет
со дня Ухода
Петра Ильича
Чайковского.
Проводы
Петра Ильича
Чайковского,
который
преставился
на Всех Скорбящих
Радосте в
С-Птербурге,
стали
историческим
событием для
Императорского
Дома и всей России.
25
апреля/ 7 мая 1840
г – 25 октября/ 6
ноября 1893 гг.
Величайший
композитор в
мировой
Истории Музыки,
светоч
Отечественной
Культуры, –
композитор,
дирижёр,
педагог,
музыкально-общественный
деятель,
музыкальный
журналист. По
первому
образованию
юрист: с
золотой
медалью в 1859-м г.
закончил
Императорское
Училище
Правоведения.
Родился 25
апреля/ 7 мая
1840-го года в
Вятской губернии
(Воткинск,
сейчас это
Удмуртия), в интеллигентной
и очень музыкальной
семье, где
все любили
музыку (в доме
даже был механический
орган,
оркестрина).
Мама,
Александра
Андреевна
Ассиер, была
прекрасной
пианисткой и
профессионально
пела. Отец,
Илья
Петрович
Чайковский,
выдающийся
русский
инженер,
глава
Камско-Воткинского
стале-литейного
завода на
Урале. Истоки
семьи Чайковских
(Чайка) из под
Полтавы. У
Петра Ильича было
4 брата и
сестра.
Поступив
в
Императорское
Училище
Правоведения,
с 16-ти лет Пётр
Ильич начал
серьёзно заниматься
музыкой,
которую там
преподавали
факультативно.
Чайковский
был известен
как неплохой
пианист и
хорошо
импровизировал.
Занимался у
известного
педагога
Луиджи
Пиччоли;
затем наставником
будущего
композитора
стал Рудольф
Кюндингер. В 19
лет, имея чин
титулярного
советника,
работал в
Министерстве
Юстиции
С-Петербурга.
Здесь же Пётр
Ильич пристрастно
изучал
Отечественное
Культурное
Наследие и
часто
посещал
Оперу, где
неизгладимое
впечатление
на него
производили
оперы Моцарта
и Глинки,
музыка Баха,
Глюка,
Берлиоза и
других
мировых
светил.
С
1861 года
поступил в
Музыкальные
Классы РМО («Русское
Музыкальное
Общество»),
затем
переименованные
в Консерваторию;
закончив с
Большой
Серебряной
медалью
Консерваторию
по классу
композиции,
получил
место
профессора
Московской
Музыкальной
Консерватории.
Начал преподавательскую
деятельность,
не переставая
творить свои
великие
произведения.
С конца 1880-х
годов выступал
как дирижёр в
России и за
рубежом. Концертные
поездки
укрепили
творческие и
дружеские
связи
Чайковского
с западноевропейскими
музыкантами,
среди
которых Ганс
фон Бюлов,
Эдвард Григ,
Антонин
Дворжак, Густав
Малер, Артур
Никиш, Камиль
Сен-Санс и др.
Весной
1891 года П. И.
Чайковский
совершает
поездку в
США. В
качестве
дирижёра
своих произведений
с
сенсационным
успехом он
выступил в
Нью-Йорке,
Балтиморе и
Филадельфии.
Подробное
описание
этого
путешествия сохранилось
в дневниках
композитора.
В Нью-Йорке
он выступал в
только что
открытом
Карнеги-Холле,
где
дирижировал
Нью-Йоркским
симфоническим
оркестром. В
последний
раз в жизни
Чайковский
встал за
дирижёрский
пульт в С-Петербурге
за 9 дней до
своей кончины,
16 октября (29
октября) 1893-го
года. Во
втором отделении
этого
концерта
впервые
прозвучала его
Шестая,
«Патетическая»
симфония.
Чайковский
– один из
величайших
композиторов
мировой Музыки.
Автор более 80 произведений,
в том числе 10 опер и
3 балетов.
Его концерты
и другие
произведения
для
фортепиано, 7 симфоний
(шесть
пронумерованных
и симфония
«Манфред»), 4 сюиты,
программная
симфоническая
музыка. Балеты
«Лебединое
Озеро»,
«Спящая
Красавица»,
«Щелкунчик»
представляют
чрезвычайно
ценный вклад
в мировую
музыкальную
Культуру.
Скончался
25 октября/6
ноября 1893-го
года в 3 часа ночи,
«неожиданно и
безвременно»,
как считают,
от холеры.
Вполне
возможно, что
это было отравление.
Это призошло
в
С-Петербурге,
в квартире
брата
Модеста, в
доме 13 на Малой
Морской. Петру
Ильичу было 53
года.
Распоряжение
похоронами, с
Высочайшего
соизволения,
было возложено
на Дирекцию
Императорских
Театров, что
явилось «примером
единственным
и вполне
исключительным».
Отпевание в
Казанском
Соборе
С-Петербурга
и погребение состоялось
28 окт./ 9 ноября 1893
г.
Присутствовали
персоны
Императорского
Дома
Романовых: принц
Александр
Петрович
Ольденбургский
и ВК
Константин
Константинович
Романов, «КР».
Все расходы
на
погребение
Император Александр
III повелел
покрыть «из
Собственых
сумм Его
Величества».
Отпевание
совершил
епископ
Нарвский Никандр
(Молчанов) и
сонм
священнослужителей.
Пел хор
певчих
Казанского
Собора и хор
Императорской
Русской
Оперы. «Стены
огромного
собора не
могли
вместить всех,
желавших
помолиться
за упокой души
Петра Ильича»
– отмечала
пресса.
Похоронен в
Александро-Невской
Лавре, в
Некрополе
Мастеров
Искусств.
Пётр Ильич
Чайковский
удостоился
скончаться
практически
в День Иконы
Божией Матери
«Всех
Скорбящих
Радосте», в
ночь на 25-е октября
по ст. стилю.
Остаётся
только
догадываться,
как много он
скорбел в
своей жизни и
сколько
терпел от
зависти,
низости,
злобы и
клеветы
человеческой,
в как уповал
на Божию Матерь,
Заступницу
всех христиан,
как горячо Ей
молился. И ушёл
именно в день
столь
почитаемой
на Руси Иконы
«Всех
скорбящих
Радость».
Люди сверх-талантливые,
столь щедро
Свыше
одарённые, в этом
мире как правило
великие
страдальцы и
страстотерпцы.
Всё зло мира
обращено
против Света,
творящего
через них.
Дни Памяти
нашего гения
6 и 7 ноября.
ВЕРШИНА,
НЕЗАКАТНАЯ
СЛАВА И
ГОРДОСТЬ
РУССКОЙ
КУЛЬТУРЫ.
ВЕЧНАЯ
ПАМЯТЬ!
БЛАГОДАРНОСТЬ
ПОТОМКОВ
LUCH 2011