ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ. НАЧАЛО ПОСТРОЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

«Если бы он правил 30 лет, как Екатерина, и имел возможность воспитывать своего сына, мы имели бы сегодня другую страну». Историк, профессор СП Университета,  Андрей Буровский.

 

Архангельское. Родовое поместье князей Юсуповых.

18 февраля 1762 года, Император Пётр III издал Указ «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». «Не могу изобразить, какое неописанное удовольствие произвела сия бумажка в сердцах всех дворян нашего любезного Отечества; все вспрыгались от радости, благодаря Государя, благословляя ту минуту, в которую Ему угодно было подписать сей Указ», – вспоминали современники Петра III. Именно с этого Документа начиналась истинная, законодательно закреплённая, СВОБОДА ЛИЧНОСТИ в России. Свобода, положившая начало великой Культуре, традициям Отечественного Образования, Словесности, Российской Науке, Литературе, Поэзии – всем формам проявления свободы личности и её творчества. Начал формироваться класс интеллигенции: людей, кто считает свом призванием Просвещение и всю жизнь трудится на ниве Наук, Искусства, Культуры. Поэтому сегодняшнюю дату вполне можно назвать Днём Рождения Российской Интеллигенции. Вскоре после своего Указа Император был зверски убит. Дело освобождения личности в России обагрено кровью Помазанника и всех тех, кто стал считать себя свободной личностью, а не рабом царей, Судьбы или обстоятельств. Они показали великие примеры мужества, чести, совести. Не будем забывать о мученическом Пути Русской Свободы и вспомним их всех сегодня с благодарностью.

 

Творец Русской Красоты, или Бескровная Революция Духа.

 

10. 02. 1728 – †4/17.07.1762

 

Внук Петра I, сын Цесаревны Анны Петровны,

 Император Всероссийский Пётр III Феодорович Романов Мученик.

 

16. 02. 2012 г. ЛУЧ по материалам статьи А. Кречетникова, bbc. Все факты его жизни и даже портреты сознательно искажены и изуродованы убийцей «женой», не только поднявшей руку на Помазанника, но и оклеветавшей его перед потомками. 250 лет назад, 18 февраля 1762-го года, Император Петр III издал Указ «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Один единственный неполный год его Царствования, 1761 – 1762, вернее даже ПОЛГОДА, принесли в Россию столько свежего ветра и добрых надежд, что Запад, во главе с папой Римским, весьма озаботился и через своего ставленника Екатерину, тут же «устранил» дерзкого потомка Петра I, как крайне ему не угодного. Ещё одному Романову выпала доля стать Мучеником за Правду и Свободу России. Однако даже столь краткого срока Царствования и одного только этого (а их было много: об упразднении Тайной Канцелярии, о всеобщей веротерпимости, о старообрядцах и другие) Указа «о вольности Дворянства» хватило на великое историческое эхо, на добрую Память и благодарность потомков.

 

Потому что впервые в России появились лично свободные и наделённые законодательно закреплёнными правами люди. Стало формироваться Гражданское общество: общество свободных граждан, служащих Отечеству по зову сердца, не по приказу, всеми своими дарованиями. Так у России появились Державин, Ломоносов, Пушкин, Грибоедов, Радищев, Некрасов, Чехов. «О значении этого Указа лучше всех сказал Пушкин, называвший себя представителем «третьего поколения непоротых дворян», – говорит профессор Петербургского Университета, автор книг по Истории России XVIII-XIX веков Андрей Буровский. Историк привёл ещё одну цитату из Пушкина: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без насильственных потрясений».

 

Многие историки считают оптимальным путём к свободе путь эволюционный, когда права предоставляются вначале образованным, обеспеченным и понимающим, а уж затем постепенно распространяются на весь народ. Именно такой путь проделала, к примеру, Британия. При этом важно не останавливаться на пол-пути и делать всё вовремя. Крестьян Нажать освободят почти день в день, 19 февраля, но через 99 лет. «Событие огромного значения, первый освободительный акт в истории России, – оценивает указ Петра III доцент МГУ Ирина Карацуба. – Однако промедление с дальнейшими реформами и возникший в результате дикий социальный перекос больно аукнулись России в XX веке».

 

Начинали с «узды железной».

Какой была Россия в ту эпоху и что, собственно, изменил Пётр III? Николай Бердяев называл его деда «чистым большевиком» и «предтечей русского коммунизма». Немало исследователей полагает, что Пётр I приблизил Россию к Европе по форме и отдалил по содержанию. Во всяком случае, свободы при нём стало намного меньше, чем при первых Романовых. Шла ли речь о промышленности, образовании или бытовых нравах – всюду Пётр опирался не на инициативу и «вольность частную», а на государственное принуждение.

 

«Не могу изобразить, какое неописанное удовольствие произвела сия бумажка в сердцах всех дворян нашего любезного Отечества; все почти вспрыгались от радости, благодаря государя, благословляли ту минуту, в которую ему угодно было подписать сей Указ» – приводит цитату Андрей Болотов, мемуарист. Традиционная историческая школа представляет до-петровскую Русь чем-то вроде Афганистана при талибах, а Петра – освободителем, разрешившим ездить за границу, читать светские книги и веселиться.

 

На самом деле страна, во-первых, постепенно европеизировалась, начиная, по крайней мере с 1630-х годов, но без дикой спешки и насилия. Во-вторых, Пётр отродясь ничего не «разрешал», а только повелевал и приказывал под страхом кнута, ссылки и лишения имений. Если уж танцевать «минувет», – то всем, включая дряхлых стариков, которых царь обожал ставить в пары с юными девицами и при этом смеялся до слез. Петр, вероятно, сам не понимал, насколько был близок к истине, предлагая обриваемым им боярам положить бороду, если жалко, с собой в гроб: на том свете, мол, пристанет. Действительно, при нём русский человек только в гробу и мог чувствовать себя свободным.

 

Не собственность царя, но свободная личность. «Душа обязана трудиться»

Представление о вольготной жизни русских помещиков навеяно классической литературой, описывавшей более позднюю эпоху. В первой половине XVIII века было не так. Термин «крепостное дворянство» звучит, как оксюморон, но недалёк от реальности. Пётр I Нажать обязал благородное сословие служить пожизненно там, где укажет начальство. Личные желания и интересы в расчёт не принимались. Основанием для отставки являлась только полная дряхлость или тяжёлая неизлечимая болезнь. Пётр исходил из того, что не государство существует для людей, а люди для государства. Все обязаны служить, а за отлынивание полагается кнут, за сомнение, туда ли ведёт страну власть, – смертная казнь, и в этом смысле князь или фельдмаршал ничем не отличается от мужика. Кому из подданных чем заниматься, и кому ходить в лохмотьях, а кому в расшитом мундире, зависит от царской воли.

 

«Мы надеемся, что всё благородное российское Дворянство, чувствуя толикие наши к ним и потомкам их щедроты, побуждены будут не удаляться, ниже укрываться от службы, но с ревностью и желанием в оную вступать, не меньше и детей своих с прилежностью обучать благо пристойным наукам. Кои никакой и нигде службы не имели, но только как сами в лености и праздности всё время препровождать будут, так и детей своих в пользу Отечества своего ни в какие полезные науки не употреблять, тех мы, яко суще нерадивых о добре общем, презирать всем истинным сынам Отечества повелеваем, и ниже ко двору Нашему приезд или в публичных собраниях и торжествах не терпимы будут».  Из Указа «О вольности дворянства».

 

Конечно, другие сословия тоже не имели прав и несли тяжкие повинности. Но они, по крайней мере, не общались с Петром напрямую, не подвергались постоянной перековке, не обязаны были участвовать в диких святочных потехах и кощунствах «всепьянейшего собора», не становились жертвами политических интриг; а в ту эпоху расплатой за поражение в них являлась, как поётся в известной современной песне, «не кошелек, а голова». Даже от телесных наказаний и физических унижений дворяне не были избавлены. Большинство стран тогда являлись самодержавными монархиями. Но король Франции не колотил своих министров палкой, австрийский император не являлся в дом князя, чтобы потехи ради засунуть хозяину в опредндённое место зажжённую свечку.

 

Во время следствия по делу Царевича Алексея придворных дам били батогами. Капитана Евлампия Бутакова за то, что он заблудился в балтийском тумане и опоздал к месту сбора кораблей, запороли так, что он сделался инвалидом. Возможно, «табачному капитану» из фильма лучше было бы остаться слугой. Имеются многочисленные архивные свидетельства того, что дворянские недоросли при помощи разных ухищрений пытались избавиться от своего «привилегированного» статуса и записаться купцами или мещанами.

 

«Реформы Петра I никого не освободили, – говорит Ирина Карацуба. – Наоборот, все сословия были насмерть прикреплены к государству. После смерти Петра Дворянство стало бороться за эмансипацию». При Анне Иоанновне и в особенности при Елизавете пошли послабления. Срок дворянской службы ограничили 25 годами, начали давать продолжительные отпуска «для поправления дел» и записывать в полки новорожденных, чтобы они к совершеннолетию достигали офицерских чинов. Некоторые родители умудрялись «определять в службу» ещё не родившихся детей, а если на свет появлялась девочка, сообщали, что младенец, волей Божьей, помре.

 

Дать дворянам личную свободу предлагали елизаветинские вельможи Петр и Иван Шуваловы. Но Императрица всячески позиционировала себя как «дщерь Петрова» и не желала формально отходить от отцовских заветов. Разрубить гордиев узел и покончить с театром абсурда в России решился Петр III – первый истинный демократ на русском троне.

 

Дворянин – патриот Отечества. Свобода и долг.

Итак, Император провозгласил, что «не видит более необходимости в принуждении к службе». Князь Михаил Щербатов пустил в оборот версию, по которой Указ появился якобы случайно и вовсе не Императором  писан. Всё это понятно, когда сегодня ясно виден весь масштаб и исторический резонанс начатого Петром III великого дела освобождения Русского Народа. Понятно, что масса людей всячески пытались принизить, очернить, извратить суть и значение начинания молодого Царя и даже приписать себе, как это пыталась сделать всё таже цареубийца Екатерина.

 

«Кто ж, будучи уволен из Нашей службы, пожелает отъехать в другие европейские государства, таким давать нашей Иностранной Коллегии надлежащие паспорты беспрепятственно с таковым обязательством, что когда нужда востребует, то б находящиеся дворяне вне государства нашего явились в своё Отечество. Всякий в таком случае повинен со всевозможною скоростию волю Нашу исполнить под штрафом секвестра его имения». Из Указа «О вольности дворянства».

 

Указ явно был продуктом основательной работы. В нём прописана масса деталей, направленных на то, чтобы вольность не превратилась во вседозволенность. В частности, выходить в отставку разрешалось исключительно в мирное время. Было разрешено поступать на службу за рубежом, но только в дружественные России страны и под обязательство вернуться на родину по первому требованию. Пётр III особо потребовал от дворян давать детям образование, грозя в противном случае «тяжким Нашим гневом». В Указе об этом прямо не говорилось, но господствовавшее мнение было таково, что каждый дворянин обязан исполнить патриотический долг и послужить хоть сколько-нибудь, а уж потом можно проситься в отставку по любым причинам.

 

Кроме того, указ гарантировал благородному сословию неприкосновенность личности и свободу от телесных наказаний и пыток. Возможность в любой момент уйти в отставку, имея при этом для пропитания деревеньку, кардинально изменила характер службы и взаимоотношения начальников и подчиненных. Конечно, немало дворян воспользовалось вольностью, лишь чтобы попивать водочку и флиртовать с крестьянками. Но многие стали создавать в своих имениях образцовые хозяйства, заниматься науками и искусствами, собирать библиотеки и разбивать английские парки.

 

Отставные офицеры, обосновавшись в деревнях, практически вывели на Руси разбойников. «Все находящиеся в разных наших службах дворяне могут оные продолжать, сколь долго пожелают и их состояние им позволит, однако ж военные ни во время кампании, ниже пред начатием оной за три месяца об увольнении из службы просить да не дерзают». Из Указа «О вольности дворянства».

 

«Непоротые поколения» принесли России понятие о личной чести, «дворянские гнезда», блестящую культуру «золотого века» и движение декабристов. Известно, что Сенат намеревался от имени благодарного дворянства воздвигнуть Петру III золотую статую. Известен и достойнейший ответ Петра: «Сенат может дать золоту лучшее назначение, а я Своим Царствованием надеюсь воздвигнуть более долговечный памятник в сердцах моих подданных».

 

Архангельское. Культура дворянской усадбы началась с вольности дворян.

 

Почему же Император, облагодетельствовавший высшее сословие, пал жертвой заговора? Прежние историки находили этому такое объяснение: Пётр III наступил на мозоль «господам гвардии», потребовав от вконец избалованных его предшественницей Елизаветой «янычар» нести службу, как положено, заняться вместо кутежей и картежной игры боевой подготовкой и вознамерившись отправить их на войну. Но главной сегодня версией является версия заговора Екатерины II и западных правителей, не желавших России ни свободы и процветания, но исключительно желавших иметь Россию надёжнее у себя в кармане.

 

186 дней Царствования перевернули сознание людей. Народ скорбел о своём Императоре.

Ровно столько пробыл на престоле Петр III. Кроме политики, Петр III любил играть на скрипке и дрессировать собак. Он имел тонкий эстетический вкус, собирал картины мастеров, тончайший фарфор и антиквариат, создал первые музеи и библиотеки в России. В истории он заклеймен своими врагами «ничтожеством», «самодуром» и «слепым поклонником Фридриха Прусского». Однако по оценке ряда исследователей, в частности, Александра Бушкова, образ Петра III «оболгала и вымазала чёрной краской» убившая его жена и всё её конформистское иокружение. Помимо указа «О вольности дворянства» Император упразднил страшную для всех тогда Тайную канцелярию, провозгласил полную веротерпимость, на столетие опередив Западную Европу (оба начинания будут отменены «либеральной» на словах Екатериной), готовился секуляризовать церковные земли (эту идею Екатерина присвоит), и Нажать амнистировал бежавших за границу старообрядцев.

 

Разумеется, он не доходил до всего только лишь своим умом, но много и плодотворно читал, анализировал, сопоставлял, пользовался наработками выдающихся деятелей прежнего царствования: Шуваловых и Михаила Воронцова. Однако талант правителя в том и состоит, чтобы выбирать правильных советников. О личности Петра III имеются самые противоречивые свидетельства. Но, если судить не по анекдотам, а по делам, надо признать, что за полгода он успел немало полезного и прогрессивного. По оценке Ирины Карацубы, «он, конечно, не был дурачком и импотентом, каким его изобразила Екатерина», а тем, кем он хотел бы стать и к чему готовился, ему простио не дали.

 

Детство в Голштинии, среди вечно пьяных, жестоких и малокультурных людей, не повредило душу Петра III. «Трагически одинокий и преданный почти всеми, но умнейший и очень талантливый человек», – говорит Андрей Буровский, – если бы он правил 30 лет, как Екатерина, и имел возможность воспитывать своего сына, мы имели бы сегодня другую страну». Что думали о Петре III простые люди, которые не знали грамоты, и мнение которых в ту эпоху никого не интересовало, сказать сложно. Однако известно, что в первые дни после переворота матросы в петербургских кабаках дрались с гвардейцами, обвиняя их в том, что те «продали Императора за пиво его жены».

 

«Пётр III мог править долго и счастливо. Но вот чего он так и не понял, (о этот русский идеализм!) так это роли, которую в жизни тогдашней России играла гвардия. Он считал, вероятно, что если уж он внук Петра I и законный Император, то ему ничто не угрожает», говорит Андрей Буровский. По свидетельству секретаря французского посольства Рюльера, когда московский генерал-губернатор объявил толпе о смене власти и провозгласил «ура» Екатерине, ответом было угрюмое молчание. Лишь на третий раз здравицу подхватили стоявшие рядом с градоначальником офицеры, которым тот злым шепотом велел изобразить народное ликование.

 

Самым же убедительным свидетельством популярности Петра III является нежелание народа российского поверить в злую смерть Помазанника и появление выдававших себя за него самозванцев. Пугачёв был самым известным, но не единственным из них. Один лжепётр возник даже в Черногории. Истории известны и многочисленные лжедмитрии, но их реальный прототип погиб в возрасте восьми лет, не успев совершить ни хорошего, ни плохого. Из царствовавших российских монархов никто, кроме Петра III, этой своеобразной чести от народа не удостоился.

 

Историческая незавершённость. Долгий Путь.

Прежнее общественное устройство было варварским, но по-своему логичным: дворяне несут службу, а мужики за это обязаны их кормить. Указ «О вольности дворянства» лишил крепостное право морального оправдания. Крестьяне не сомневались, что Государь собирался, вслед за дворянами, освободить и их, именно поэтому-то «баре его убили и посадили на трон негодную распутницу Катьку». «Крестьяне порой неплохо ладили с помещиками, – говорит завотделом Института этнологии и антропологии РАН Александр Буганов, – и считать, будто они только и думали, что об освобождении, как это гипертрофированно преподносилось в советское время, было бы преувеличением. Но мечты о воле жили и воспроизводились постоянно».

 

По оценке историка, крестьянство XVIII века было далеко от идей о правах человека и представительных учреждениях, зато придавало колоссальное значение понятию верности и справедливости. Эта сакральная «Правда Божья» оказалась нарушенной. «Если дворянам сделали вольность, отчего бы не оказать оную и крестьянам, ведь они тоже человеки». Фёдор Кречетов, вольнодумец. Андрей Буровский обвиняет как власть, так и тогдашнюю элиту. «Чтобы отвлечь образованных дворян от мыслей о Конституции, правительство развращало их фантастическими привилегиями, каких не имели даже англичане в колониальной Индии, – говорит он. – С другой стороны, правительства бывали разные, но подавляющее большинство дворян неизменно и категорически не желали освобождать свою «живую собственность» и манипулировали императорами, которые просто боялись проводить реформы».

 

«Россия превратилась из «тяглого государства» в нацию рабов и рабовладельцев – констатирует Ирина Карацуба. – За эти 99 лет испарилась возможность эволюционного развития общества. Идеолог отмены крепостного права Константин Кавелин провозгласил: «Мы прочили России гражданский мир на 500 лет. К сожалению, не получилось и на 50». По мнению многих, начатое Петром III дело создания в России Гражданского общества не доведено до конца. Однако Андрей Буровский считает, что вопреки расхожей поговорке, История как раз многому учит. «Никакие параллели с серединой XVIII или с началом XX века невозможны. Эпоха совершенно другая. Мы живём в качественно иной культурной и экономической среде. На мой взгляд, Гражданское общество в России существует, и главное тому доказательство: мы не воюем друг с другом, а пока всё-таки разговариваем».

 

 

РОЖДЕНИЕ РУССКОЙ ДЕМОКРАТИИ-НА-КРОВИ.

 

СЛАВА!

 

 

Скоро:

о культуре и быте  дворянской усадбы. Юсуповский дворец, Архангельское, как

памятники Императору Всеросийскому Петру III Феодоровичу Романову,

ПЕРВОМУ ЦАРЮ ОСВОБОДИТЕЛЮ,

ПЕРВОПРОХОДЦУ, РЕФОРМАТОРУ, МУЧЕНИКУ ЗА ОТЕЧЕСТВО И НАРОД.

 

 

 

 

LUCH 2012