3-е тысячелетие  Христианской Эры. 5-лет Подвига Хосе Кортеса.

 

                    Лилия Небеснаго Иерусалима

                                                                                       

Я хочу работать для Бога и в Боге –  для страждущего человечества, а в старости, когда мое тело уже не сможет трудиться, я надеюсь, что Бог даст мне покой и молитву о деле, мною начатом... Из личного письма ВК Елизаветы, 1910 г.

 

«Она всюду вносила с собой чистое благоухание лилии; быть может поэтому так любила белый цвет: это был отблеск ее сердца... Она является и искуплением прежней России, и основанием грядущей. Не напрасно народный голос ещё при жизни нарёк её святой.» Архиеп. Анастасий. Из книги «Светлой памяти ВК Елизаветы Феодоровны», Иерусалим, 1925 г.                 

     

Родившись в Германии, Элла воспитывалась в Англии, а душу отдала России Открыв для себя тишь Китежа и Светлояра, лик Сергия и очи Серафима, до конца оставалась верна Русскому чуду Воплощение вековых надежд, Иверская Избранница, чаяние всех русских святых Дело милосердия возведено в царский путь Хосе Кортес, духовный сын и хранитель Апостольника Царственой Мученицы православный Вождь последних времён.

 

Невесто Руси краснейшая. Последняя Княгиня.  Духовная мать православного Вождя.

 

I.Верная Русскому чуду. В 1998 году в Лондоне, на западной стене Вестминстерского Аббатства, в присутствии королевы Англии, состоялось торжественное открытие скульптур десяти величайших подвижников XX-го столетия. Среди них – Великая княгиня Елизавета Феодоровна Романова. Осыпавшей землю белыми лепестками лилий, ландышей, жасмина – посвящается эта работа.

 

Её земной образ: ослепительное сочетание внешних совершенств, чарующей женственности и всех возможных даров разума и души. Её жизненный путь – гениальное воплощение притчи о Горчичном семени. Время главных событий судьбы исторически совпало с годами революций 1905 – 1918 гг., но эта женщина, сама по себе, целое историческое явление. Революция с положительным знаком, как сказали бы долго мечтавшие о чуде философы и подвижники прошлого века.

 

Её ждали и чаяли поколения мыслителей и борцов за правду. Весь цвет русской нации дышал надеждой на более справедливое и совершенное устройство общества и достойную жизнь для всех. До хрипоты спорили активисты кружков о грехах исторического Христианства, а Елизавета Романова строила храмы, больницы, приюты, амбулатории, открывала школы, столовые, библиотеки. День за днём, как русская мать Тереза, она обходила трущобы Хитровки, собирая больных, спасая детей, поднимая калек, утешая вдов и сирот.

                  Царевна Хитровки

 

Вся в белых лилиях Ордынка

цветёт! семи штормам назло!

И Белый Страж Хитрова рынка

грядёт победно и светло.

 

Она грядёт, благословенна,

где волчьи стёжки – не трава.

И как та русская Царевна,

светло вздымает рукава.

 

И полнятся благоуханьем

колдобы, стоки, колеи...

Всю меру русского страданья

подъяли рученьки твои.

 

Подъяли – и к груди прижали,

дитя лелея, сторожа.

И утолила все печали

Великой Матушки душа.

 

Перед грядущим помраченьем,

над  обречённою страной

светлейшее Благословенье

взошло, Лебёдушкой-Княжной.

 

Рукой взмахнёт – встают палаты;

другою – боль отрёт с чела,

вернёт молитвой брату брата,

укажет правые дела.

 

Хитровки бездны и подвохи

прошла сияньем дивных сил:

святого Сергия уроки

напомнить тем, кто их забыл.

 

И не было ей мук желанней,

чем за Отечество своё.

Лиёт Господь благоуханье

на ризы белые её...

 

 

 

18 июля исполнилось 84 года со дня кончины св. преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы. Попоробуем кратко означить её путь: внучка английской королевы – первая красавица Европы, талантливая художница, покровительница искусств – русская Великая княгиня – глава Императорского Православного Палестинского Общества – Матушка-игуменья Марфо-Мариинского Сестричества – православная мученица.

 

Судьба Елизаветы Феодоровны столь необычна, насыщена таким количеством поворотов и ещё столь сокровенна, что можем лишь задумываться над всеми этими тайнами, которыми она преисполнена. И всё-таки лучше в чём-то ошибиться, что-то недоосмыслить, чем вовсе упустить из виду грандиозные события человеческой истории.

 

Не повторяя известных фактов, изложенных в книгах и воспоминаниях, мы стремились полнее охватить явление в целом и заострить внимание на малозаметных, но  важных деталях.

 

Каждый подвижник вносит уникальный лепт в историю человечества; вклад Елизаветы Феодоровны можно уподобить грандиозному прорыву, великой победе сил Света в извечной схватке Добра со злом. Её жизненный путь представляет собой некий интернациональный феномен*, и благодатнейшее действие его уже проявилось и ещё более скажется на будущих поколениях во всём мире.

 

Знаменательно, что в 1998 году, ровно через 80 лет после кончины, на западной стене Вестминстерского Аббатства в Лондоне, в присутствии королевы Англии, состоялось торжественное открытие скульптур десяти величайших подвижников XX-го столетия. Среди них – Великая княгиня Елизавета Феодоровна Романова в ризе крестового сестричества Марфо-Мариинской обители.

 

Суть интернациональной Миссии Елизаветы Романовой заключалась в героической попытке направить Русскую Церковь в русло деятельного милосердияк основам, заложенным Владимиром Крестителем и Сергием Радонежским. Марфо-Мариинская обитель, дело всей жизни Елизаветы Феодоровны, по сути стала примером монашеской работы в миру и для мира – веры, как способа и пути служения страждущим. Служить Богу, забывая о ближнем, закрывая глаза на его нужды, боли и жизненные проблемы, по глубочайшему убеждению Елизаветы Феодоровны Романовой, невозможно.

 

Творец возлюбил человека и Сына Единородного не пощадил за него. Русская Церковь во многом традиционно оставалось Марией, предпочитая благую молитвенную часть служению жизненным потребностям людей. Но вспомним! хваля и одобряя Марию, Иисус не запрещал и не отменял хлопот Марфы и равно любил обеих сестёр.

 

Приходя в дом, видя больных и страждущих, Спаситель всегда сначала оказывал необходимую помощь. Он именно: трудился, так, что и хлеба некогда Ему было вкусить. Проповедь Царствия совершалась ПОСЛЕ трудов для людей. Показывая пример Доброго Пастыря, душу полагающего за овча, Иисус горел состраданием, утешал страждущих и потерявших надежду, помогал паломникам у Силоамской купели, плакал об умершем Лазаре.

 

Разве отвечал Спаситель тем, кто обращался с просьбой, нечто подобное: Я страдаю, и ты пострадай? Никогда. Но стремился незамедлительно помочь. Прежде откровений, творил добро. И поведал ученикам притчу о добром Самарянине, и завещал «любить друг друга», совершая добрые дела во имя любви.

 

Чтобы цветок вырос и раскрылся, крошечное семечко не должно погибнуть. Труд Марфы – основа, стебель, поддерживающая благодать веры, цвет. Совершенствуя мир, изменяя жизнь человека к лучшему, заботясь о его здравии, прививая ощущение прекрасного, мы служим и его душе, сохраняя и просветляя её материальную основу.

 

Возрастая, постепенно человек достигает той независимости от материального, которая даётся далеко не всем и не сразу. В этом согласии и взаимодействии материального и духовного, души и тела, мира сего и Царствия Небесного – заключался замысел устроения Марфо-Мариинской обители Труда, Милосердия и Молитвы. Провозгласив приоритет духовности в единстве двух основ человеческого бытия и служение Богу через служение страждушим, обитель по сути возрождала начинания святого Сергия Радонежского.

 

«Я всегда думал, что Вы совершите подвиг, который всколыхнёт всю Россию. Вся Ваша жизнь была подготовкой к созданию этой обители.» Так сказал княгине Елизавете ВК Иоанн Константинович, побывав в в 1916 году в Мариинке (А.А. Солоницына «Земной Ангел», Санкт-Петербург, 2001).

 

Православие традиционно отдалялось от решений проблем мира, лежащего во зле, в чём-то уподобляясь левиту из притчи, который спешил помолиться во Иерусалим, перешагнув через умирающего от ран и жажды путника. Не столько правительство и чиновничий аппарат, сколько именно Церковь должна возглавлять и направлять дело социального преобразования общества в Православном государстве. Именно об этом мечтала, к этому стремилась и личным примером именноэто привносила в жизнь Елизавета Феодоровна Романова.

 

II. Средь цветов и рейнских туманов Елизавета-Александра-Луиза-Алиса Гессенская и Рейнская родилась 20-го октября (1 ноября) 1864 года в Дармштадте, столице Гессен-Дармштадского герцогства, в одном из древнейших историческом и культурном центре Германии, недалеко от крутой излучины Рейна. Будучи англичанкой по крови, внучкой королевы Виктории, будущая русская княжна, выросла в одном из самых романтичных и благоуханных уголков Старой Европы. С раннего детства она была буквально напитана древними легендами, цветочными ароматами, напоена альпийской свежестью и целебной благодатью родной земли.

 

Вторую дочь в семье великого герцога Людвига IV и принцессы Алисы называли Эллой в память прославленной родственницы их королевского рода, Елизаветы Тюрингенской. Будущая подвижница всей душой, всеми помыслами полюбила святую Наставницу, прославившуюся подвигами милосердия и в XIII веке причисленную Католической церковью к лику святых, и во всём старалась брать с неё пример.

 

Элла с раннего детства любила помогать людям и заботиться о бедных. В 6 лет она уже своими руками могла связать тёплую куртку, чтобы отнести её в больницу или приют. Любят говорить о том, что маленькая Элла «украшала больничные палаты цветапми». Это правда. Но при этом она не покладая рук трудилась, постоянно что-то мастерила, кроила, клеила, вышивала, и ни минуты в её распорядке дня не должно было пропасть даром. Так была воспитана гессенская принцесса!

 

Восторги по поводу красоты маленькой Эллы стали традицией Дармштадта, но пребывая в постоянных трудах и живя в аскетической строгости, не было времени обращать на это внимание. Кроме того, пришлось рано познать не только тяжкий труд, но и скорби, тревоги и потери, и большие разочарования. С 1878-го, страшного для семьи года, после смерти дорогой Мамы, на Эллу легли заботы о всех детях. Сначала их было семеро: сёстры Виктория, Ирена, Аликс, Мария (скончалась в 1876-м) и два брата Эрнст-Людвиг и Фридрих, которого также не пощадила жестокая судьба**.

 

Несмотря на голубую кровь и высшее положение в обществе, семья герцога Людвига была абсолютно демократичной. Принцесса Алиса была и удивительной женщиной, и нежнейшей матерью. Благодатным образом она соединяла в характере религиозность с чисто английским юмором, доброту с деловитостью, мужество с романтизмом.

 

Она старалась нести просвещение и культуру всем, независимо от сословий и социального положения. Жизнь простого народа, больных и страждущих, престарелых и инвалидов были предметом самого искреннего интереса и заботы супругов Гессен-Дармштадских.

 

Первый женский лицей в Дармштадте, первый родильный дом, больница, возможность женщинам учиться в Университете – все эти великие начинания для Германии, ставшие неотъемлемой частью европейской и мировой культуры, закрепились во многом энтузиазмом дочери королевы Виктории, принцессы Алисы Великобританской.

 

Последняя русская царица Александра, младшая сестра Эллы, первой среди европейских женщин, получила диллом доктора философии Оксфордского Университета.

 

Всё самое светлое и возвышенное, что принесло Христианство для Европы – тот чистейший духовный мёд Старого Света: богопознание, просвещение, всесторонняя образованность, раскрытие дарованиий, самоотверженный труд на благо человека, сострадание, милосердие – всё это будущая Елизавета впитала не на словах, а через живой и лучезарный пример собственной матери.

 

Принцессу Алису соотечественники называли принцесса-Ангел. В центре города, на площади с мемориальной стеллой, названной в честь пра-прадедушки Эллы, установлен и памятник её матери, на котором красуется надпись «От женщин и детей Дармштадта». Именно в лице матери Элле был явлен пример служения людям, верности выбранному пути и необходимости воплощать задуманное – высочайший пример духовного Приоритета.

 

Отец, великий герцог Гессен-Дармштадский Людвиг IV, был добрым, деятельным и простым человеком. В такой вот героической семье довелось родиться и воспитываться Элле Гессен-Дармштадской: планка с самого начала была поставлена невероятно высоко, а особенности характера, личность и судьба только поднимали её всё выше.

 

Мать воспитывала дочек в простоте, строгости и трудолюбии. Элла исполняла всю работу по дому, а когда посещала больницы, не просто приносила большие букеты цветов, как многие отмечают, но и училась азам практической медицины – антисептике, хирургии, десмургии, акушерству. «Нас с государыней учили всему» – говорила Элла о себе и сестре, царице Александре.

 

Росла Элла тихой и послушной, хотя была наредкость одарённой и вполне могла быть капризной и своенравной. Помимо серьёзных ученических и богословских занятий, увлекалась рисованием, музыкой, танцами, тонко понимала прекрасное, обожала природу, особенно цветы. Действительно, кипами повсюду их собирала – дарила и раздавала людям, приносила домой, создавала неповторимые их композиции для этюдов. «Игра в цветы» навсегда останется любимейшим её занятием и отдыхом, одновременно. В Алапаевске, уже перед своей мученической кончиной, она тоже много рисовала.

 

Если человек избирается для определённой миссии, это рано отражается на его характере и судьбе. Так получилось с Эллой: в 14 лет она потеряла мать, ещё ранее пережила смерть младших детей, брата Фридриха и сестрёнки Марии. Надо было жить дальше, поддерживать убитого горем отца, постараться заменить мать другим детям. Девочка слишком рано начала серьёзно задумываться над смыслом жизни и уже в 9 лет принесла Богу свои первые святые обеты. Так же рано и навек отдала она своё сердце единственному избраннику.

 

III. Высшие предзнаменования «...скоро подошел поезд невесты. Она показалась рядом с императрицей и всех нас словно солнцем ослепило. Давно я не видывал подобной красоты. Она шла скромно, застенчиво, как сон, как мечта» Из восп. ВК Константина Константиновича Романова («К.Р.») 1884г., Москва, Троица, 27 мая.

Своего суженного Элла узнала рано: когда Великий Князь Сергей Александрович Романов (1857 – 1905), пятый сын императора Александра II и брат Александра III, приезжал со своей августейшей матушкой, императрицей Марией Александровной в Германию, погостить на её родине.

 

Как и Элла, русская императрица являлась Дармштадской принцессой. Позже принцесса Елизавета и Великий Князь встречались в Англии, у королевы Виктории, куда переехали дети рано умершей принцессы Алисы.

 

В 1884-м году было получено и сразу же принято Эллой, с одобрения Королевской Семьи, предложение о супружестве. Надо сказать, предложений первой красавице Европы было сделано немало, включая самые лестные; например, от будущего кайзера Вильгельма. Он был красавцем, легендой и мечтой  всех невест Европы. Но самые головокружительные, казалось бы предложения неизменно и твёрдо отклонялись: сердце было отдано одному.

 

Венчание проходило в церкви Зимнего дворца. Всё отмечали неземную красоту и нежность царственной пары. Невеста была ослепительна: в платье из серебряной парчи, горностаевой мантии и бриллиантах Екатерины II. Сразу после свадьбы молодожёны уехали в Москву поклониться Отче Сергию, игумену Земли Русской, в Троице-Сергиеву Лавру.

 

Исторический факт: протестанская принцесса упала на колени, молясь около раки отца-основателя русской нации, покровителя её мужа. О чём молилась молодая княжна?

 

Трудно сегодня ответить на этот вопрос. Но определённо известны факты, верующему многое проясняющие: в летаргическом сне девушки, одной из сестёр Марфо-Мариинской обители, Елизавета Феодоровна явилась одесную Сергия Радонежского; кончина преподобномученицы произошла 18-го июля, в день св. Сергия. Чудесное сияние из шахты, ангельское пение сопутствовали этому событию, как свидетельствуют очевидцы.

 

Вернёмся к нашему повествованию. Великие Князь и Княгиня были совершенно счастливы. Следуя традициям семьи и своим привычкам, сразу после свадьбы Элла с головой ушла в изучение русского языка, истории русского государства и церкви. Её упорство и целеустремлённость помогли быстро овладеть не только русским, но и старославянским, что дало возможность приобщаться великим источникам и напрямую познавать мудрость отцов.

 

Путь в православие был для Княгини долгим и непростым, что видно из её письма к отцу* (1891г.). Беззаветная любовь к супругу, стремление жить одной жизнью, жизнью его души и духа, помогли молодой женщине преодолеть немыслимые преграды и искушения на этом пути. Через 7 лет супружества сбылась её заветная мечта: Элла впервые причастилась Св.Тайн вместе с мужем на Пасху 1891 года.

 

Бог вознаградил княгиню за старания и труды: в 1888, в возрасте 24 лет она увидела Иерусалим, Гору Елеонскую, с которой вознёсся Спаситель. Потрясённая дивной красотой Гефсиманского сада, воскликнула: как хочу быть похороненной именно здесь! Может быть, именно это искреннее восклицание, вырвавшееся из сокровенных глубин души юной избранницы, в святейшем на земле месте, и положило начало её единственному Пути.

 

Королевская кровь, одарённость и плоды мировой образованности, умноженные на протестантское трудолюбие, личную волю и упорство – от горы Елеонской – прочнее соединялись с православными откровениями. Это и позволило княгине Елизавете в дальнейшем достичь тех вершин, какие доступны единицам. Проводником в мир святости для Елизаветы Феодоровны стала её единственная, верная и вечная любовь.

 

IV. Неразлучные Великий Князь Сергей Александрович боготворил жену, сохраняя при этом главенствующее положение в семье. Он был старше на 7 лет и во многом относился к Элле по-отечески. Воспитанный во всей строгости, вёл христианский образ жизни и следуя лучшим примерам своих предшественников, русских князей-подвижников, верой и правдой служил Отечеству. В 1881 году, по указанию отца, императора Александра II, Сергей Александрович был избран принять участие в организации, а в дальнейшем стал председателем Имперраторского Православного Палестинского Общества.

 

В его обязанности входили такие попечения, как организация паломничеств на Святую Землю, приобретение недвижимости, сохранность реликвий, строительство, миссионерство, подготовка специалистов и многое, многое другое. Это была серьёзнейшая работа, связанная по сути с основами русской государственности.

 

Елизавета Феодоровна стремилась быть полезной, старалась во всём поддержать начинания супруга. На Елеонскую Гору они прибыли вместе для освещения храма Марии Магдалины, построенного в честь императрицы Марии Александровны в Гефсиманском саду. Эта поездка стала воистину судьбоносной для обоих, направляя пути к подвижничеству и мученичеству. Но впереди ещё оставалось так много земного счастья вдвоём.

 

Благодаря благородству души и рыцарскому такту Сергея Александровича, Елизавета Феодоровна искренне полюбила Россию, приняла православную жизнь. Ей всегда были свойственны мечтательность, вдумчивость, стремление к совершенству, поиски Идеала. На богослужениях, стоя неподалёку от супруга и невольно постигая глубины его веры, Елизавета Феодоровна могла сполна ощутить благодать истинной русской религиозности.

 

Ту самую благодать, что пленила когда-то и варягов, и Владимира Святого, которая по сути является основой православной демократии: единение в Боге. Единое чувство устремления к Создателю, упоения любовью, одинаково понятное и доступое взрослому и ребёнку, царю, и нищему, блаженному и чиновнику. Как же такой «тип демократии» далёк от западного, который нам пытались и до сих пор пытаются насильственно навязать.

 

Великий Князь стремился одарить жену сокровищами родной истории. Он открыл ей любовь к паломничеству по святым местам, дальним лесным скитам, древним монастырям. Вместе они плыли по рекам, посещая обители и храмы, беседуя со старцами и простым народом. Любимыми местами России, после Москвы и Троице-Сергиевой Лавры, стали: Киев, Оптина и Зосимова Пустыни, Саров, Псков, Урал, Верхотурье, Вологда, Соловецкий монастырь.

 

Интересно, что в Белогорском монастыре и Алексеевском ските, то есть в месте близком от грядущих своих страданий, Великая княгиня побывала в 1914 году. Тогда же она в разговоре с игуменом, духовным отцом и наставником о. Серафимом (Кузнецовым) сказала: «Отче, если меня убьют, похороните пожалуйста по-христиански!»**.

 

Мучениками не рождаются. Венца мученичества можно только удостоиться. Стяжается он великой крепостью в вере. Путь к мученичеству Елизаветы Романовой был долгим и по своей насыщенности событиями – неповторимым. Князь с княгиней не забывали и светскую жизнь, много общались с лучшими представителями русской и европейской культурной элиты. Елизавета Феодоровна живо интересовалась искусствами, более всего живописью, литературой и музыкой, лично знала и была дружна с художниками, следила за творчеством интересеых писателей и поэтов.

 

Сергей Александрович слыл меценатом, покровителем муз и наук. Он никогда не был ретроградом, как до сих пор пытаются представить клеветники, выступал за укрепление выборных органов власти, за развитие демократического самоуправления на местах, но и за сильную Империю. А если учесть давнюю живую связь Сергея Александровича со Святой Землёй, то картина миссии этой необычной семьи представляется вполне определённой: связь и соединение всех слоёв русского общества, мировая интеграция России, укрепление православной государственности.

 

V. Иверские Избранники В 1891 году, в год миропомазания Елизаветы Феодоровны в Православие, Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Он ревностно относился к любому возложенному на него делу, а предвидя времена испытаний для России, стремился спасти государство от нашествия иноплеменных и грядущей смуты. За свой непримиримый нрав, жёсткость и, как бы сейчас сказали, непопулярные меры, не был привечаем ни Двором, ни народом.

 

Являясь родным дядей царя Николая II, Сергей Александрович неоднократно официально обращался к нему с рапортами, аргументируя необходимость самых решительных действий. Да, им было начато выселение из Москвы евреев, с предоставлением им возможности жить и работать в России. Всего выселили около 30 семей, но царь не поддержал этого начинания. С великой болью переживая события 1896 года на Ходынке и неудачи грянувшей (1904 г). русско-японской войны, Николай II старался избежать любых волнений, неохотно шёл на какие бы то ни было ограничения. Уже в 1905-м понимая, что в существующей обстановке более невозможно гарантировать порядок и безопасность в Москве и в стране вцелом, Сергей Александрович попросил об отставке. Просьба была незамедлительно удовлетворена.

 

Так произошёл, случился раскол внутри Царской Семьи – а по сути – в государстве, потому что до этого момента именно ВК Сергей Александрович был многоопытным христианским наставником молодого царя. После отставки ВК Сергея, вокруг Николая II активно сформировалось то окружение, которое и привело к нестабильности и непоследовательности его политического управления, вплоть до неминуемого краха всей Российской Империи.

 

Главным утешением и опорой для супругов Сергея и Елизаветы Романовых во всех трудах и испытаниях была и осталась Божия Матерь. Излюбленное место молитв – Красная Площадь, Иверская часовня. Как и все члены Царской Семьи, Великие Князь и Княгиня почитали древнюю святыню, привезённую с Афона в 1648 году – точную копию с оригинала, написанного как гласит Предание, Апостолом Лукой ещё при жизни Богородицы.

 

Чудотворный образ был исполнен великой духовной силы, привлекая неиссякаемые потоки паломников, иславился далеко за пределами Москвы, России. Знаменательно, что святыня прибыла в Москву во времена царствования первого Романова – Алексея Михайловича, как бы благословляя этот род. Царь Алексей был «твёрдо убеждён  в своём призвании быть царём всего Православия, думая как о судьбах государства, так и о судьбах Церкви» (А.В. Карташев, «Очерки по истории Русской Церкви», Париж, 1959г., т.2, стр. 122).

 

По установившейся традиции Дома Романовых, въезжали в Кремль через Воскресенские ворота; въезжая и выезжая, никто не проходил мимо Иверской часовни. Здесь земные цари и царицы благословлялись и просили помощи в путь-дорогу у Царицы Небесной. Этого же неписанного правила придерживались и верноподданные. Так, под державной сенью Иверской Божией Матери, хранилось и направлялось русское государство. Иверская часовня, находясь на территории Кремля, являлась как бы духовным Сердцем России, сердцевиной её исторического центра, сердцем в сердце. 

А вон за тою дверцей, куда народ валит,

там Иверское сердце, червоное, горит.

                                      М. Цветаева, 1916 г.

В 1929 году, через 11 лет после расстрела Царской Семьи, Иверская часовня за одну ночь была уничтожена. Икона бесследно исчезла. Но возвращаясь к повествованию, уже отмечалось удивительное единство князя и княгини: они всегда и везде были вместе, никогда не расставались, жили одной жизнью. Сергей Александрович повторял жене: ты – моё сердце! Перед каждой поездкой или новым начинанием благословлялись в часовне, а возвращаясь, спешили опять, поблагодарить. Часто служили молебны. Иверская икона была не просто Покровительницей, а святой матерью. Всегда вразумляла и одаривала несомненной уверенностью в успехе.

 

Россию охватывала тьма духовного помрачения. Множились акты вандализма и терроризма. В Москве началась эпидемия самоубийств (в один из годов начала столетия их случилось 1432, ещё около 3000 человек совершили суицидальную попытку, и это в православной стране!) Сергей Александрович был приговорён эссерами к смертной казни, получил несколько писем-предупреждений с угрозами в свой адрес. Он не хотел лишний раз подвергать риску и тревожить жену. 4 февраля 1905 года выехал на важную правительственную встречу без неё.

 

Взрыв, грянувший в то утро на Красной Площади, был такой силы, что его услышала и Елизавета Феодоровна. Сердце сказало ей, что произошло. В это время она работала в одном из залов Кремля, шила обмундирование для фронта. В одном платьице в мороз бросилась к Никольским воротам. Собравшиеся вокруг люди пытались не пустить, зрелище было ужасным. Но никто и ничто не могли её остановить. Молча Елизавета Феодоровна опустилась на колени в кровавый снег и собственными руками стала собирать, что осталось от её мужа.

 

Она не лишилась рассудка, никто не слышал криков или стенаний. Лишь Бог ведает  меру страданий, когда рушится жизнь и мир вокруг перестаёт существовать. По свидетельству А.А.Танеевой (Вырубовой): у Великой княгини Елизаветы Феодоровны был взгляд, как будто она всегда видит перед собой убиенного мужа («Страницы моей жизни», Москва, издательство «Благо», 2000).

 

Наверное, это было имено так. Для Княгиги ещё оставалось на земле место, где так часто они бывали вместе, где остались неразделимы. Она пришла в Иверскую часовню. Поставила свечу за упокой души убиенного мученика и услышала (почувствовала?) утешительное: у Бога все живы. Бесценный супруг ушёл и навсегда унёс её сердце. В замен он оставил Елизавете Феодоровне своё, в буквальном смысле этого слова: сердце Сергея Александровича, завёрнутое в белое вафельное полотенце, принёс человек, живший неподалёку от места убиения. Нашёл на крыше своего дома.

 

У человека хватило мужества поднять окровавленный кусочек и отдать в единственные руки, знающие цену и вес чуда. Подошёл, неловко извинился, протянул... Елизавета Феодоровна развернула белую тряпочку... Ты – моё сердце!..сердце...сердце...

 

На следующий день служили Литургию и панихиду в Чудовом монастыре. Елизавета Феодоровна надела белое платье, причастилась Св.Тайн. На похоронах присутствовали Константин Константинович и Павел Александрович Романовы. Учитывая ситуацию в стране, Элла лично разослала Царской Семье телеграммы с просьбой не приходить на похороны. Слишком явственно понимала, как необходим сейчас русским царь. На третий день после похорон отправилась в тюрьму к эссеру Ивану Каляеву, с намерением уговорить его раскаяться.

 

«Я принесла Вам прощение от Сергея Александровича!» благовествовала княгиня убийце. Вместе с Евангелием подала икону Иверской Божией Матери, Вразумительницы варваров. Перед убийством Каляев стоял около Иверской часовни и заметил этот взгляд, обращённый на него... После ухода Елизаветы Феодоровны, надзиратель рассмотрел в глазок, как Каляев молился перед оставленной иконкой. Княгиня подала Николаю II просьбу о помиловании, которая была им отклонена. Елизавета Феодоровна нашла силы просить о помиловании убийцы своего мужа – у того, к кому неоднократно писал и обращался убиенный, чтобы остановить террор, но ничего так и не добился. Такую крепость духа, такое мужество женщины трудно себе представить.

 

VI. Ярославна плачет в Путивле Увы, и ей пришлось разделить участь русских княжон, потерявших мужей в смертельной свхватке с врагом. Говорят о периоде тоски и депрессии, последовавшим после трагедии. Княгиня резко переменила жизнь, объвила глубокий траур и прекратила светские встречи – иногда выезжая на крестины или в храм. Она стала  приходить в часовню и по ночам, оставаясь порой до утренней зари.

 

Богородица не оставляла царственного чада. Постепенно явились планы на жизнь с максимальной пользой для Бога и страны. Царские гены проявились несгибаемым мужеством в тяжелейшую минуту беспросветного горя: достоинство не одного тысячелетия веры, достоинство дарованной любви – не позволяли отчаяться, потерять себя.

 Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!

Елизавета Феодоровна начала с увековечения памяти мужа для русского народа и принесения ему личной благодарности. Она встречалась с самыми талантливыми мастерами и художниками, перебирала множество эскизов, сравнивала, продумывала. Вскоре её хлопотами и талантом В. М. Васнецова на месте убиения князя вознёсся 6-метровый бронзовый крест-памятник. Все, кто шёл на Красную Площадь, в Кремль, в Иверскую часовню, проходили этот крест, читали, творили молитвенную память. Они ощущали торжественный и неостановимый ход истории.

 

Елизавета Феодоровна продолжила дело мужа, сама возглавила Русское Православное Палестинское Общество. Горе и утрата привели княгиню на узкий путь. Она не постриглась в монахини, но вела строго аскетический образ жизни. Из комнаты была убрана мебель, стены покрашены в белый цвет, поставлена деревянная кровать без матраца, пища подавалась растительная, а жизнь проходила в молитвах и трудах, чтении Библии и духовной литературы. С февраля 1905 года по февраль 1909 года княгиня не снимала траура. Есть сведения, что она облачилась во власяницу, тайно носила вериги.

 

Третьим важным шагом в жизни Елизаветы Феодоровны после гибели супруга стало устроение Марфо-Мариинской обители. В стране происходили бурные перемены, новости с фронта неутешительные, нарастало недовольство народа, брожение в среде аристократии и интеллигенции. Отход от религиозных основ, спиритизм, сектантство, декаданс.

 

Елизавета Феодоровна, внимательно следила за всем, стараясь помочь чем только возможно и по силам страждущему отечеству. Её стараниями и хлопотами Императрицы, Кремль был фактически превращён в фабрику обеспечения нужд фронта. Все залы, кроме Тронного, отданы под цехи производства обмундирования, перевязочного материала, постельных и санитарных принадлежностей. Княгиня лично формировала и отправляла на Дальний Восток целые составы и эшелоны с медикаментами, продовольствием, подарками для раненых и солдат.

 

Она продала драгоценности и недвижимость, часть денег внесла в государственную казну, на нужды фронта, остальные потратила на поместье в Замоскворечьи на Большой Ордынке. Так  рождалось великое начинание: решение насущных проблем совместно с духовно-нравственным воспитанием человека. В смутное и тяжкое время надвигающегося апокалипсиса, в сердце Москвы, усилиями одной хрупкой женщины был сотворён оазис гармонии, возникло Марфо-Мариинское сестричество.

 

Дело было для России и церкви было совершенно новым. Трудно представить, сколько искушений и страданий приняла княгиня, прежде, чем было преодолено сопротивление Синода, получено благословение Государя, завершено строительство и благоустройство церкви, больницы, школы, приюта, разработан новый Устав и – зазвонили, наконец, к Литургии колокола Марфо-Мариинского храма! Елизавету Феодоровну вела и укрепляла на этом единственном пути её Одигитрия, Иверская Божия Матерь.

 

VII.От Эллы – до Великой Матушки: дело жизни. Дальнейшее строительство Святой Руси. Сергий Радонежский, покровитель князя-страстотерптца Сергея Александровича, всю свою земную жизнь не выпускал рубанка из рук. Он строил и созидал Россию не только молитвами, но и буквально своими руками. Отче Сергий был первым примером для Елизаветы Феодоровны в её размышлениях о дальнейших судьбах России. Иверская икона, Сергий Радонежский, указав своей избраннице дело её жизни, направляли по нужному пути.

 

Период с 1905 года и до самой кончины стал для Елизаветы Феодоровны периодом удивительных свершений и побед. Любое зло Бог в силах обратить добром – как для самого человека, так и для мира. Вслед за взрывом на Красной Площади последовал настоящий взрыв деловой жизни княгини, в продолжение которого одно великое начинание сменяло другое, самые невероятные замыслы были доведены до полного воплощения. Рукою сильную и мышцею высокой, всё получалось.

 

Устав Марфо-Мариинской обители тщательно разрабатывался Синодом, с благословения и при участии Царя; он имеет уникальную историческую и культурологическую ценность и сегодня. Марфо-Мариинская обитель на Большой Ордынке начала своё существование обрядом посвящения сестёр и Матушки 10 февраля 1909 года. Елизавета Феодоровна впервые за 4 года траура облачилась в светлые одежды.

 

Сёстры и Матушка сестричества приносили обет монашеской жизни (нестяжание, целомудрия, послушания) без пострижения, не удаляясь от мира. Они обучались навыкам практической медицины и педагогики, работали как медсестры, оказывали первую помощь, осуществляли уход за больными, постигали азы акушерства, хирургии, десмургии. Среди сестёр постепенно определились: воспитательницы, учителя начальных классов, сиделки, сотрудницы аптеки и библиотеки.

 

Инокиня Варвара (Яковлева) была неизменной спутницей Елизаветы Феодоровны в её обходах Хитрова рынка. При открытии обители сестёр было всего 5; в Иверский день Пасхи-1918 года, когда за Елизаветой Феодоровной приехал чёрный воронок, сестёр было 105. А на сегодняшний день – Обитель вновь открылась в 1992-м году – их уже 20!

 

Поразителено, но для княгини как бы не существовало невозможного. Она бралась за любое дело вдохновенно, с радостным рвением, заражая энтузиазмом всех – будь то строительство нового храма или перебирание картошки для кухни. За 9 лет существования Марфо-Мариинской обители было построено 2 больших храма на её территории, Свв. Сестёр Марфы и Марии и Покрова Пресвятой Богородицы; больница приобрела славу лучшего лечебного учреждения России, отлаженно работали приют для девочек-сирот, воскресная школа, амбулатория, аптека, гостиница, подсобное хозяйство.

 

Стараниями Матушки двор сестричества  украшали прекрасный сад и цветник, организованые в лучших европейских традициях садового искусства XIX столетия. Больные и дети имели возможность любоваться дивными растениями и цветами, получая дополнительные силы выздоравливать и подрастать, приобщаясь к прекрасному. Все желающие могли посещать храм и службы, проходившие по монастырскому уставу, ежедневно.

 

Елизавета Феодоровна принимала активное участие в жизни клиники: проводила процедуры, лично выхаживала тяжело больных, выстаивала часы в молитве у постелей своих пациентов. Главным в лечении она считала Причастие, приобщение Святых Таинств. По её молитвам легко проходили тяжелейшие операции и перевязки, раненные и обожжённые чаяли её благодатного присутствия, того светлого спокойствия и умиротворения, которые всегда вносила Матушка. Сказать, что её любили слишком мало. Она была для всех Красным Солнышком, первой радостью, последней надеждой.

 

Её милосердие и сострадание не знали границ; она не спала ночей, обходя больничные палаты, для каждого находила самые ласковые, самые задушевные слова поддержки и утешения – это после церковных служб, трудового дня в сестричестве, просмотра сотен прошений, рейдов пешком по Московским рынкам и дворам. Хрупкая и грациозная женщина-аристократка воистину творила чудеса, личным примером доказывая, что в любви нет ничего невозможного.

 

Даже новая власть относилась к Матушке с уважением, сначала даже оказывая поддержку продуктами, топливом,  стараяась не беспокоить. Обитель просуществовала вплоть до 1926-го года, одно это уже о многом свидетельствует. Однако принадлежность Елизаветы Феодоровны к Царской Фамилии не могла не отразиться на дальнейшей судьбе Марфо-Мариинки. Третий день Пасхи 1918 года, когда Церковь особо почитает Иверскую икону Божией Матери, стал для Елизаветы Феодоровны началом Крестного Пути. Она прошла и завершила его с честью, до последнего вздоха оставаясь верна делу христианского милосердия, сострадания и любви к человеку, которыми с детства был озарён её неповторимый путь.

 

Родители нарекли её Елизаветой – в честь великой христианской подвижницы XI века Елизаветы Тюрингенской. В переводе с древнееврейского это имя означает почитающая Бога. Когда армия Колчака заняла Алапаевск, и со дна Синячихинской шахты были извлечены тела убиенных мучеников, поражённые свидетели чуда нетления увидели, что пальцы правой руки Елизаветы Феодоровны сложены для крестного знамения.

 

На голове убиенного князя Иоанна Константиновича была повязка, сотворённая из куска апостольника Елизаветы Феодоровны – и в жерле ледяной шахты, едва живая после всех издевательств, переломов, травм, полученных при падении с 15-и метровой высоты, она не изменила делу своей жизни и продолжала сострадать, утешать, оказывать помощь тому, кто рядом. Такова была сила её любви – к Богу, к человеку.

 

День Ангела Елизаветы Феодоровны Романовой – 18 сентября. В канун  этого дня, 17-го сентября  1995 Крест-Памятник её супругу в Москве, снесённый лично Лениным и Свердловым 1-го мая 1918 года,  был восстановлен.

 

Хотелось отдельно отметить важнейший факт жизни Елизаветы Феодоровны. В декабре 1916 года, по благословению старцев Оптиной, она побывала в Царском Селе, чтобы объяснить Царице Александре, кто такой Распутин. Княгиня употребила всю силу убеждения, всю любовь и материнскую нежность старшей сестры, чтобы остановить влияние Распутина на Царскую Семью. Елизавета Федоровна до конца оставалась на позиции полного неприятия этой личности (Солоницын А.А. «Земной ангел», Санкт-Петербург, 2001, стр. 76).

 

На втором всемирном съезде масонов в Брюсселе (1905), где была объявлена война «главному врагу», Православному Царю Николаю II, Распутин был избран в качестве главного инструмента проведения их воли. Гибель России, отречение Царя, расстрел Царской Семьи и дальнейшие беды России – произошли и случились, во многом именно по его вине. Какое духовное невежество, на грани с безумием и преступлением, заставляет сегодня создавать «иконы» и писать песни на тему «святости» этого продажного маньяка, воспользовавшегося доверчивостью убитой горем матери и сыгравшему главную роль в очернении Царской Семьи в глазах народа?

 

VIII. Из личных писем Эллы.                                                      

...Только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином... Моя душа принадлежит полностью религии Православной... Я перехожу из чистого убеждения, чувствуя, что это самая высокая религия ... Святой Кремль, с заметными следами этих печальных дней, был мне дороже, чем когда бы то ни было, и я почувствовала, до какой степени Православная Церковь является настоящей Церковью Господней...

 

тропарь, глас 1 Смирением достоинство царственное tсокрывши, богомудрая Елисавето, сугубым служением Марфы и Марии Христа почтила еси. Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши, яко жертва праведная Богу принеслася еси. Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя, яко истинную наставницу усердно просим тя: святая Царственная мученице Великая Княгине Елисавето, моли Христа Бога спасти и просветити души наша.

 

кондак, глас 5 От славы царственны, вземши крест Христов, прешла еси к славе небесней, молящи за врагов, и обрела еси радость вечную, святая Царственная мученице Великая княгине Елисавето, с Варварою мученицею. Темже молим вас, молите о душах наших!

 

К.Р.  (1884 г.)

 

Я на тебя гляжу, любуясь ежечасно:

как ты евыразимо хороша!

О, верно, под такой наружностью прекрасной

такая же прекрасная душа!

 

Какой-то кротости и грусти сокровенной

в твоих очах таится глубина;

как ангел ты тиха, чиста и совершенна;

как женщина, стыдлива и нежна.

 

Пусть на земле ничто,

средь зол и скорби многой,

твою не запятнает чистоту.

И всякий увидав тебя, прославит Бога,

создавшего такую Красоту!

 

 

Сноски:

*«...А теперь, дорогой Папа, я хочу что-то сказать Вам и умоляю Вас дать Ваше благословение. Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии с тех пор, как Вы были здесь в последний раз, более полутора лет назад. Я все время думала и читала, и молила Бога указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом оставаться так, как я теперь — принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж. Вы не можете себе представить, каким он был добрым: никогда не старался принудить меня никакими средствами, предоставляя все это совершенно одной моей совести.

 

Он знает, какой это серьезный шаг, и что надо было быть совершенно уверенной, прежде чем решиться на него. Я бы это сделала даже и прежде, только мучило меня то, что этим я причиняю Вам боль. Но Вы, разве Вы не поймете, мой дорогой Папа?  Вы знаете меня так хорошо, Вы должны видеть, что я решилась на этот шаг только по глубокой вере и что я чувствую, что пред Богом я должна предстать с чистым и верующим сердцем. Как было бы просто — оставаться так, как теперь, но тогда как лицемерно, как фальшиво это было бы, и как я могу лгать всем — притворяясь, что я протестантка во всех внешних обрядах, когда моя душа принадлежит полностью религии Православной.

 

Я думала и думала глубоко обо всем этом, находясь в этой стране уже более шести лет и зная, что религия «найдена». Я так сильно желаю на Пасху причаститься Святых Тайн вместе с моим мужем. Возможно, что это покажется внезапным, но я думала об этом уже так долго, и теперь, наконец, я не могу откладывать этого. Моя совесть мне этого не позволяет. Прошу, прошу по получении этих строк простить Вашу дочь, если она Вам доставит боль. Но разве вера в Бога и вероисповедание не являются одним из главных утешений этого мира? Пожалуйста, протелеграфируйте мне только одну строчку, когда Вы получите это письмо. Да благословит Вас Господь. Это будет такое утешение для меня, потому что я знаю, что будет много неприятных моментов, так как никто не поймет этого шага. Прошу только маленькое ласковое письмо».

 

Отец не послал дочери желаемой телеграммы с благословением, а написал письмо, в котором говорил, что решение ее приносит ему боль и страдания и что он не может дать благословения. Елизавета Феодоровна проявила мужество и, несмотря на моральные страдания, не поколебалась в решении перейти в Православие.

 

 ** В 1873 году разбился младший братик Фридрих; в 1876 эпидемия дифтирита в Дармштадте унесла 3-х летнюю Марию; в 1878 году скончалась мать, принцесса Алиса. После смерти маленького обожаемого Фридриха, Элла настолько сильно страдала, что в свои 9 лет принесла обет целомудрия, чтобы никогда не иметь собственных детей.

 

*** В церкви г. Алапаевска нетленное её тело со следами избиений отпели и положили в простой деревянный гроб 31 октября 1918 года. Отец Серафим почти 3 года сопровождал гробы святых мучениц через Сибирь, Дальний Восток в Китай, и далее морями во Иерусалим. За этот подвиг о. Серафим был удостоин остаток дней провести в Гефсимании, около гроба своей духовной дочери.

 

 

 

 

 

 

 

         LUCH 2002 – 2009