... ДЕЛА
ДАВНО
МИНУВШИХ ЛЕТ,
ПРЕДАНЬЯ
СТАРИНЫ
ГЛУБОКОЙ...
Во имя
Господа
нашего
Иисуса Христа,
Сына Божия.
Я, жалкий
и
многогрешный,
недалекий
умом, осмеливаюсь
описать
житие
святого
князя Александра,
сына
Ярославова,
внука
Всеволодова.
Поскольку
слышал я от
отцов своих и
сам был
свидетелем
зрелого
возраста его,
то рад был
поведать о
святой, и
честной, и
славной
жизни его.
Но как
сказал
Приточник: "В
лукавую душу
не войдет
премудрость:
ибо на
возвышенных
местах
пребывает
она, посреди
дорог стоит,
при вратах
людей
знатных останавливается".
Хотя и
прост я умом,
но все же
начну,
помолившись
святой
Богородице и
уповая на
помощь святого
князя
Александра.
Сей
князь
Александр
родился от
отца милосердного
и
человеколюбивого,
и более всего
– кроткого,
князя
великого
Ярослава и от
матери
Феодосии. Как
сказал
Исайя-пророк:
Так говорит
Господь: "Князей
Я ставлю,
священны ибо
они, и Я их веду". И воистину,
не без
Божьего
повеления было
княжение его.
И
красив он
был, как
никто другой,
и голос его –
как труба в
народе, лицо
его – как лицо
Иосифа,
которого
египетский
царь поставил
вторым царем
в Египте,
сила же его была
частью от
силы Самсона,
и дал ему Бог
премудрость
Соломона,
храбрость же
его – как у
царя
римского
Веспасиана,
который
покорил всю
землю
Иудейскую.
Однажды
приготовился
тот царь к
осаде города
Иоатапаты, и
вышли
горожане, и
разгромили
войско его. И
остался один
Веспасиан, и
повернул
выступивших
против него к
городу, к
городским
воротам, и
посмеялся
над дружиною
своею, и
укорил её,
сказав: "Оставили
меня одного". Так же и
князь
Александр –
побеждал, но
был непобедим.
Потому-то
один из
именитых
мужей
Западной страны,
из тех, что
называют
себя слугами
Божьими,
пришёл, желая
видеть
зрелость
силы его, как
в древности
приходила к
Соломону царица
Савская,
желая
послушать мудрых
речей его.
Так и этот, по
имени Андреаш,
повидав
князя
Александра,
вернулся к
своим и
сказал: "Прошёл
я страны,
народы и не
видел такого
ни царя среди
царей, ни
князя среди
князей".
Услышав о
такой
доблести
князя
Александра,
король
страны
Римской из
северной
земли
подумал про
себя: "Пойду
и завоюю
землю
Александрову". И собрал
силу великую,
и наполнил
многие корабли
полками
своими,
двинулся с
огромным войском,
пыхая духом
ратным. И
пришел в Неву,
опьяненный
безумием, и
отправил
послов своих,
возгордившись,
в Новгород к
князю
Александру,
говоря: "Если
можешь,
защищайся,
ибо я уже
здесь и разоряю
землю твою".
Александр
же, услышав
такие слова,
разгорелся
сердцем, и
вошел в
церковь
святой Софии,
и, упав на
колени пред
алтарем,
начал молиться
со слезами:
"Боже
славный,
праведный,
Боже великий,
сильный, Боже
Превечный,
Сотворивший
небо и землю
и
Установивший
пределы
народам, Ты
повелел жить,
не преступая
чужих
границ". И,
припомнив
слова
пророка,
сказал: "Суди,
Господи,
обидящих
меня и огради
от борющихся
со мною,
возьми
оружие и щит
и встань на
помощь мне".
И,
окончив
молитву, он
встал,
поклонился
архиепископу.
Архиепископ
же был тогда
Спиридон, он
благословил
его и
отпустил.
Князь же,
выйдя из
церкви,
осушил слезы
и начал ободрять
дружину свою,
говоря: «Не в силе
Бог, но в
правде.
Вспомним
Песнотворца,
который
сказал: "Одни
с оружием, а
другие на
конях, мы же
Имя Господа
Бога нашего призовем;
они,
поверженные,
пали, мы же
устояли и
стоим прямо"».
Сказав
это, пошёл на
врагов с
малою
дружиною, не
дожидаясь
своего
большого
войска, но
уповая на
Святую
Троицу.
Скорбно
же было
слышать, что
отец его,
князь
великий
Ярослав не
знал о
нашествии на
сына своего,
милого
Александра, и
ему некогда было
послать
весть отцу
своему, ибо
уже приближались
враги. Потому
и многие
новгородцы
не успели
присоединиться,
так как
поспешил
князь выступить.
И выступил
против них в
воскресенье
пятнадцатого
июля, имея
веру великую
к святым
мученикам
Борису и
Глебу.
И
был один муж,
старейшина
земли
Ижорской, именем
Пелугий,
ему поручена
была ночная
стража на
море. Был он
крещён и жил
среди рода
своего,
язычников,
наречено же
имя ему в
святом
крещении Филипп,
и жил он
богоугодно,
соблюдая
пост в среду
и пятницу,
потому и
удостоил его
Бог видеть
видение
чудное в тот
день. Расскажем
вкратце.
Узнав о
силе
неприятеля,
он вышел
навстречу
князю
Александру,
чтобы
рассказать
ему о станах
врагов. Стоял
он на берегу
моря, наблюдая
за обоими
путями, и провел
всю ночь без
сна. Когда же
начало
всходить
солнце, он
услышал шум
сильный на
море и увидел
один насад,
плывущий по
морю, и стоящих
посреди
насада
святых
мучеников
Бориса и
Глеба в
красных
одеждах,
держащих
руки на
плечах друг
друга. Гребцы
же сидели, словно
мглою одетые.
Произнес
Борис: "Брат
Глеб, вели
грести, да
поможем
сроднику
своему князю
Александру".
Увидев
такое
видение и
услышав эти
слова мучеников,
Пелугий
стоял,
трепетен,
пока насад не
скрылся с
глаз его.
Вскоре после
этого пришел
Александр, и
Пелугий,
радостно
встретив
князя Александра,
поведал ему
одному о
видении.
Князь же
сказал ему: "Не
рассказывай
этого
никому".
После
того
Александр
поспешил
напасть на врагов
в шестом часу
дня, и была
сеча великая
с римлянами,
и перебил их
князь бесчисленное
множество, а
на лице
самого
короля оставил
след острого
копья своего.
Проявили
себя здесь
шесть
храбрых, как
он, мужей из
полка
Александра.
Первый –
по имени
Гаврило
Олексич. Он
напал на шнек
и, увидев
королевича,
влекомого
под руки,
въехал до самого
корабля по
сходням, по
которым
бежали с
королевичем;
преследуемые
им схватили Гаврилу
Олексича и
сбросили его
со сходен вместе
с конем. Но по
Божьей
милости он
вышел из воды
невредим, и
снова напал
на них, и бился
с самим
воеводою
посреди их
войска.
Второй,
по имени
Сбыслав
Якунович,
новгородец.
Этот много
раз нападал
на войско их
и бился одним
топором, не
имея страха в
душе своей; и
пали многие
от руки его, и
дивились силе
и храбрости
его.
Третий
– Яков, родом
полочанин,
был ловчим у князя.
Этот напал на
полк с мечом,
и похвалил
его князь.
Четвертый –
новгородец,
по имени
Меша. Этот пеший
с дружиною
своею напал
на корабли и
потопил три
корабля.
Пятый – из
младшей
дружины, по
имени Сава.
Этот
ворвался в
большой
королевский
златоверхий
шатер и подсек
столб
шатерный.
Полки
Александровы,
видевши
падение
шатра,
возрадовались.
Шестой – из
слуг
Александра,
по имени
Ратмир. Этот
бился пешим,
и обступили
его враги многие.
Он же от
многих ран
пал и так
скончался.
Все
это слышал я
от господина
своего великого
князя
Александра и
от иных,
участвовавших
в то время в
этой битве. Было
же в то время
чудо дивное,
как в прежние
дни при
Езекии-царе.
Когда пришел
Сенахирим,
царь
ассирийский,
на Иерусалим,
желая
покорить
святой град
Иерусалим,
внезапно
явился ангел
Господень и
перебил сто
восемьдесят
пять тысяч из
войска
ассирийского,
и, встав
утром, нашли
только
мертвые
трупы.
Так было
и после
победы
Александровой:
когда
победил он
короля, на
противоположной
стороне реки
Ижоры, где не
могли пройти
полки Александровы,
здесь нашли
несметное
множество
убитых
ангелом
Господним.
Оставшиеся
же обратились
в бегство, и
трупы
мертвых воинов
своих
набросали в
корабли и
потопили их в
море.
Князь же
Александр
возвратился
с победою, хваля
и славя имя
своего
Творца.
На
второй же год
после
возвращения
с победой князя
Александра
вновь пришли
из Западной
страны и
построили
город на
земле Александровой.
Князь же
Александр
вскоре пошёл
и разрушил
город их, до
основания, а
их самих – одних
повесил,
других с
собою увел, а
иных,
помиловав,
отпустил, ибо
был безмерно
милостив.
После
победы
Александровой,
когда победил
он короля, на
третий год, в
зимнее время,
пошел он с
великй силой
на землю
немецкую, чтобы
не
хвастались,
говоря: "Покорим
себе
славянский
народ".
А был ими уже
взят город
Псков и
наместники
немецкие посажены.
Он же вскоре
изгнал их из
Пскова и немцев
перебил, а
иных связал и
город освободил
от безбожных
немцев, а
землю их
повоевал и
пожег и
пленных взял
бесчисленное
множество, а
других
перебил.
Немцы же,
дерзкие,
соединились
и сказали: "Пойдем,
И победим
Александра, и
захватим его".
Когда
же
приблизились
немцы, то
проведали о
них стражи.
Князь же
Александр
приготовился
к бою, и пошли
они друг
против друга,
и покрылось
озеро
Чудское
множеством
тех и других
воинов. Отец
Александра,
Ярослав,
прислал ему
на помощь
младшего
брата Андрея
с большою дружиною.
Да и у князя
Александра
было много храбрых
воинов, как в
древности у
Давида-царя,
сильных и
стойких.
Так и
мужи
Александра
исполнились
духа ратного,
ведь были сердца
их как сердца
львов, и
воскликнули: "О
княже наш
славный! Ныне
пришло нам
время положить
головы свои
за тебя". Князь же
Александр
воздел руки к
небу и сказал:
"Суди
меня, Боже,
рассуди
распрю мою с
народом
неправедным
и помоги мне,
Господи, как
в древности
помог Моисею
одолеть
Амалика и
прадеду
нашему
Ярославу
окаянного
Святополка".
Была
же тогда
суббота, и
когда взошло
солнце,
сошлись
противники. И
была сеча
жестокая, и
стоял треск
от
ломающихся
копий и звон
от ударов
мечей, и
казалось, что
двинулось
замерзшее
озеро, и не
было видно
льда, ибо покрылось
оно кровью.
А
это слышал я
от очевидца,
который
поведал мне,
что видел
воинство
Божие в
воздухе, пришедшее
на помощь
Александру. И
так победил врагов
помощью
Божьей, и
обратились
они в бегство,
Александр же
рубил их,
гоня, как по
воздуху, и
некуда было
им скрыться.
Здесь
прославил
Бог Александра
пред всеми
полками, как
Иисуса Навина
у Иерихона.
А того,
кто сказал: "Захватим
Александра", - отдал Бог в
руки
Александра.
И никогда
не было
противника, достойного
его в бою. И
возвратился
князь Александр
с победою
славною, и
было много пленных
в войске его,
и вели босыми
подле коней
тех, кто
называет
себя
"божьими
рыцарям".
И когда
приблизился
князь к
городу
Пскову, то
игумены, и
священники, и
весь народ
встретили
его перед
городом с
крестами, воздавая
хвалу Богу и
прославляя
господина
князя
Александра,
поюще ему
песнь: "Ты,
Господи,
помог
кроткому
Давиду
победить
иноплеменников
и верному
князю нашему оружием
веры
освободить
город Псков
от иноязычников
рукою
Александровою".
И сказал
Александр: "О
невежественные
псковичи!
Если забудете
это до
правнуков
Александровых,
то уподобитесь
иудеям,
которых
питал
господь в пустыне
манною
небесною и
перепелами
печеными, но
забыли все
это они и
Бога своего,
избавившего
их от плена
египетского".
И
прославилось
имя его во
всех странах,
от моря
Хонужского и
до гор
Араратских, и
по ту сторону
моря
Варяжского и
до великого
Рима.
В то
же время
набрал силу
народ
литовский и начал
грабить
владения
Александровы.
Он же выезжал
и избивал их.
Однажды
случилось
ему выехать
на врагов, и
победил он
семь полков
за один выезд
и многих
князей их
перебил, а
иных взял в
плен, слуги
же его,
насмехаясь,
привязывали
их к хвостам
коней своих.
И начали они
с того
времени
бояться
имени его.
В то же время
был в
восточной
стране
сильный царь,
которому
покорил Бог
народы
многие от
востока и до
запада. Тот
царь,
прослышав о
такой славе и
храбрости
Александра,
отправил к
нему послов и
сказал: "Александр,
знаешь ли,
что бог
покорил мне многие
народы. Что
же один ты не
хочешь мне
покориться?
Но если
хочешь
сохранить
землю свою,
то приди
скорее ко мне
и увидишь
славу
царства моего".
После
смерти отца
своего
пришел князь
Александр во
Владимир в
силе великой.
И был грозен
приезд его, и
промчалась весть
о нем до
устья Волги.
И жены
моавитские
начали
стращать
детей своих,
говоря: "Вот
вдет
Александр!"
Решил
князь
Александр
пойти к царю
в Орду, и
благословил
его епископ
Кирилл. И
увидел его
царь Батый, и
поразился, и
сказал
вельможам
своим: "Истину
мне сказали,
что нет
князя,
подобного
ему". Почтив
же его
достойно, он
отпустил
Александра.
После
этого
разгневался
царь Батый на
меньшего
брата его
Андрея и
послал
воеводу своего
Неврюя
разорить
землю
Суздальскую.
После
разорения
Неврюем
земли
Суздальской
князь
великий
Александр
воздвиг
церкви, города
отстроил,
людей
разогнанных
собрал в дома
их. О таких
сказал
Исайя-пророк:
"Князь
хороший в
странах – тих,
приветлив, кроток,
смиренен – и
тем подобен
Богу".
Не
прельщаясь
богатством,
не забывая о
крови праведников,
сирот и вдов
по правде
судит, милостив,
добр для
домочадцев
своих и
радушен к
приходящим
из чужих
стран. Таким
и Бог помогает,
ибо Бог не
ангелов
любит, но
людей, в щедрости
своей щедро
одаривает и
являет в мире
милосердие
Своё.
Наполнил
же Бог землю
Александра
богатством и
славою и продлил
Бог дни его. Однажды
пришли к нему
послы от папы
из великого
Рима с такими
словами: «Папа
наш так
говорит:
"Слышали мы,
что ты князь
достойный и
славный и
земля твоя
велика.
Потому и
прислали к
тебе из двенадцати
кардиналов
двух
умнейших –
Агалдада и
Ремонта,
чтобы
послушал ты
речи их о законе
Божьем"».
Князь
же Александр,
подумав с
мудрецами своими,
написал ему
такой ответ:
"От Адама
до потопа, от
потопа до
разделения
народов, от
смешения
народов до
начала
Авраама, от
Авраама до
прохождения
израильтян
сквозь море,
от исхода
сынов Израилевых
до смерти
Давида-царя,
от начала
царствования
Соломона до
Августа и
Христова Рождества,
от Рождества
Христова и до
Распятия его
и
Воскресения,
от
Воскресения
же Его и
Вознесения
на Небеса и
до
царствования
Константинова,
от начала
царствования
Константинова
до первого
Собора и
седьмого – обо
всем этом
хорошо знаем,
а от вас
учения не примем". Они
же
возвратились
восвояси.
И
умножились
дни жизни его
в великой
славе, ибо
любил
священников,
и монахов, и
нищих, митрополитов
же и
епископов
почитал и
внимал им,
как самому
Христу. Было
в те времена
насилие
великое от
иноверных,
гнали они
христиан,
заставляя их
воевать на
своей стороне.
Князь же
великий
Александр
пошел к царю,
чтобы
отмолить
людей своих
от этой беды.
А сына
своего
Дмитрия
послал в
Западные страны,
и все полки
свои послал с
ним, и близких
своих
домочадцев,
сказав им: "Служите
сыну моему,
как самому
мне, всей жизнью
своей". И пошёл
князь
Дмитрий в
силе великой,
и завоевал
землю
Немецкую, и
взял город Юрьев,
и
возвратился
в Новгород со
множеством
пленных и с
большою
добычею.
Отец
же его
великий
князь
Александр
возвратился
из Орды от
царя, и дошел
до Нижнего Новгорода,
и там
занемог, и,
прибыв в
Городец, разболелся.
О горе тебе,
бедный
человек! Как
можешь
описать
кончину
Господина
своего! Как
не выпадут
зеницы твои
вместе со
слезами! Как не
вырвется
сердце твое с
корнем! Ибо
отца оставить
человек
может, но
доброго
Господина
нельзя
оставить;
если бы можно
было, то в
гроб бы сошел
с ним.
Много
потрудившись
Богу, он
оставил
царство
земное и стал
монахом, ибо
имел
безмерное
желание
принять
ангельский
образ. Сподобил
же его Бог и
больший чин
принять –
схиму. И такс
миром Богу
дух свой
предал
месяца ноября
в четырнадцатый
день, на
память
святого
апостола
Филиппа.
Митрополит
же Кирилл
говорил: "Дети
мои, знайте,
что уже зашло
Солнце земли
Суздальской!" Иереи и
диаконы,
черноризцы,
нищие и
богатые и все
люди
восклицали: "Уже
погибаем!"
Святое
же тело
Александра
понесли к
городу
Владимиру.
Митрополит
же, князья и
бояре и весь
народ, малые
и большие,
встречали
его в
Боголюбове
со свечами и
кадилами.
Люди же
толпились,
стремясь
прикоснуться
к святому
телу его на
честном одре.
Стояли же
вопль, и стон,
и плач, каких никогда
не было, даже
земля
содрогнулась.
Положено же
было тело его
в церкви
Рождества
святой
Богородицы, в
великой
архимандритье,
месяца
ноября в 24
день, на
память
святого отца
Амфилохия.
Было же тогда
чудо дивное и
памяти
достойное.
Когда было
положено
святое тело
его в
гробницу,
тогда
Севастьян-эконом
и
Кирилл-митрополит
хотели разжать
его руку,
чтобы
вложить
грамоту
духовную. Он
же, будто
живой,
простер руку
свою и принял
грамоту из
руки
митрополита.
И смятение
охватило их,
и едва
отступили
они от гробницы
его. Об этом
возвестили
всем митрополит
и эконом
Севастьян.
Кто не
удивится тому
чуду, ведь
тело его было
мертво и
везли его из
дальних
краев в
зимнее время.
И так прославил
Бог угодника
Своего.
Детство
его прошло в
Переславле-Залесском,
где княжил
отец.
Княжеский
постриг
отрока
Александра
(обряд
посвящения в
воины) совершал
в
Спасо-Преображенском
соборе Переславля
святитель
Симон, епископ
Суздальский
(+1226; память 10 мая),
один из
составителей
Киево-Печерского
Патерика. От благодатного
старца-иерарха
получил святой
Александр
первое
благословение
на ратное
служение во
Имя Бога, на
защиту
Русской
Церкви и
Русской
земли.
... ДЕЛА
ДАВНО
МИНУВШИХ ЛЕТ,
ПРЕДАНЬЯ
СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ...
LUCH
2007