Открытие Фестиваля приурочено к 19-му сентября: Чудо Архангела Михаила в Хонех. Представлено 150 фильмов. 5 номинаций. Впервые приняты на конкурс студенческие фильмы.

«Людям не хватает таких фильмов. В обычной жизни трудно найти родники, которые бы освежали, давали полноценное представление об окружающем мире, нравственно возрождали. На Фестивале – всё это есть!»

Гран-при VI-го Фестиваля получил фильм «SOSтояние приграничное», режиссёра из Хабаровска Альберта Самойлова. Это рассказ о трагичном состоянии Дальнего Востока. На протяжении 3-х лет авторы снимали своих героев в верхнем течении реки Амур. Русские пришли туда 360 лет назад и освоили эти дикие и малонаселенные земли. Сейчас на эти земли положил глаз Китай. А поддержки, которая нужна, чтобы сохранить эти земли для России, сегодня нет. Но там жили их предки, они продолжают там жить в забытых всеми сёлах, станицах и городках восточных рубежей России. Дальний Восток – общенациональная беда, и незря этот регион не оставляют бедствия. Мы все в ответе за то, что там происходит сегодня. http://www.youtube.com/watch?v=4Su6MQrI85w

Под крылом Архангела Михаила

http://www.kino-teatr.ru/art/3080/33394.jpg

 

11. 10. 13 г.. «БЛАГОВЕСТ». Самара, корр. Людмила Белкина. Отец Игорь – директор кинофестиваля «Соль Земли». Почти 30 лет проработал оператором документального кино. В 1983-м, когда служил в армии под Комсомольском-на-Амуре, пришёл на местную студию телевидения. Демобилизовался и на следующий день был зачислен в штат. Так начался его путь в профессию. Ещё год назад он снимал фильмы. И вот он, талантливый самарский оператор и режиссёр-кинодокументалист, круто изменил жизнь и стал священником. Это неожиданная и радостная новость. Разговор с отцом Игорем начался с поздравления и с расспросов о таком повороте судьбы. Хотя о себе священник Игорь Головлёв говорит неохотно, всё же я задала ему несколько вопросов.

Как давно Вы стали священником?

Меня рукоположил Епископ Кинельский и Безенчукский Софроний в ноябре прошлого года. Служу в Никольском храме села Богатое Самарской области. Там нас служат три священника, настоятель протоиерей Александр Пашков. В соседних селах возрождаются храмы, они находятся под нашим окормлением.

 

Кто повлиял на Ваше решение стать священником?

Какое-то время я алтарничал в Богатом, в Никольском храме. С отцом Александром мы обсуждали этот вопрос. Но думаю, всю жизнь к этому шёл. Помню первый момент, после которого начал воцерковляться. Мы вместе с писателем Алексеем Алексеевичем Солоницыным, я в качестве оператора, поехали в посёлок Саракташ, Оренбургской области, к священнику Николаю Стремскому снимать фильм о его необычной семье. Поразил уклад жизни этой семьи: у них было около сорока приёмных детей. Поразило их отношение к детям, детей к ним. Я соприкоснулся с этим миром, и он меня заставил остановиться, задуматься. Хотя до этого уже был крещён, с той поездки стал постепенно приходить к сознательной вере. Сработало операторское видение. До сих пор перед глазами стоит картина: село, летний вечер, идет худой высокий священник в чёрной рясе, а вокруг него гурьба ребятишек. Священник ведёт за собой детей. Причём, не своих родных, а детей, которых бросили или подкинули. Эта картина меня тронула больше, чем какие-то слова. А сейчас у отца Николая Дом Милосердия. Очень хочется ещё раз там побывать. И уже нашёл себе попутчиков для этой поездки.

 

У вас с Марией Серковой, дочерью известного самарского режиссёра Михаила Серкова, тоже многодетная семья, четверо детей.

Наверное, в этом у нас произошло некое подражание. Самой младшей, Ксении, пять лет, Даша 98-го года рождения, Анна двухтысячного года, Полина 92-го года. Она уже вышла замуж, и у нас есть внук Михаил. Сейчас по многим направлениям идёт наступление на семью, в глубоком понимании этого слова. А семья это основа государства, всегда так считал. Хотя как родитель понимаю, что мог бы больше дать своим детям, и ощущаю некую вину перед ними и перед Творцом, потому что Он мне их вверил.

 

Часто говорят: дети помешают карьере, творчеству. Вы же с Марией, кажется, успевали все и всегда, и семьёй заниматься, и творчеством, и фестивалем «Соль Земли»:

Мария его президент, вы директор. Есть ощущение Божией помощи семье, когда рождаются дети?

Конечно. Это во всем чувствуется. Когда мы делаем к Богу один шаг, Он делает нам навстречу десять шагов, а может быть и больше. Столько, сколько нам полезно. Одна из номинаций нашего фестиваля называется «ЧТИ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ». Мы в неё принимаем фильмы, направленные на укрепление семьи и связи между поколениями. Всегда это было абсолютно естественным, нормальным, когда дети помогали родителям, а родители, когда у них была возможность, помогали воспитывать внуков. Сейчас же часто или взрослые дети сидят на шее у родителей, или родители считают: мы вас вырастили, дали диплом, а дальше живите как хотите. Нравственные правила мы должны прежде относить к себе. Если Господь даёт тебе силы, всегда помогай близким.

 

http://smr.arriva.ru/modules/photobank/resources/categ_46/520x345/0072/3905.jpg 

http://smr.arriva.ru/modules/photobank/resources/categ_46/520x345/0072/3906.jpg

 

http://solzemli-samara.ru/images/archive/2011/103.JPG

 

 

Когда стали священником, что-то изменилось в вашей семье?

Конечно, это изменило стиль жизни, потому что в некоторые дни у меня Служба, подготовка к ней. Надеюсь, что бури мира сего будут меньше воздействовать на мою семью. Ответственности больше. Надев рясу, уже несешь огромную ответственность.

 

Как появился ваш фестиваль «Соль Земли»? Название его очень удачное.

Оно взято из Евангелия. Маше первой оно пришло в голову. Мы работали и работаем с Клубом Почётных Граждан Самарской области, делали киноэнциклопедию «Лучшие люди губернии». Увидев в этих людях красоту духа, самоотверженность, стали думать, как расширить это направление работы. Так вместе с нашим воцерковлением родился Фестиваль «Соль Земли». Не сугубо церковных фильмов, а всех тех кинолент, чьи авторы стоят на позициях милосердия, любви к ближнему и не забывают о главном: стремлении человека к небу. Стараемся при отборе фильмов эти принципы соблюдать. Постепенно вокруг Фестиваля собрались единомышленники и друзья. Увеличилось количество фильмов, которые присылают на конкурс. В этом году пришло 150 работ, из них мы отобрали около 40. Основной площадкой фестиваля с первых шагов был и остаётся Центр Российской Кинематографии «Художественный». У нас фестиваль приурочен к 19 сентября: Чуду Архангела Михаила в Хонех. Взяли на себя такую смелость избрать его Небесным покровителем. В том числе и потому, что отец Марии, режиссёр Михаил Михайлович Серков, стоял у истоков Фестиваля, хотя начался он уже после его смерти. Серков всегда был за нравственное кино, старался своими фильмами расшевелить людей. Третий год у нас учреждена награда «За честь и достоинство в профессии». Первую получили дочери давно ушедшего от нас самарского фронтового оператора Николая Киселёва. В этом году её удостоен кинодокументалист из С-Петербурга Михаил Сергеевич Литвяков, создавший С-Петербургский фестиваль «Послание к человеку». Глубоко верующий, с его помощью восстановлен храм в С-Петербурге, и сам помогает там в алтаре. Наш фестиваль проходит при поддержке Правительства Самарской области. С этого года учреждён Приз Губернатора Самарской области, вручён фильму «Простой епископ» Татьяны Карповой, Москва, о Митрополите Иннокентии (Вениаминове): выдающемся миссионере, учёном и государственном деятеле, сорок пять лет служившем делу распространения Христианства на Аляске, в Сибири, на Камчатке и в Приамурье. В этом году VI Фестиваль открылся показом фильмов студентов ВГИКа. Член жюри Галина Семеновна Прожико представляла эти фильмы. Из кинозала никто не ушёл равнодушным. Незашоренный взгляд студентов на многие явления был как струя свежего воздуха. Показ студенческих работ, надеемся, станет традицией фестиваля.

 

Были на фестивале зрители?

В этом году их было много. Мы взаимодействовали с Министерством образования Самарской области, благодаря их помощи приходили на просмотры школьники и оставляли самые тёплые отзывы о фильмах. Нас долго отучали от документального кино и продолжают отучать. Наши фильмы не находят своего места на телевидении. Как-то программный директор одного самарского телеканала обратилась к нам с предложением показать у них наши фестивальные фильмы. Мы отобрали лучшие ленты, которые у нас занимали первые места. А жюри у нас профессиональное, это профессора ВГИКа, операторы профессионального кино. Отдали туда фильмы и тишина. Через некоторое время решили сами позвонить, узнать. Они сказали: «Не можем показать ваши фильмы».   «Почему?»   «Там же надо думать». Телевидение сегодня даёт разжеванные суррогаты, хочешь-не хочешь, глотай. А документальное кино, наоборот, предоставляет свободу увидеть какую-то личность, явление, сформировать своё мнение. Оно предполагает спокойную манеру изложения, а не клиповую, когда не успеваешь подумать ни о чём в этом мельтешении. В этом году к нам приезжал президент Гильдии киноведов и кинокритиков Андрей Шемякин, который представил свой фильм о своих родителях и показал его на кафедре Журналистики в Самарском Госуниверситете. Его не хотели отпускать из зала. Людям не хватает таких фильмов. Но в обычной жизни, не прилагая каких-то усилий, трудно найти эти родники, которые бы освежали человека, давали ему полноценное представление об окружающем мире. А на фестивале это есть. Есть ряд фильмов, которые человека нравственно переворачивают.

Архимандрит Вениамин (Лабутин) вручает приз фестиваля, статуэтку Архангела Михаила,

режиссёру Ирине Волох, автору фильма «Братская свеча».

Какие фильмы прежних лет вы бы отметили?

На первом фестивале первое место в номинации «РУССКИЙ СОБОР» занял фильм «Батяня, батюшка комбат» о священнике из Сибири, достаточно молодом, к сожалению, он уже ушёл из жизни. Ему в двенадцать лет отец подарил ружье, он сам ходил в тайгу на охоту. Он стал священником, но у него остался тесный контакт с природой, с Байкалом. Он всё это старался передать мальчишкам, которым не хватало родительского внимания, и они от него не отходили. У него появились единомышленники, которые помогали воспитывать ребят воинами, хозяевами земли. Тема священства и отцовства звучала и в фильме «Первая высота», где священник, бывший альпинист, поднимается на Эльбрус вместе с ребятами. На вершине он служит Литургию. Это фильм опять же о тех пастырях, которые полагают душу свою за овцы. К тому же мальчишке обязательно надо какое-то приключение, преодоление, положительный пример, подвиг.

 

На последнем фестивале в номинации «КАМО ГРЯДЕШИ?» о противоречивых явлениях нашей жизни меня поразил фильм «День Ангела». Это фильм о колонии, где отбывают наказание девушки от четырнадцати до восемнадцати лет. Колония находится на территории бывшего монастыря, там действует храм. Режиссеру Олегу Якушенкову из Москвы удалось за короткое время, которое было отведено на съёмки, раскрыть внутренний мир этих девчонок. Мы видим, что это не какие-то «исчадия ада», как кто-то мог бы подумать, а такие же люди, как те, которые находятся рядом с нами. Но в силу обстоятельств они повели себя в какой-то момент чересчур необдуманно или, наоборот, хотели себя как-то проявить и в итоге совершили преступление. Но видно, что в них осталась чистота, они раскаиваются. Фильм получил приз номинации и был отмечен призом зрительских симпатий. Там прекрасная музыка и операторская работа.

 

Фильм «Братская свеча» режиссёра Ирины Волох привезли кинематографисты студии во имя св. Иоанна Воина, мастерской Свято-Елисаветинского женского монастыря (г. Минск). В деревне Лука, Брестской области, сохранился старинный обычай: к празднику Рождества Христова мужчины раз в два года всем миром изготавливают две большие свечи высотой около двух метров. На пожертвованные односельчанами деньги покупают воск. Потом назначают день, собираются и начинают разминать воск руками, ставить свечу к потолку. Все катают вручную свечу. Готовят совместную жертву Богу. Потом освящают эти свечи в Свято-Никольском храме села Городная. Зажигают братскую свечу на Службе Рождества Христова. Главный герой читает Апостол. Эту свечу будут зажигать весь год на Литургии в большие праздники с верою в милость Божию. Сюжет простой: соборно трудиться Богу. И настолько же он трогательный. Фильм занял первое место в номинации «Русский Собор».

 

http://samarskieizvestia.ru/ckfinder/userfiles/images/2013/09_13/170_2.jpg

Приз губернатора вручает Ольга Рыбакова.

 

http://www.miloserdie.ru/fotorep/26-09-2013-6/18.JPG Всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли» 

Директор и президент Фестиваля «Соль Земли»

Отец Игорь и матушка Мария Головлёвы.

 

Из подмосковного города Жуковского нам прислали великолепный фильм «Отец Димитрий, гвардии майор», режиссёр Константин Давыдкин. Фильм повествует о военном лётчике, который в какой-то момент, как он сам рассказывает, захотел понять, почему у его предшественников, русских офицеров, было столь развито чувство чести, достоинства, была любовь к Богу. Он оставил службу, стал священником. Но Епископ его благословил опять вернуться в армию. Сейчас он является кадровым офицером, инструктором, обучает других ратному делу, летает, но при этом не оставляет и пастырское служение. Служит и Родине, и Богу.

 

Фильм «Лоцман во времени» Александра Киселёва, С-Петербург, победил в номинации «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС». В центре фильма фигура лоцмана Сергея, который работает в порту нашей северной столицы. Он создал целую галерею необычных фотографий, где соединены в одно современные виды города на Неве со снимками того же места военных лет. По современному беззаботному городу идет на фронт отряд солдат в шинелях. По праздничному городу везут тела погибших в блокаду. Сергей говорит, что если мы забываем Историю, мы превращаемся просто в социальное стадо. Мы не должны никогда забывать о тех людях, которые выстояли в этом городе. За что ленинградцам выпала такая доля? этот вопрос еще ищет свой ответ во времени. Человек привыкает мыслить какими-то клише, а фильм заставляет нас обратить свой взгляд в прошлое и направить его в будущее. Так ли мы живем, чтобы это не повторилось? Это осознание себя не только в пространстве, но и во времени, и самое главное, в вертикали.

 

В фильме «Москва – Берлин» Юрия Кузавкова, Москва, лучшем в номинации «ВРЕМЕНА НЕ ВЫБИРАЮТ», сравнивается, как жили простые люди в российской и германской столицах перед Второй Мировой войной. Что они чувствовали, о чем мечтали, не понимая, что остался всего шаг до катастрофы… Гран-при получил фильм «SOSтояние приграничное» режиссёра из Хабаровска Альберта Самойлова. Это фильм о трагичном состоянии Дальнего Востока. На протяжении трёх лет авторы снимали своих героев в верхнем течении реки Амур. Русские пришли туда 360 лет назад и освоили эти дикие и малонаселенные земли. Сейчас эти земли очень притягательны для Китая. А той поддержки, которая нужна, чтобы сохранить эти земли для России, сегодня недостаточно оказывается. Но там жили их предки, они продолжают там жить в забытых всеми сёлах, в станицах и городках восточных рубежей России. Этот фильм был отвергнут многими фестивалями в силу своей остроты. На фестивале много подобных искренних честных лент. Так, фильм «Вернулись мы на Родину» рассказывает о тех людях, кто вернулся в Россию из азиатских республик. Они до сих пор не смогли восстановить полноценную жизнь, живут в вагончиках, но не ропщут. Они ведь на Родине!

 

В этом году было представлено и пять самарских документальных фильмов. Для многих режиссеров фестиваль «Соль Земли» становится толчком к творчеству. Так, в прошлом году режиссер Олег Якушенков сказал: «Благодаря вашему фестивалю я вернулся в профессию кинодокументалиста. Я увидел, что документальное кино востребовано, оно нужно». А в этом году он представил на фестивале прекрасный фильм «День Ангела». И зрители говорят: «Мы даже не подозревали, что существует такое кино. Доброе!»

 

Награждение лауреатов Фестиваля прошло в Самаре

http://st.kinopoisk.ru/images/film_events/268.jpg

 

20. 09. 13 г., Самарские Известия. Юлия Волкова. САМАРА. Вчера, 19 сентября, в Самарском театре Оперы и Балета состоялось торжественное награждение победителей VI Открытого Всероссийского фестиваля документальных фильмов «Соль земли». Зал был полон. Зрители даже толпились на балконах. За победителей пришла порадоваться публика самого разного возраста. Награждение проходило по номинациям. Приз зрительских симпатий получил режиссёр фильма «День Ангела» Олег Якушенков из Москвы. Он также стал победителем в номинации «Камо грядеши?..». – Это всего лишь отрывок большой картины, сказал со сцены Олег Якушенков. – Делая этот фильм в женской колонии, я познакомился с батюшкой Игнатом, который был настоятелем храма, построенного женщинами, отбывающими срок. И я спросил у него, как ему удается врачевать сердца осужденных девушек? Он ответил, что единственный ключ к сердцу это любовь.


Приз губернатора вручала министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова. Он достался режиссёру из Москвы Татьяне Карповой (фильм «Простой епископ»). – Фестиваль проходит в Самаре шестой год, говорит Ольга Васильевна. – Нам удалось сохранить кинотеатр «Художественный» и сделать традиционным кинофестиваль. Я слышала, как говорили присутствующие здесь гости, что, к сожалению, на показах фильмов было мало зрителей. Думаю, что в следующем году мы исправим эту ситуацию.

 

Гран-при фестиваля получил режиссер Альберт Самойлов из Хабаровска за картину «SOSтояние приграничное». В номинации «Лучший оператор» наградили Бориса Кравкина, который смог поэтическим языком передать замысел режиссёра в картине «Дыхание тундры». Все победители получили серебряные статуэтки Архангела Михаила – символа Фестиваля. К тому же дата награждения совпала с Днём святого Покровителя. 

 

Серкова Мария Михайловна, президент фестиваля «Соль земли»:

Я бы сравнила документальное кино с гуслярами, которые раньше ходили по Руси и через песню, часто иносказательно, выражали мысли, чаяния людей. Как говорили: пока ходят по Руси гусляры, жива душа народа. Мне кажется, что и документальное кино – это душа народа. К сожалению, очень много фильмов печальных, но даже несмотря на эту печаль, настолько преображаешься, когда их смотришь, получаешь такую мощную отдачу, что хочется жить. Вот почему гусляры – один из главных символов Фестиваля.

 

Всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли»

Гусляры, сказители, скоморохи, поэты – соль Земли Русской.

 

Прожико Галина Семёновна, профессор ВГИК, заслуженный работник культуры РФ:

Мне вспомнились слова из чеховской «Чайки»: «Неси свой крест и веруй». Мы не можем мгновенно изменить ситуацию и с документальным кино, и с утратой высоких нравственных и эстетических ценностей в обществе. Но каждый должен делать то, что должен, свой маленький труд на своём участке. И может быть, на этом фестивале «Соль земли» зритель – хотя бы один – сделает для себя выбор. Выбор серьёзного кинематографа, серьёзного искусства… Это особенно важно, когда речь идёт о молодых людях.

Я преподаю, и мне много приходится общаться с молодыми и пользоваться таким Интернет-ресурсом, как торренты – файлообменники, где есть и огромный каталог документальных фильмов. Я читаю комментарии молодых людей, которые скачивают картины – документалистику эпохи СССР, фильмы об истории, православии, – и всякий раз радуюсь, когда вижу очень большие цифры, указывающие число тех, кого заинтересовал тот или иной фильм…

 

Конкин Владимир Алексеевич, заслуженный артист России:

В Саратове, где я вырос, был кинотеатр «Победа», и один из трёх его залов – Зелёный – был полностью отдан научно-популярному и хроникальному кино. Мои родители с пяти лет водили меня в этот Зелёный зал, и мы смотрели фильмы о космосе, о животных, об Истории, Географии… Ведь очень важно, когда это формирует маленького человека… И задача фестиваля, мне кажется, быть тем родником около великой Волги, который питает великую реку своими дивными ручейками. Восполнять то, что раньше делали общество «Знание», общество книголюбов – те общественные организации, которые действительно просвещали наше население. Сейчас, простите, всё больше снимают штаны, а не кино. А документальное кино обращено к человеку. И для меня отрадно видеть, сколько молодых людей приехали на этот фестиваль, потому что коли молодые люди занимаются этим, значит, не всё ещё захрюкали. А кому-то очень хочется, чтобы мы захрюкали окончательно.

 

Мордвинова Вера Ивановна, киновед, член жюри Фестиваля:

Главная заслуга фестиваля «Соль земли» в том, что он подходит в историческом контексте к проблеме положительного героя. Я отсматривала все фильмы, которые приходили к нам на протяжении всех этих лет, и не могла не заметить, какой любопытный крен может дать документальный материал. Сегодня мы уже не можем рассматривать отдельно одного героя документального фильма, его конфликт с окружающей действительностью в отстаивании своих идеалов, в борьбе с негативными явлениями. На мой взгляд, речь идёт уже о некоем коллективном герое. Сложилась очень любопытная ситуация: один герой как бы дополняет другого, они показывают жизнь разными гранями, как в этом году, когда несколько фильмов на фестивале посвящено женским судьбам.

 

Протоиерей Алексий Богдан, священник Покровского собора, Самара:

Документальное кино вскрывает проблемы, показывает реальную жизнь. Хорошо было бы, если бы оно составляло альтернативу гламуру на телеэкране, в художественных фильмах, фантастике, блокбастерам и всякого рода шоу, которые всегда лгут, отводят от реальности, травят душу и мозги. Хотелось бы, чтобы современная документалистика несла в себе утраченную сегодня на ТВ высокую духовность. И не просто рассказывала бы о бедах, но показывала причины, путь к исправлению человеком самого себя, к улучшению мира и жизни на Земле.

http://solzemli-samara.ru/images/jury/priz2.gif

 

http://pravlugansk.blogspot.com/2012/05/v.html

 

http://www.luchmir.com/Rights_files/Navna13.htm

 

«ЗИМА, УХОДИ!» снят с показа на Фестивале в Тюмени.

 

 

Мы все за Культуру в Православии и за действенную Веру, преобразующую мир!

 

 

 

LUCH 2013